Читать здесьКак известно, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А еще рекомендуется делать лимонад из доставшихся лимонов. Несмотря на банальность, эти мысли ничуть не утеряли своей правоты. Так что стоит взглянуть на ситуацию с российскими олимпийцами (вне зависимости от того, чем дело кончится), оттолкнувшись от этих мудростей, и попытаться осмыслить происходящее в, так сказать, глобальном масштабе.
Первое – и самое очевидное: даже тотальное отстранение России и ее сборной от Олимпиады, буде таковое состоится, нас точно не убьет. Безусловно, для некоторого круга людей (спортсменов, тренеров, болельщиков) это станет болезненным ударом, но однозначно не смертельным.
А значит, можно порадоваться, что мы в итоге усилимся, и тогда имеет смысл взглянуть на происходящее немного отстранившись. В конце концов, вся эта история крайне поучительна, и из нее явно стоит сделать выводы.
Главная проблема в этом спортивном скандале не в том, что мы стали уязвимы из-за удара Запада, а в том, что Запад ударил именно туда, где мы были наиболее уязвимы. Однако эта уязвимость возникла не из-за их стараний, а по совершенно нашим внутренним причинам, а конкретно – из-за системных пороков российской спортивной бюрократии, которая за прошедшее время продемонстрировала потрясающий уровень непрофессионализма, халатности, а местами откровенной глупости. Одно нахождение на ключевой должности такого персонажа как Родченков говорит о феноменальной бездумности принимавших данное решение. И винить нам за это некого, кроме Минспорта, самих себя, ну, и Кремля, разумеется. Но об этом чуть позже.Для начала стоит признать, что российская спортивная система – плоть от плоти тучных 2000-х. Пролившийся на российский спорт нефтедолларовый дождь породил в нем все те же достоинства и пороки, что и в остальной стране. С одной стороны, едва ли не первый в истории страны период спокойного и расслабленного благополучия. С другой, распилы, откаты и прочие коррупционные прелести. Ну, а с третьей стороны, щедрая на таланты российская земля, которая регулярно рождает очередных чемпионов и рекордсменов, благодаря которым чиновничья братия могла рулить отечественным спортом, наслаждаясь всеми возможными благами и не беспокоясь по поводу немногочисленных неудач. В общем, спортивный государственный менеджмент у нас сложился как синекура, которая, по сути, ничего не требовала от своих членов.
А потом грянули новые времена.
Хотя нет, в том-то и дело, что они не грянули, а начали потихоньку, сначала почти незаметно вступать в свои права. Каким удивлением не только для Запада, но и для самой России стала операция «Вежливые люди», когда вдруг выяснилось, что армия-то у нас уже несколько лет полным ходом (но не громко) модернизируется.
Да и с самого начала противостояния с Западом руководство страны, во главе с президентом, старательно подчеркивало, что Россия будет продолжать жить нормальной жизнью, без общественных мобилизаций и изоляций. Однако вот уже третий год постепенно, но неуклонно в жизнь рядовых граждан и все большего количества структур вползает эта самая мобилизация.
Спецслужбы работают на износ по предотвращению террористических угроз. Вооруженные силы не вылезают из учений, а теперь переключились и на реальную войну. Ключевые отрасли, вроде сельского хозяйства и атомной энергетики, включили турбо-режим и рвутся к поставленным целям, будь то обеспечение национальной продовольственной безопасности или статус главного мирового игрока на рынке АЭС. Погрязшие в роскоши госкорпорации внезапно превратились в спецназ МИДа и делают все, что надо делать – любой ценой. Некоторые олигархи закрыли и даже заколотили себе дверь на Запад – и строят мост. Рядовые граждане затянули пояса, поскольку денег все меньше, а с работой все хуже. На Италию финансов не хватает, Египет, а затем и Турцию закрыли. Но все осложнения переносятся спокойно, только зубы и кулаки невольно сжимаются все чаще.
Но над всем этим по-прежнему парят многочисленные общественные, государственные и коммерческие организации в полной уверенности, что все это их не касается. А значит можно и дальше работать спустя рукава, брать на теплые места своих и закрывать глаза на проблемы в вверенных структурах, будучи уверенным, что, если что, с западными коллегами удастся, как и раньше, договориться.
Что ж, нынешний спортивный скандал показал, что больше не удастся. Те времена закончились. Политика открыто продемонстрировала, что она влиятельнее самых теплых налаженных корпоративных связей, сильнее экономики и, уж конечно, главнее морали.
Теперь могут прийти за любой российской или околороссийской структурой. Что это будет? Кто знает. Может быть, балет Большого театра, или университетские программы студенческого обмена, или благотворительный фонд Натальи Водяновой, или «Аэрофлот».
Задача у Запада проста – нанести нам максимальный ущерб в любой сфере, от финансовой до имиджевой. Ничего личного, джаст бизнес.
А значит, главный вывод из всей этой истории очень простой – мы больше не можем себе позволить слабых мест. Никаких и нигде. Мелочей и низкоприоритетных областей больше нет. Работа в абсолютно любой сфере теперь должна делаться профессионально и высококачественно, поскольку расплата за ошибки может оказаться очень высокой, и платить придется всей стране. А времена нынче такие, что грань между халатностью и государственной изменой будет становиться все более зыбкой.
Так что текущая спортивная история, конечно, крайне неприятна. Но стоит утешать себя, что зацепили нас в не жизненно важной сфере, а правильные уроки в любом случае будут извлечены.