Большой передел мира
266,575,409 521,848
 

  mn01 ( Эксперт )
09 авг 2016 14:04:04

Путин и Эрдоган сегодня решают, как и против кого будут дружить

новая дискуссия Статья  904



От сегодняшней встречи президентов Турции и России в Петербурге ждут многого. При этом, в зависимости от взглядов и отношения к государствам и их лидерам, ожидают диаметрально противоположных вещей – от реализации самых страшных ночных кошмаров, в которых Россия и Турция рука об руку начинают захватывать Ближний Восток, разделив его на зоны влияния, и до совместного удушения "последнего свободолюбивого" украинского режима с последующим экономическим удушением уже и Европы.

Чего-то подобного ожидают и ура-патриоты в России и окрестностях – вооруженные силы Турции помогают ВКС России в Сирии, Рэджеп Эрдоган закрывает для НАТО авиабазу Инджирлик, как источник ядерной опасности и пригретый на груди гадюшник, в котором зрел военный мятеж, выходит из НАТО и вступает в Таможенный союз и ОДКБ.

"С тех пор (как турками был сбит наш Су-24) более широкие вопросы подтолкнули Москву и Анкару ближе друг к другу, включая желание преподать Западу урок, а также общие интересы в сфере региональной безопасности", - дипломатично пишет Financial Times. И при этом сетует на то, что именно Россия безоговорочно и сразу поддержала президента Турции при подавлении мятежа.

Что и неудивительно. Ведь переворот действительно готовился в том числе и на базе ВВС НАТО Инджирлик, в силу нахождения на ней американского ядерного оружия, напичканной всеми мыслимыми системами контроля, шпионами, контр-шпионами и осведомителями всех мастей. Проморгать подготовку к путчу было просто невозможно. Помимо этого стоит помнить и о том, что абсолютно все офицеры ВС Турции старше 30 лет проходили обучение в США и военно-учебных заведениях ведущих стран НАТО (прежде всего – Великобритании).


Блокада базы Инджирлик турецкими силовиками

Если при этом соответствуют действительности просочившиеся из правительства Турции слухи о том, что о мятеже Эрдогана предупредили из Кремля, позволив в последний момент улететь из отеля, к которому уже приближались вертолеты мятежников, то ничего удивительного в изменении политики Турции нет.

Есть и другой, чисто экономический аспект проблемы. В 2014 году товарооборот России и Турции составил около 30 млрд долларов. В 2015-м, при том, что Россия начала вводить санкции в последние два месяца, объем торговли резко упал, составив 23,3 млрд долларов (падение на 26%), а за первые пять месяцев текущего года упал до катастрофических 6,1 млрд, обещая по году дать не более 14 млрд. Даже для богатой Турции подобные потери недопустимы, ведь они бьют не только по гражданам, но и по целым отраслям бизнеса, начиная с туристического, бьют по элитам, на которые опирается Эрдоган.

Плюс политические причины. Мало того, что Турцию более полувека не берут в Евросоюз, мало того, что США открыто поддерживают курдов, так еще и после сбитого турецкими пилотами российского Су-24 никакой поддержки Запад Эрдогану не оказал. Наоборот, продолжил предъявлять претензии в организации потока беженцев в ЕС и унизил, просто дав несколько миллиардов для снижения этого миллионного нашествия.

Наиболее ярко охарактеризовал отношения с ЕС сам президент Турции перед отлетом в Россию: "ЕС морочит нам голову на протяжении 53 лет. Мы методично доказываем свою честность и ждем того же от ЕС. Он должен отказаться от политики двойных стандартов".

Впрочем, не менее резко президент и его окружение высказывались после переворота и по отношению к США: "Друзья так не поступают!"



Именно по этим причинам, а вовсе не из-за провалившегося мятежа, Анкара и пошла на сближение с Россией. Еще в мае этого года президент Турции, устав делать реверансы в адрес России, которые оставались безответны (впрочем эти приседания и книксены Турция успешно перемежала угрозами и хамскими заявлениями), на пресс-конференции заявил, что обеспокоен тем, как были испорчены отношения между Россией и Турцией из-за (!) "ошибки пилота". Тогда же он сказал, что всеми силами жаждет нормализации отношений с Россией, вот только не понимает, каких именно извинений ждет Москва. Точнее, "каких первых шагов Москва ожидает от Анкары".

Надо полагать, министру иностранных дел Турции, в тот же день предложившему создать рабочую группу по нормализации отношений, доходчиво пояснили, каких именно шагов в публичной сфере ожидают от президента Эрдогана. И уже 14 июня глава Турции поздравляет Владимира Путина и с Днем России, а 27-го приносит письменные извинения в письме российскому президенту. И хотя звучат они максимально сдержанно: "Я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю "извините". Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе" - извинения принимаются.

Тогда же анонсируется и начинает согласовываться визит президента Турции в Россию для подписания пакета документов не просто по нормализации – по углублению политико-экономического сотрудничества двух государств. Переговоры и подготовка шли с 2014 года и просто возобновились в начале лета, еще до переворота. Известно название - "Среднесрочная программа торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турции на 2016–2019 годы". Не являются секретом и базовые направления.

Широко известные из них – возобновление проекта газопровода "Турецкий поток", продолжение строительства АЭС Аккую, снятие запрета на чартерный туризм и отмена эмбарго на поставку турецких овощей и фруктов.

Строительство газопровода как раз вызывает нездоровый ажиотаж в ЕС, чиновники которого уже традиционно заявляют о вреде и опасности этого проекта ввиду возможного снижения поставок газа через Украину. Довольно странная забота – интересы Турции, более полувека стремящейся в Евросоюз, являющейся форпостом НАТО на Ближнем Востоке и Черном море, должны заботить Брюссель много сильнее какой-то Украины. Особенно с учетом того, что европейцы сами участвуют деньгами в строительстве уже второго обходного маршрута – "Северный поток-2", документы по которому подписаны и группа инвесторов сформирована. Впрочем, к двойным стандартам ЕС все уже привыкли.

Но в перечне подписываемых сегодня документов есть и другие пункты. Речь пойдет о наращивании поставок и совместной разработке угольных месторождений (Россия поставляла в Турцию 5,5 млн т), сотрудничество в области автомобилестроения (только АвтоВАЗ покупал в Турции 2 тыс. деталей), развитие промышленности через создание индустриальных парков, например, "Александровой слободы" во Владимирской области, который был создан турецкой компанией и изначально позиционировался как площадка для размещения турецких производств.

Но это все мелочи на фоне движения в сторону перехода во взаимной торговле на национальные валюты и исключения из расчетов доллара. В перспективе возможно и создание банка взаимных инвестиций для реализации как совместных, так и иных перспективных проектов, включая и Трансчерноморское транспортное кольцо, строительство которого давно ведется в России в надежде на то, что "наши западные партнеры" отринут политические препоны и реализуют проект, который принесет десятки миллиардов прибыли.

Пожалуй, именно начало пути к отказу от доллара может стать самым важным итогом сегодняшней встречи. Хотя традиционно считают, что именно Россия много закупает в Турции и зависит от импорта, все в реальности обстоит с точностью до наоборот. Даже без учета энергоносителей Россия поставляет в Турцию больше, чем покупает.

Есть еще и военно-политические проблемы, которые после неудачного переворота в Турции вынуждают Эрдогана искать сближения с Россией. Все силы лояльных президенту Турции людей сегодня и на обозримую перспективу будут направлены на зачистку армии, сил безопасности, предоставление дополнительных полномочий президенту (что требует изменения Конституции), переформатирование всего государственного устройства, в котором до сих пор именно на армию возлагался контроль за развитием Турции по заветам Ататюрка (пять переворотов - тому пример).

На это накладывается извечная проблема мятежных курдов, которые спят и видят восточную треть страны в виде части своего государства Курдистан, охватывающего, помимо Турции, сопредельные земли Ирака и Сирии. За что, собственно, они сегодня и воюют. И в чем их полностью поддерживают американцы. Дошло до того, что турецкий МИД выразил протест против спецназа США, щеголяющего в форме с нашивками курдских вооруженных сил.

Россия после уничтожения Су-24 начала демонстративные поставки средств ПВО иракским курдам. Показав, что может легко и быстро ликвидировать превосходство ВВС Турции в воздухе (а пример катастрофы ВВС Украины в Донбассе – нагляден и свеж). Безусловно, договоренность по Сирии будет достигнута. Гласная или нет, но она будет означать отказ России от поставок средств ПВО курдам в обмен на закрытие границы Турции для боевиков. И эту договоренность Россия контролировать в состоянии.
Противостоять же всем вызовам сразу, когда в стране отстранены от должностей и/или арестованы около 60 тыс. высокопоставленных военных и чиновников, не смог бы никто. Эрдогану необходима передышка хотя бы на русском фронте. И такую возможность, в обмен на гарантированные взаимовыгодные проекты, Москва готова предоставить Анкаре. Тем более, что и России сегодня приходится нелегко – попытки Запада додавить непокорную страну не прекращаются (олимпийские скандалы - тому пример). Да и не прекратятся.

Как не прекратится и экономическое сотрудничество с Западом. А таковое тем выгоднее, чем с более сильных позиций ведутся торги. По любому вопросу.

Поэтому максимальное увеличение разнонаправленного сотрудничества с Турцией для России даже более выгодно, чем для Анкары. К тому же, и это, пожалуй, больше всего волнует Белый дом, взаимовыгодно торгующие соседи, связанные массой общих интересов, крайне неохотно воюют друг с другом – им просто это не нужно.

Ожидать же от Анкары каких-то резких телодвижений весьма опрометчиво. Эрдоган принадлежит к той части мира, в которой хорошо понимают и уважают только сильного. Сегодня он слаб и потому вежлив и по-восточному льстив. И будет таковым ровно до тех пор, пока видит реальную угрозу, исходящую от партнера по любым договорам. Это в Европе бизнесмены и политики "Одной рукой обнимают тебя за плечи и наливают "Шато лафит" 63-го года, а другой перехватывают контракт". В мусульманских традициях тебе просто вонзают ятаган в спину.

Поэтому не стоит обольщаться. Чтобы превратить Турцию из временно поверженного (и то не до конца) врага не в друга – нет, хотя бы в предсказуемого союзника – нужны еще годы и годы напряженной работы.

Здесь как нигде справедливо утверждение: "Дорогу осилит идущий".

Источник
  • +2.80 / 48
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!