Война в Сирии и военная тактика исторического халифатаИсторический экскурс
К 630 году от РХ, в мировой политике сложилась уникальная ситуация. Такого торжества христианства не было ни до, ни после этого времени. В результате последней византийско-иранской войны(602-628 гг) империя Сасанидов получила страшный удар. В 624 году император Ираклий I вторгся в самое сердце Персидской империи, взял город Гандзак и развеял по ветру, прах(священный пепел) Заратустры и сжёг все храмы, в отместку за взятие персами Иерусалима в 614 г.
Характер иранского неозораостризма, был малость патриархален и страдал одним существенным атавизмом. Там была очень чёткая иерархия ценностей в отличии от христианства и ислама, причём эти ценности имели главным образом не идеологический образ, а чисто материальный. Спалив Гандзак византийский император убил хоть и нео, но очень древнюю языческую религию и христианство выиграло не столько войну сколько соревнование религий. В результате шло активное крещение уже самих персов.
Но как же так получилось что две самые могущественные державы потерпели фиаско в сражении с слаборазвитыми кочевниками Аравийского полуострова? Они ослабли от постоянных войн с друг другом и соседями варварами? Да, но этого было бы недостаточно. Там было много факторов, но такое исследование лучше оставить для другого случая, а сейчас рассмотреть некоторые приёмы ведения войны арабскими мусульманами в годы их наибольших успехов.
Актуальность такого исследования подтверждается расширением угрозы международного псевдоисламского терроризма и судя по некоторым данным террористы ищут вдохновение именно в этих примерах легендарного исламского завоевания Ближнего Востока.
Чем же брало арабское воинство своих врагов на поле боя в 30-е годы 7 века. Характерные приёмы которые террористы пытаются использовать в наши дни.
1. Разведка
Арабские отряды отличались очень тщательной разведкой противника и театра военных действий. Данные разведки оказывали очень большое значение на их поведение.
2. Манёвренный характер войны.
Будучи кочевниками арабы хоть и использовали пехоту но и та передвигалась обычно на верблюдах. Таким образом пехота и кавалерия всегда взаимодействовали. Конечно арабы были хуже вооружены но были легче на марше и в маневрировании. Например величайший полководец того времени Халид ибн Валид узнал от своей разведки что противник выступает против него с пехотой. Но к городу Убалла которому угрожали арабы вели две дороги. Отправив письмо персидскому губернатору из одного пункта, ХиВ выступил в пункт на другой дороге чтобы измотать тяжёловооружённого противника маршами. Губернатор прибыл в пункт где как он считал его ждал противник, но получил известие что противник находится в другом и по другой дороге угрожает его городу. Он перешёл туда, в то время как ХиВ сделал переход к изначальному пункту, по прежнему угрожая городу. Тогда персы совершили обратный форсированный переход и были немедленно атакованы, совершенно выбившиеся из сил были разбиты. Это показывает использование разведки и манёвренности «в одном флаконе». Кроме того тут показан пример изматывания тяжело оснащённого противника ложными перемещениями.
3.Стойкость
Арабское войско состояло из двух частей. Арабской иррегулярной кавалерии и спешенных воинов зачастую религиозных фанатиков а по сути смертников которые и обеспечивали устойчивость боевого ордера.
«Прими ислам — и спасёшься. Либо согласись платить джизью — и тогда ты и твои люди будете под нашей защитой. Откажешься — пеняй на себя, ибо я приду с людьми, которые жаждут смерти так же, как ты жаждешь жизни». Так писал ХиВ у которого кроме воинов племён, было 10 000 добровольцев смертников, персидскому губернатору ультиматум. Раньше в доисламское время арабы воевали в основном как кавалеристы и не участвовали самостоятельно в регулярных сражениях, так как у них не было стоящих линейных войск. Теперь же они у них появились и племенная кавалерия, вела в основном разведку, отвлекающие и изматывающие действия или маневрировала во фланг и тыл, опираясь на устойчивый агрессивный центр. То есть все эти тапочники на «тойчанках» являются лишь ополченцами, главная сила у современных террористов в Сирии и Ираке используется либо в качестве шахидов-подрывников либо как опора в устойчивой обороне заранее подготовленных позиций и на камеру позирует редко. Поэтому добраться до центров сопротивления противника не очень сложно, как например в случае с Манбиджем, где тапочников отогнали относительно легко с периферии, но дальше увязли в позиционных боях, в то время как племенные ополчения кружат вокруг в поисках слабых мест для ударных отрядов.
4. Окружение и преследование.
После нескольких начальных побед арабское воинство обнаружило, что бежавших с поля боя врагов, вновь вооружают и выставляют против них в новых боях. Это привело к изменению тактики с целью нанесения противнику максимальных потерь и даже истреблению пленных. Тактика стала предусматривать окружение, прижимание к естественным преградам(напр реки, каналы и тп) и активное преследование, которое стало обязательным приёмом в рамках ведения боя. Цель этой тактики уничтожить как можно больше противников.
5. Ночные атаки.
В ходе войны ХиВ три раза подряд повторил приём ночной атаки лагеря противника с трёх направлений , тремя оперативными группами. Этот приём очень эффективен против слабо укреплённых лагерей противника и усиливается внезапностью и разными направлениями угрозы. Но это требует известной доли координации и если противник укрепился и владеет оперативной обстановкой, то такие атаки могут и не привести к успеху, однако темнота как и характер местности, способствует более безопасному отступлению ударных бандгрупп.
6. Отступление
Арабы 7 века очень ценили такое тактическое построение, которое бы обеспечивало им удобство отступления. Будучи более мобильными чем их противники они легко избегали таким образом серьёзных потерь, в случае неудачного хода сражения. Но не менее они ценили и отсутствие такого удобства для противника. Обычно если противнику некуда отступать он сражался более энергично, но в определённый момент ломался, когда например как у Фируза в 634 г, арабы захватили единственный мост по которому персы и византийцы могли отступить за Евфрат.
7. Обман
Для кочевых арабов, поднаторевших на малых племенных войнах, обман был частью оперативного искусства. В частности в 4 дневном сражении при Кадесии это продемонстрировали подкрепления, которые подходили частями. Причём их командиры вводили их сознательно малыми частями по всему фронту(по 70 человек) поднимая пыль и создавая впечатление что подкрепления идут непрерывно и что их больше чем было на самом деле. Причём ночью часть войска уходила в пустыню, а утром возвращалась, изображая мощную подмогу.
8. Пыльные бури.
Использование пыльных бурь для неожиданных атак имеет давнюю историю. И при Ярмуке и при Кадесии этот приём использовался и даже назывался нередко главной причиной побед арабов в этих сражениях. Описывалось это как ветер в лицо противника, который арабы воспринимали как помощь Аллаха. Но вполне вероятно что речь идёт о пыльных бурях, которые как мы видели в Сирии и Ираке используют и воспринимаются наверное точно также.
Это конечно далеко не все приёмы, но аналогии имеют место быть, по моему скромному мнению.