по мнению А. Нотина
НЕСЛУЧАЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ министром образования О.Ю.Васильевойравнозначно мюнхенской или валдайской речи Путина
Произошедшая на днях смена первых лиц в министерстве образования России далеко выходит из ряда будничных правительственных ротаций. Внешне, может быть, так и кажется – на место прежнего министра Дмитрия Ливанова пришёл новый министр – Ольга Васильева. На самом же деле произошло нечто гораздо более важное, почти революционное. До основания потрясена вся конструкция неолиберальной политической системы, принятой Путиным в наследство от Ельцина. В этой модели, построенной на песке псевдолиберальных ценностей и понятий, Минобр занимал едва ли не центральное место. Почему? В эпоху постмодерна и наступающего сатанонигилима, особенно в таких странах, как Россия, подвергшихся колониальному освоению Западом, именно система массового образования становится замковым камнем, который держит на себе всю архитектуру внешней зависимости. Финансы, недра, даже армия – всё становится вторичным по отношению к этой сфере общественной жизни, где формируется сознание молодого поколения, а значит – и образ будущего. Лишите молодого человека знания родного языка, истории, литературы, вбейте в его мозги иностранные клише и всякие словечки, погрузите в виртуальный мир удовольствий и развлечений… И дело сделано! Такое растение, лишенное родных корней, здравомыслия и телесной крепости, не украсит собой никакой танк, самолет или пульт управления стратегическими ракетами. Как-то в приватном разговоре коллега мой по Изборскому клубу, ныне уже епископ Тихон (Шевкунов) горько пожаловался, что современный студент третьего курса Литинститута (продукт системы образования, внедренной фурсенками и ливановыми!) знает Пушкина и Толстого хуже, чем троечник-семиклассник средней советской школы. Да чего там далеко ходить за примерами! В советские времена, которые так любят бранить с экранов телевизоров наши доморощенные либералы, мы занимали всегда место в тройке самых образованных и читающих стран мира. Не кембриджами и оксфордами, а именно средним уровнем грамотности и учености населения. За последнюю четверть века усилиями наших горе-реформаторов от образования мы скатились с высокого советского уровня в шестой-седьмой десяток аутсайдеров, где-то между Мозамбиком и Нигером. Какие только мольбы и вопли о необходимости гнать в шею господина Ливанова не раздавались из стана депутатов и педагогов!.. Президент оставался глух и нем, что порождало в нас целую гамму чувств – от разочарования до гнева.
И вот час пробил. Изгнание Ливанова, притом, изгнание не рядовое, а иронически-унизительное: он переведен на должность «главного завхоза» по торгово-экономическим отношениям с Украиной. То есть, подчеркнуто не по профилю. Это событие, внешне, повторим, неприметное, на самом деле равнозначно мюнхенской или валдайской речи Путина, а, может быть, и Крымской весне 2014 года. В глухой, непробиваемой обороне правительственных либералов пробита гигантская брешь. Это не просто кадровое решение, это вызов. Нельзя из свода вырвать замковый камень, не ставя под угрозу весь свод. Это понимают не только в Кремле, но и в пятой колонне и, разумеется, на Западе, который не только посадил Ливанова в кресло Минобра, но и всячески опекал его, препятствуя Путину навести здесь порядок.
Что же дальше? Чтобы понять это, нужно пристально присмотреться к фигуре Ольги Васильевой. Учитель по профессии, ученый-историк, она последовательно прошла крутую карьерную лестницу от профессора Академии Госслужбы до профильного подразделения Администрации президента. И вот теперь – министр. На наш взгляд, в лице этой женщины мы находим точное выражение верующего профессионала. Прекрасно зная изнутри болячки нашего образования, Васильева обладает уникальной способностью оценивать происходящее с тех самых православных позиций, которые можно приобрести только личным переживанием Бога и превосходным знанием истории церкви. Диссертации Ольги Васильевой – кандидатская и докторская – посвящены истории Русской православной церкви в период Второй Мировой войны. Это блистательная работа. Но вернемся к президенту. Путин рискует, столь решительно смещая креатуру Запада и столь же решительно заменяя ее верующим профессионалом. До конца понять его мотивации и образ мыслей невозможно, как невозможно заглянуть в потемки чужой души. Понятно одно: шаг сделан. И шаг жесткий, широкий, ответственный, одним словом, в духе президента-чекиста. Переправа много лет писала о необходимости поворота в кадровой политике, о необходимости крутой смены элит. Страна должна повернуться в новое духовно-светское русло развития. Как всегда, случилось неожиданное: наступление президента на «квазиколониальную элиту» (его термин!) началось не с флангов, а прямо по центру. Это вселяет надежду, что речь идет не о разведке боем, не о тактических перестроениях, а именно о начале генерального сражения. И удар наносится прямо в сердце врага.
Момент подобран, с одной стороны, вынужденно, с другой – безупречно правильно. Запад в последние годы изрядно «просел», и даже в глазах сторонника либерал-конвергенции, каковым является Путин, уже не служит безупречным эталоном успешного развития. Наоборот, безумное и во многом непредсказуемо-опасная русофобская политика «западных партнеров» заставляет Кремль думать не столько уже о дипломатической вежливости или показной лояльности, сколько о собственном спасении. Промысел Божий, подстегивая ярость и безумие Запада через вдохновляющих его элиты бесов-мучителей и одновременно помогая России одерживать победы на различных фронтах в глобальной схватке, как бы подталкивает самодержца Путина к неизбежному выводу о необходимости поиска собственного курса для России.