Современные войны США, НАТО и их союзников
7,923,982 16,297
 

  Удаленный пользователь
04 авг 2016 06:54:33

Война в Сирии и кровавые улицы Кабула

новая дискуссия Статья  154

Кровавое нападение на демонстрацию в Кабуле, послужившее причиной гибели и ранений сотен граждан, побудило многих политиков и обозревателей пересмотреть свою оценку потенциала группировки «Исламское государство», также широко известной как «Даиш», в Афганистане. Если в прошлом ИГ зачастую расценивали как недостаточно серьезного противника по сравнению с талибами, крупный теракт в афганской столице продемонстрировал, что группировка намерена отказаться от тактики «сельских боевиков» и распространить свои атаки на крупные города, а следовательно, представляет более серьезную угрозу, чем предполагалось ранее.

Признаки, свидетельствующие о начале деятельности данной группировки в Афганистане, появились более двух лет назад. В то время заместитель духовного лидера движения Талибан Мулла Ахтар Мохаммад Мансур направил в Сирию письмо, адресованное лидеру ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади, в котором просил его разъяснить позицию группировки в отношении лиц, причисляющих себя к «Даиш» в Афганистане. Он также просил Багдади не вмешиваться в афганские дела, однако эта его просьба была отвергнута.

Первый конфликт между «Талибаном» и «Даиш» произошел, когда члены «Даиш» ввезли в Афганистан партию оружия из Пакистана. Талибы перекрыли «игиловцам» путь и конфисковали груз оружия. В ответ «эмир» ИГИЛ в провинции Хорасан Хафиз Саид Хан в своем радиообращении объявил «Талибану» войну, и это послужило сигналом к началу непосредственных боевых действий.

Изначально группировка «Исламское государство» проявилась в Ираке, спекулируя на религиозных чувствах и позиционируя свою деятельность как «месть шиитам». Однако вскоре стало понятно, что ее приверженцы выступают не только против шиитов, но и против любого течения, которое не совпадает с их образом мыслей и верований. Все лидеры группировки в прошлом были связаны с «Аль-Каидой», но позднее руководство «Даиш» назвало лидеров данной террористической организации отступниками и объявила «джихад» группировке «Ан-Нусра», имеющей связи с «Аль-Каидой».

Такой же подход «Даиш» практикует в отношении любых других группировок в Афганистане. В религиозных предписаниях «Даиш» задает весьма узкие рамки самого определения «мусульманина». Первый афганский салафит Абдоррахим Муслимдуст, присягнувший на верность Абу Бакру аль-Багдади, в своем послании перечисляет противников ИГ, в число которых включает «неверных» и их союзников, «таких как арабские страны, шииты и рафидиты».



В том же тексте отступниками названы талибы – в качестве одного из доводов в поддержку этой позиции приводится факт связи талибов с Катаром и наличие представительства повстанческого движения в этой стране: «Разве обращение как к братскому государству к такой стране-отступнице, как Катар, не является свидетельством отступничества?»

Из содержания этого заявления ясно следует, что с точки зрения последователей «Даиш» в сегодняшнем мире не существует никаких других мусульманских группировок, кроме самого «Исламского государства». «Афганский муфтий» ИГИЛ в этом послании заявляет, что «всякий, кто не назовет неверного «неверным» или усомнится в его неверии, сам станет неверным», и убийство такого человека является дозволенным делом.

Группировка «Исламское государство» исключает из «пространства ислама» не только шиитов, но, как уже говорилось ранее, считает отступническими любые группировки, за исключением собственной, и поскольку в составе афганского населения присутствуют шииты, развязывание религиозной войны становится одной из задач ИГ в Афганистане.

Тем не менее, в случае кабульской атаки мотивы экстремистской группировки не сводятся к религиозной вражде. Как неоднократно отмечалось в мировых СМИ, в настоящее время тысячи афганских хазарейцев воюют в Сирии на стороне Башара Асада против таких группировок, как «Даиш» и «Аль-Каида», и до сих пор неизвестно, сколько из них убито и взято в плен. Один из лидеров ИГ в афгано-пакистанском регионе Омар Халид Хорасани напрямую заявил, что теракт в Кабуле был якобы совершен в ответ на участие афганских хазарецев в войне в Сирии, и при этом пригрозил продолжением подобных атак.

Руководство сил безопасности Афганистана назвало организатором этой атаки некоего Абуали, который якобы является уроженцем уезда Ачин провинции Нангархар на востоке Афганистана. Однако среди «игиловцев» афганского происхождения такое имя неизвестно. Между тем, это имя отсылает нас к лидеру ИГ Абуали аль-Таджики, гражданина Таджикистана. В прошлом аль-Таджики некоторое время проживал в Афганистане, а после провозглашения халифата Абу Бакром аль-Багдади отправился в Сирию и добился такого доверия со стороны последнего, что тот поручил ему командование силами смертников группировки.

Абуали аль-Таджики несет ответственность за планирование подобных атак по всему миру, и крупное нападение на демонстрацию в Кабуле также могло быть совершено по его приказу.

Если упомянутый в отчётах афганских сил безопасности Абуали является тем самым лидером группировки, можно сделать вывод о том, что «Даиш», с учетом своих последних поражений в Сирии, собирается усилить свою деятельность в «провинции Хорасан». Однако вряд ли Багдади на столь ответственном для группировки «Исламское государство» этапе в Сирии и Ираке стал бы направлять в Афганистан столь важного ставленника для организации операций с участием смертников против хазарейцев. С определенностью можно утверждать только то, что наряду со всеми опосредованными войнами, ведущимися в Афганистане, война в Сирии также собирает свои жертвы среди афганского народа.

На протяжении более чем двух последних лет афганская фракция группировки «Исламское государство» прилагает немало усилий для того, чтобы заявить о себе на мировом уровне, однако этой цели невозможно достичь, ведя войну в отдаленных сельских районах на востоке страны. Последний теракт с участием смертников в столице Афганистана стал для группировки новым опытом, послужившим поводом для того, чтобы местные и иностранные СМИ заговорили о наращивании мощи этой группировки в ИРА. Лидерам «Даиш» известно, что Кабул находится в центре внимания мирового сообщества, и операции в Кабуле могут обеспечить им широкую рекламную кампанию, как и произошло.

Несмотря на то, что эта реклама носит отрицательный характер и свидетельствует о жестокости и безжалостности этой группировки, для «Даиш», которая демонстрацией своего крайне жестокого образа желает посеять страх среди населения, такая реклама является хорошим шансом, и подобная негативная пропаганда не вызывает у нее опасений.

В настоящее время на востоке Афганистана продолжается проведение операций зачистки против «Исламского государства». Данная кампания получила широкое освещение в афганских СМИ, но в регулярно публикуемых сообщений пропагандистский посыл преобладает над фактами.

Чиновники в военных кругах и силах безопасности Афганистана всякий раз сообщают о «десятках убитых игиловцев». Только за последние несколько дней было объявлено о том, что более 200 членов экстремистской группировки были убиты в ходе операции, проведенной афганскими силами в провинции Нангархар. Подобная статистика потерь ИГ определенно не соответствует реальным данным и служит для того, чтобы успокоить тех, кто остался в живых после последних событий в Кабуле, и внушить им уверенность в том, что правительство отомстило «Даиш» за теракт.

Официальные сообщения о потерях заставляют задуматься о том, какое же количество игиловских боевиков находится на востоке Афганистана, если в каждом бою они гибнут десятками и даже сотнями и при этом продолжают воевать? С учетом этой статистики их количество должно доходить, как минимум, до 5 тысяч человек, тогда как объективные свидетели говорят о том, что число вооруженных людей из этой группировки в самый разгар событий в нангархарских уездах Ачин и Батикот едва ли достигало 500 человек.

Возможно, еще одной из целей такого преувеличения является создание беспокойства в соседних странах, с тем чтобы они утвердительно ответили на просьбу правительства Афганистана об оказании помощи. Однако не следует упускать из виду и то обстоятельство, что до сих пор такая пропаганда играла на руку «Талибану», который привлекал к себе внимание стран региона в качестве противника «Даиш» в Афганистане.

Таким образом, информационный аспект правительственной кампании против «Исламского государства» в силу особенностей его претворения в жизнь ведет к негативным последствиям – нарастанию тревоги в афганском обществе, преувеличенным представлениям о влиянии ИГ, косвенно – к возможному росту симпатий со стороны региональных стран в отношении «Талибана».

http://afghanistan.ru/doc/100518.html
Отредактировано: Юрген - 01 янв 1970
  • +0.04 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!