Большой передел мира
266,539,324 521,836
 

  XOID ( Слушатель )
12 июл 2016 22:17:36

Война в Сирии и военная тактика исторического халифата

новая дискуссия Дискуссия  163

Война в Сирии и военная тактика исторического халифата



Исторический экскурс

К 630 году от РХ, в мировой политике сложилась уникальная ситуация. Такого торжества христианства не было ни до, ни после этого времени. В результате последней византийско-иранской войны(602-628 гг) империя Сасанидов получила страшный удар. В 624 году император Ираклий I вторгся в самое сердце Персидской империи, взял город Гандзак и развеял по ветру, прах(священный пепел) Заратустры и сжёг все храмы, в отместку за взятие персами Иерусалима в 614 г.

Характер иранского неозораостризма, был малость патриархален и страдал одним существенным атавизмом. Там была очень чёткая иерархия ценностей в отличии от христианства и ислама, причём эти ценности имели главным образом не идеологический образ, а чисто материальный. Спалив Гандзак византийский император убил хоть и нео, но очень древнюю языческую религию и христианство выиграло не столько войну сколько соревнование религий. В результате шло активное крещение уже самих персов.

Но как же так получилось что две самые могущественные державы потерпели фиаско в сражении с слаборазвитыми кочевниками Аравийского полуострова? Они ослабли от постоянных войн с друг другом и соседями варварами? Да, но этого было бы недостаточно. Там было много факторов, но такое исследование лучше оставить для другого случая, а сейчас рассмотреть некоторые приёмы ведения войны арабскими мусульманами в годы их наибольших успехов.

Актуальность такого исследования подтверждается расширением угрозы международного псевдоисламского терроризма и судя по некоторым данным террористы ищут вдохновение именно в этих примерах легендарного исламского завоевания Ближнего Востока.

Чем же брало арабское воинство своих врагов на поле боя в 30-е годы 7 века. Характерные приёмы которые террористы пытаются использовать в наши дни.

1. Разведка
Арабские отряды отличались очень тщательной разведкой противника и театра военных действий. Данные разведки оказывали очень большое значение на их поведение.

2. Манёвренный характер войны.
Будучи кочевниками арабы хоть и использовали пехоту но и та передвигалась обычно на верблюдах. Таким образом пехота и кавалерия всегда взаимодействовали. Конечно арабы были хуже вооружены но были легче на марше и в маневрировании. Например величайший полководец того времени Халид ибн Валид узнал от своей разведки что противник выступает против него с пехотой. Но к городу Убалла которому угрожали арабы вели две дороги. Отправив письмо персидскому губернатору из одного пункта, ХиВ выступил в пункт на другой дороге чтобы измотать тяжёловооружённого противника маршами. Губернатор прибыл в пункт где как он считал его ждал противник, но получил известие что противник находится в другом и по другой дороге угрожает его городу. Он перешёл туда, в то время как ХиВ сделал переход к изначальному пункту, по прежнему угрожая городу. Тогда персы совершили обратный форсированный переход  и были немедленно атакованы, совершенно выбившиеся из сил были разбиты. Это показывает использование разведки и манёвренности «в одном флаконе». Кроме того тут показан пример изматывания тяжело оснащённого противника ложными перемещениями.

3.Стойкость
Арабское войско состояло из двух частей. Арабской иррегулярной кавалерии и спешенных воинов зачастую религиозных фанатиков а по сути смертников которые и обеспечивали устойчивость боевого ордера. «Прими ислам — и спасёшься. Либо согласись платить джизью — и тогда ты и твои люди будете под нашей защитой. Откажешься — пеняй на себя, ибо я приду с людьми, которые жаждут смерти так же, как ты жаждешь жизни». Так писал ХиВ у которого кроме воинов племён, было 10 000 добровольцев смертников, персидскому губернатору ультиматум.  Раньше в доисламское время арабы воевали в основном как кавалеристы и не участвовали самостоятельно в регулярных сражениях, так как у них не было стоящих линейных войск. Теперь же они у них появились и племенная кавалерия, вела в основном разведку, отвлекающие и изматывающие действия или маневрировала во фланг и тыл, опираясь на устойчивый агрессивный центр. То есть все эти тапочники на «тойчанках»  являются лишь ополченцами, главная сила у современных террористов в Сирии и Ираке используется либо в качестве шахидов-подрывников либо как опора в устойчивой обороне заранее подготовленных позиций и на камеру позирует редко. Поэтому добраться до центров сопротивления противника не очень сложно, как например в случае с Манбиджем, где тапочников отогнали относительно легко с периферии,  но дальше увязли в позиционных боях, в то время как племенные ополчения кружат вокруг в поисках слабых мест для ударных отрядов.

4. Окружение и преследование.
После нескольких начальных побед арабское воинство обнаружило, что бежавших с поля боя врагов, вновь вооружают и выставляют против них в новых боях. Это привело к изменению тактики с целью нанесения противнику максимальных потерь и даже истреблению пленных. Тактика стала предусматривать окружение, прижимание к естественным преградам(напр реки, каналы и тп) и активное преследование, которое стало обязательным приёмом в рамках ведения боя. Цель этой тактики уничтожить как можно больше противников.

5. Ночные атаки.
В ходе войны ХиВ три раза подряд повторил приём ночной атаки лагеря противника с трёх направлений , тремя оперативными группами. Этот приём очень эффективен против слабо укреплённых лагерей противника и усиливается внезапностью и разными направлениями угрозы. Но это требует известной доли координации и если противник укрепился и владеет оперативной обстановкой, то такие атаки могут и не привести к успеху, однако темнота как и характер местности,  способствует более безопасному отступлению ударных бандгрупп.

6. Отступление
Арабы 7 века очень ценили такое тактическое построение, которое бы обеспечивало им удобство отступления. Будучи более мобильными чем их противники они легко избегали таким образом серьёзных потерь, в случае неудачного хода сражения. Но не менее они ценили и отсутствие такого удобства для противника. Обычно если противнику некуда отступать он сражался более энергично, но в определённый момент ломался, когда например как у Фируза в 634 г, арабы захватили единственный мост по которому персы и византийцы могли отступить за Евфрат.

7. Обман
Для кочевых арабов, поднаторевших на малых племенных войнах, обман был частью оперативного искусства. В частности в 4 дневном сражении при Кадесии это продемонстрировали подкрепления, которые подходили частями. Причём их командиры вводили их сознательно малыми частями по всему фронту(по 70 человек) поднимая пыль и создавая впечатление что подкрепления идут непрерывно и что их больше чем было на самом деле. Причём ночью часть войска уходила в пустыню, а утром возвращалась, изображая мощную подмогу.

8. Пыльные бури.
Использование пыльных бурь для неожиданных атак имеет давнюю историю. И при Ярмуке и при Кадесии этот приём использовался и даже назывался нередко главной причиной побед арабов в этих сражениях. Описывалось это как ветер в лицо противника, который арабы воспринимали как помощь Аллаха. Но вполне вероятно что речь идёт о пыльных бурях, которые как мы видели в Сирии и Ираке используют и воспринимаются наверное точно также.

Это конечно далеко не все приёмы, но аналогии имеют место быть, по моему скромному мнению.
  • +1.21 / 26
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  XOID ( Слушатель )
13 июл 2016 15:24:04
9. Смерть командиров

Для обычной регулярной армии, смерть командира(командиров) является важным негативным фактором, который нередко приводил к бегству их войск. На арабов этот фактор практически не влиял. Потому что главной силой в бою были фанатики с крепкой психологией и кроме того они этот фактор учитывали. Так Мухаммед посылая войска, которые в 628 году не смогли одолеть византийцев при Муте, дал подробные указания чередования командования для 3 подряд командиров а на случай если они все погибнут(что и произошло) воины должны были сами выбрать себе командира. Поэтому обычно смерть каких то лидеров боевиков обычно никаких особых последствий не имеет. Собственно этот же принцип заложен и в самом исламе, которой является горизонтальной религией. В исламе нет чёткой иерархии, как например в христианстве. Религиозный авторитет там только тот, кого признают авторитетом сами мусульмане. 

10. Диспозиция.

У арабов что тогда, что сейчас не было привычки создавать какие то мощные объединения войск до битвы. Обычной практикой было разбить войско на несколько колонн, что было удобно при маневрировании и более удобно по части снабжения на местности. Проблемы координации решались просто изначально более манёвренным составом войск(даже если колонны будут подходить неравномерно, при более низкой мобильности противник не сможет разбить их по частям). Поэтому их противникам было трудно определить основное направление удара или основную угрозу и отличить её от второстепенных. 
  • +0.41 / 8
  • АУ