Йоханнес Коткавирта (Johannes Kotkavirta)Все меньше россиян считают, что будущее России должно быть связано с Европой или ЕС, отмечает руководитель исследовательских программ Института международных отношений Финляндии Аркадий Мошес.В своей статье, опубликованной на сайте Института, Мошес рассматривает развитие отношений ЕС и России. По его оценкам, хотя в странах ЕС по-прежнему считают важным стремление к нормализации отношений с Россией, в самой России этот вопрос важным больше не считают.
«Очень немногие россияне считают, что будущее России должно быть связано с Европой, не говоря о политических связях с Европой», — пишет Мошес.
Цели сильно различаютсяВ странах ЕС требуют прекращения санкций, последовавших после войны на Украине и захвата Крыма, а также развития стратегического сотрудничества с Россией с целью достижения успехов в экономике и решения вопросов безопасности, связанных с миграционным кризисом, Ближним Востоком и терроризмом.
По словам Мошеса, разумность этих стремлений часто ставится под сомнение.
«Российская экономика настолько мала, настолько протекционистская по своей структуре и коррумпированная, что она не сможет значительно ускорить вялый экономический рост Европы. Политические цели Москвы на Ближнем Востоке далеки от целей Запада, и Кремль настолько основательно отвергает «цветные революции», что общей позиции по вопросам безопасности будет достичь тяжело, считает Мошес.
О желании сотрудничать говорят, по словам Мошеса, представители интеллигенции, заботящиеся о высококультурной целостности Европы и России, и те, кто хочет зарабатывать в России большие деньги. По его словам, тем не менее, даже богатые русские, которые вкладывают деньги в Лондон и Ниццу, перестали поддерживать направленность России на Европу.
Россия разворачивается в направлении Азии Если во время первого президентского срока Владимира Путина в начале 2000-х ЕС и Россия еще договаривались о сотрудничестве как в сфере экономики, вопросах безопасности, так и в вопросах культуры, то сейчас, по мнению Мошеса, настали совсем другие времена.
По мнению эксперта, на смену проектам Путина о «Большой Европе», простирающейся от Лиссабона до Владивостока, пришла «Большая Азия» от Шанхая до Санкт-Петербурга.
«Влиятельный, не зависящий от правительства Совет по внешней и оборонной политике России сообщает в своей недавней публикации, что экономически, а также духовно России стоит быть не восточной окраиной Европы, а северной частью Евразии», — пишет Мошес.
Направленность заметна также во мнении народа: согласно опросу, проведенному в мае, 62% россиян относятся к ЕС сильно или довольно отрицательно и лишь 1% относится к вопросу очень положительно. Еще три года назад 64% респондентов относились к ЕС положительно.
По оценке Мошеса, на позицию россиян повлиял конфликт на Украине. Основной причиной, тем не менее, он считает то, что Европе не удалось «произвести впечатление».
«Еще до Брексита и недавних терактов европейские проблемы привели к тому, что ЕС больше не рассматривается в России как нечто успешное, частью которого стоило бы быть или с чем нужно было бы развивать сотрудничество. Поскольку ЕС больше не является ролевой моделью, союз утратил большую часть своей мягкой силы в России. Российской машине пропаганды было легко выполнить свои задачи, говорит он.
ЕС выглядит слабымВ качестве альтернативы динамично развивающемуся Азиатско-Тихоокеанскому региону россияне рассматривают сейчас слабый в плане экономики и внешней политики ЕС, который неспособен контролировать свои границы или заботиться о безопасности своих граждан.
«Неужели периодический поджог машин в городах Франции или неспособность полиции гарантировать безопасность граждан в новогоднюю ночь в Кельне является „стандартом“, которому Россия хотела бы соответствовать? Мне кажется, нет. Скорее, это все демонстрирует слабость, беспомощность и деградацию. А слабых, как заметил Путин, бьют», — пишет Мошес.
Согласно его оценке, может быть, в будущем Россия столкнется с проблемами в отношениях со своими евразийскими партнерами и станет нуждаться в европейских союзниках в вопросах экономики и безопасности.
«Все это, тем не менее, относится к далекому будущему. Пока лидерам стран Европы не стоит заглядывать очень далеко вперед и основывать свою политику на мысли о том, что „было бы здорово действовать вместе“. Им следует, скорее, готовиться к длительному периоду тяжелых отношений с Россией», — подытоживает Мошес.
Институт международных отношений Финляндии — независимое исследовательское ведомство, подчиненное парламенту, задачей которого является проведение исследований, связанных с международными отношениями, для поддержки политического диалога и принятия политических решений.ИсточникЕщё у одного глаза вдруг открылись.
Впрочем, ещё посмотрим, как оно будет. Наше ВПР играет вдолгую.