Хазин отжигает:
У Путина с правительством очередной конфликтМ.ХАЗИН: Здравствуйте! У микрофона Михаил Хазин, начинаем сегодняшнюю передачу. А почему, собственно, для лиц, старше 16 лет? А, если меньше 16, то нельзя, что ли? И почему нельзя, самое главное? Я, вроде как, не использую ненормативную лексику.
Ну, давайте, поскольку всё-таки у нас принято обсуждать новости, давайте, немножко поговорим о новостях. Но сначала – о моих собственных новостях. Я тут ездил в город Новосибирск. Я напомню, что именно там я буду по мажоритарному округу баллотироваться в Госдуму, от партии «Родина», правда, но я там довольно много общался с людьми, что, впрочем, и полагается делать кандидату в депутаты, и по этой причине я хочу задать вопрос, который, как мне кажется, актуальный.
Вопрос следующий: скажите, пожалуйста, последние три месяца ощущаете ли вы улучшение вашего положения экономического, финансового? Это телефон 8-495-134-21-35. Ощущаете ухудшение - 8-495-134-21-36. И, наконец, третий вариант - 8-495-134-21-37 – за последние три месяца принципиальных изменений не произошло.
Обращаю внимание на то событие, которое произошло не в России, а в США – на бойню в Орландо, где было убито более 50 человек, ранено около 100. Обама сказал, что это самое крупное по количеству убийств мероприятие, событие за всю историю США. Я напомню, что, когда агенты ФБР штурмовали какой-то посёлочек, где жила некая секта, они убили больше, и, разумеется, больше народу было убито в 19 веке, например, в Ундетни, когда убивала американская армия индейцев. Но, поскольку индейцы людьми не считаются в США, то по этой причине он, Обама, про это забыл. Но я-то хочу сказать о другом. Ответственность за это событие взял на себя ИГИЛ (запрещённая на территории России террористическая организация – Прим. Ред.). Тут, конечно, не тот случай. Насколько я понимаю, паспортов террористов, как на развалинах в 2001 году, найдено не было, да, в общем, это было и не нужно, поскольку всегда виновным уже объявлен террорист-одиночка. Ну, во-первых, он по происхождение афганец, а, во-вторых, ещё раз повторю, ИГИЛ взял на себя ответственность. С точки зрения американской политической ситуации, это событие крайне важное, вот почему. Дело в том, что не секрет, что вся «арабская весна», так называемая, то есть события в Ливии, в Египте, на Ближнем Востоке, в Сирии и возникновение ИГИЛ – это работа связки Хилари Клинтон и Петреус, американского генерала, который в бытность Клинтон госсекретарём возглавлял ЦРУ.
Там, кстати, любопытная история, потому что Петреуса уволили за то, что он какими-то секретными сведениями делился со своей любовницей, над Хилари сейчас нависает угроза снятия с предвыборной гонки и даже уголовного преследования за то, что у неё тоже была утечка информации. В общем и целом, можно сказать, что это у них такое общее свойство – несерьёзное отношение к госсекретам. Но в любом случае такой масштабный теракт, приписываемый ИГИЛ, при том, что, в общем, в США все политически активно люди понимают о связи Клинтон с ИГИЛ, скорее всего, очень сильно ударит по её популярности.
То есть, даже если бы такого не было, то Трампу хорошо было бы такое придумать. Отметим, кстати, что сам Трамп выступил уже с заявлением к Обаме, что надо бы уйти в отставку. Ну, безусловно, это чисто предвыборный ход, но сама по себе ситуация очень показательная. Я, кстати, совершенно не считаю, что Трамп имеет хоть какое-то отношение к организации этого теракта – это просто невозможно, у него нету соответствующих ресурсов. Кроме того, обычно, если такого рода операции устраивают, их устраивают люди, находящиеся довольно далеко от официального кандидата. То есть, даже если предположить, что кто-то в США и хотел подставить Клинтон, то этот кто-то уж точно с Трампом не связан. Но желающих разобраться с Клинтон, в общем, достаточно много. На фоне этого теракта, ещё раз повторю, и акции Клинтон будут падать, и, наоборот, Трамп с его жёсткой позицией вполне себе будет выигрывать.
На самом деле мы видим, что ситуация в США в рамках борьбы за власть заходит в крайне болезненную стадию.
Я напомню, что в нашей стране аналогичный случай был в 99-м году, когда взрывали дома. Есть по этому поводу разные гипотезы, кто это делал, злые языки тычут пальцы, что виноват в этом, если говорить о реальном, кто это всё придумал, Березовский.
У меня нет никаких иллюзий по поводу того, что Березовский из своих интересов мог бы убить и больше народу – не сотни, а тысячи и миллионы – но в случае США это вещь достаточно важная, потому что там вопросы безопасности в некотором смысле являются священной коровой. Ведь теоритически такого рода взрывы могут, если уж, коли они пойдёт в некотором количестве, должны будут переходить из сферы людей простых к сильным мира сего – вот это на самом деле их волнует. То, что кто-то там какой-то клуб взорвал или кого-то там расстрелял, это никому не интересно. То, что это было в гей-клубе – это сделалось исключительно с целью поднять общественный градус, потому что, ну, во-первых, объяснить легче, ислам, как известно, очень жёстко осуждает гомосексуализм, а, во-вторых, в США, где такая демонстративная толерантность играет важную роль, то, что это произошло в гей-клубе, вызывает больший общественный резонанс, чем, если бы это произошло в обычном клубе или детском саду. Ну, тут уже никуда не денешься.
Значит, возвращаемся к нашему опросу, фактически он уже завершён, уже не меняются цифры. И мы видим, что только три процента считают, что у них финансовое положение улучшилось за последние три месяца, 14, в общем, не очень знают, больше 80 процентов говорят о том, что их финансовое положение ухудшается.
Вот это цифра, которая, ещё раз, повторяю, это у нас опрос в Москве, аналогичную картину я видел в Новосибирске. В других местах ситуация аналогичная.
Я подозреваю, что, если мы возьмём группу малых и средних предпринимателей, то там эта цифра будет ещё больше. В любом случае она очень хорошо показывает, что никакого принципиального улучшения в стране, в экономике не видно. Ну, с точки зрения моего понимания экономики, этого и быть не может, потому что у нас инвестиций сегодня, которые приходят в экономику, недостаточно даже для простого воспроизводства.
То есть у нас имеется такой совершенно классический депрессионный спад, связанный с тем, что просто нет денег на то, чтобы компенсировать убывающие инвестиции, и каким-то образом стимулировать спрос. Это, кстати, ещё одна проблема, потому что бессмысленно, никто не будет вкладываться в производство, неважно чего – товаров или услуг – в ситуации, когда люди перестают покупать. И по этой причине рассчитывать на экономический рост, как это делает правительство, по меньшей мере, наивно. Ресурсов для этого роста не видно. И по этой причине я склонен считать, что выборы в сентябре месяце будут сильно более неожиданными, чем многие думают.
В любом случае, если посмотреть на то, что предлагает людям «Единая Россия», то это вызывает, ну, не знаю, у меня это вызвало содрогание, первые два пункта. Первый пункт: мы партия Путина. Ребят, вы уж простите, вы не партия Путина, вы партия правительства. У вас лидер вашей партии председатель правительства, вы поддерживаете все правительственные инициативы.
У Путина с правительством очевидный конфликт. Да, он пока не может проявиться открыто, потому что Путин понимает, что за правительством стоит весь объединённый Запад с Хилари Клинтон.
Но, тем не менее, то демонстративное нежелание исполнять поручения Путина, в частности, майские указы, которое мы видим, абсолютно очевидно всем, включая и Путина, кстати. Да, у него были некоторые иллюзии по поводу тех схем, которые нужно использовать. Это, кстати, принципиальная разница.
Есть модели экономического развития: есть либеральные, есть более патерналистская, есть плановая – это разные варианты. А есть их реализация. Даже в рамках либеральной модели, в общем, можно было бы навести некий минимальный порядок в нашей стране. Но правительство этого не хочет делать категорически, то есть тут оно как бы демонстративно занимается саботажем указаний президента. Ничего не мешает и развивать Евразийский экономический союз, и создавать систему кредитования рублёвую. Более того, это соответствует либеральным принципам.
Но нет, наше правительство не просто декларирует приверженность либеральным принципам, оно ещё их интерпретирует в формате интересов МВФ. То есть, если была такая фраза «то, что хорошо для General Motors, хорошо для США», то в нашей стране наше правительство, а с ним и партия «Единая Россия» интерпретирует этот тезис так: что хорошо для МВФ, то хорошо и для России. А то, что при этом у людей зарплаты падают, что у людей большие проблемы с работой, на это никто внимания обращать не хочет.
Кстати, удивительная вещь: официальная статистика говорит о том, что 30 процентов населения боится в течение нескольких месяцев потерять работу. Это не шутка, это очень много. А, если ещё учесть, что примерно 30 процентов населения работает на нелегальных основаниях, вспомните, что правительство объясняло, что оно не понимает, как примерно 30 процентов зарабатывает себе на жизнь.
Вот, кстати, давайте, ещё один вопрос проведём. Новое голосование.
Значит, вопрос следующий: платите ли вы все необходимые социальные взносы от налогов до всякого рода социального страхования и пенсионных взносов. Вариантов три. Вариант первый: да, я работаю полностью легально и со всех своих доходов плачу все необходимые взносы и налоги – 8-495-143-21-35. Вариант два: нет, не со всех своих доходов я плачу – 8-495-134-21-36. И, наконец, вариант третий: нет, я не могу себе позволить со своих низких доходов что-то там ещё отдавать государству – 8-495-134-21-37.
Ну, я при этом понимаю, что люди, которые имеют мобильные телефоны и слушают радио, скорее всего, имеют, ну, хотя бы часть своих доходов легально.
Тем не менее, я как человек, который идёт в Государственную Думу, и к тому же от патриотической партии, я долго размышлял на тему о том, а что такое в нашей стране сегодня патриотизм. Это, вообще, проблема очень большая, потому что президент наш сказал, что национальная идея – это патриотизм, но что такое патриотизм? Это кричать «ура-ура»? Ну, вы понимаете, раз крикнул, два крикнул, а дальше то что? Это гордиться своей страной? А за что гордиться? Ну, и так далее, и тому подобное.
Вот я понял, что в нашей стране сегодня патриотизм – это, когда человек прилагает максимальные усилия для того, чтобы у всех граждан в стране, кто этого хочет, была бы достойная работа, обеспечивающая нормальное существование ему и его детям, потому что не может быть человек патриотом и гражданином, когда он не знает, чем он завтра будет кормить своих детей. Я это очень хорошо понимаю, потому что, когда меня в 98-м году за попытку остановить дефолт уволили из администрации президента, я несколько лет был безработным, меня на работу никуда не брали.
Я очень хорошо это знаю, это ощущение, когда человек не знает, чем он завтра будет кормить детей. Оно очень неприятно, и таким человеком, в общем, довольно легко манипулировать, потому что ни о чём другом, кроме как о том, чтобы найти еду для детей на следующий день, он не думает. И это неправильно. Вот я считаю, что мы должны сегодня, ещё раз говорю, это не значит, что так будет всегда, как только мы обеспечим любому гражданину возможность работать и кормить свою семью, мы должны будем думать ещё о чём-то, но на первом этапе это главное, что нужно сделать.
Я честно пытался сформулировать, я написал даже 10 тезисов, которые у меня на сайте можно найти, может быть, мы их разберём завтра-послезавтра, в смысле на следующем моём выступлении, то есть в следующий понедельник, просто потому что мне очень интересно, что люди думают именно в режиме диалога, потому что мне это представляется крайне важным. У нас сегодня в реальности никто не предъявляет экономических программ.
Ну, понятно, что партия правительственная «Единая Россия» никаких экономических программ предъявить не может, у неё одна экономическая программа – это программа правительство, и смысл её такой: стабилизируем бюджет путём ограбления населения. Ну, это, конечно, программа. Я всех призываю, хотя «Единая Россия» говорит, что она партия президента, но я ещё раз повторяю, что её программа экономическая звучит так: стабилизируем бюджет путём ограбления населения. Если вы готовы за это голосовать, ну, тут уж я ничего сделать не могу. У коммунистов тоже нет экономической программы, и понятно, почему. Потому что лозунги коммунистов социальные - «всем работу, бесплатное жильё, бесплатная медицина» - возможны в одном единственном случае, если у вас нету частной собственности на средства производства. Ничего плохого в это мнет, мы неплохо жили при социализме, но сегодня коммунисты, точнее, лидеры коммунистов лозунг отмены частной собственности озвучивать боятся.
Вот это принципиальная вещь, на которую я призываю обратить внимание. Они боятся сказать правду. Либо они кто, социал-демократы? Но социал-демократы могут чуть-чуть улучшать текущую ситуацию, но обеспечить эти социальные принципы, о которых они говорят, они не могут. Весь опыт истории это показал, а Владимир Ильич Ленин неоднократно объяснял, почему. Потому что нельзя быть немножко беременным. Либо ты за отмену частной собственности, и тогда в рамках контроля за госсобственностью ты финансируешь социальные программы, либо же ты против отмены частной собственности, но тогда врать не надо.
В общем, это важное место, и по этой причине моё глубокое убеждение, что нам нужно, разумеется, менять модель экономическую, потому что та модель дикого капитализма, которую мы построили в 90-е годы, больше существовать не может. Но нужно при этом понимать, что сначала хорошо бы всё-таки перейти к экономическому росту, потому что в условиях спада устраивать очередную кровавую революцию очень не хочется. Ну, и в заключение до перерыва перед новостями я напомню, что 16 числа я буду в городе Калининграде, где буду делать презентацию своей книги «Лестница в небо». Вообще говоря, презентацию я могу устраивать в разных местах, поэтому, если есть здесь слушатели из других городов, то зовите, ну, а вообще, книжка сейчас продаётся практически всюду. Я думаю, мы на следующей неделе начнём продавать электронную версию, так что желающие могут обратиться на сайт. Перерыв на новости. Возвращаемся в студию, у микрофона Михаил Хазин.
Значит, две темы до того, как я начну отвечать на вопросы. Первая. Мне тут пишут, приезжайте в Петербург с презентацией книги, очень ждём. Значит, я готов приехать в Петербург, можно приехать числа 24-25, а 21 я буду в Нижневартовске или, в общем, где-то там с Изборским клубом, потом у меня будет время в 20-х числах, я могу приехать. Но для этого нужно связаться с местным питерским отделением «Родины» и с ними договориться. Я думаю, что это вполне возможно. Теперь – результаты голосования. У нас получается, что 45 процентов платят со всех получаемых денег налоги, 17 процентов – только частично, и 38 процентов, почти 40, вообще, не платят. Это достаточно значительная цифра, и я могу вас уверить, что это во многом результат экономической политики правительства, и вот с этим надо что-то делать. Ну, а сейчас я начну постепенно отвечать на вопросы. Здравствуйте, слушаю вас!
полностью по ранее приведённой ссылке