Комментарий: Только не вздыхай с облегчением, Бразилия!Президент Дилма Руссефф стала жертвой оппозиции и собственной летаргии. Она вынуждена уйти - и дать дорогу политикам, которые действительно замешаны в коррупции, считает Франсис Франца.
Дилма Руссефф
Собственно говоря, судьба Дилмы Руссефф была предрешена еще 17 апреля 2016 года. Тогда большинство членов Палаты депутатов бразильского парламента проголосовали за отстранение ее от должности президента. Последнее одобрение со стороны Сената было уже формальностью.
С момента начала и до завершения процедура импичмента заняла девять месяцев и прошла в соответствии с конституцией. Противникам Руссефф, инициировавшим импичмент, было важно опровергнуть подозрения в осуществлении госпереворота - тем более что доказательная база против Руссефф в ходе процесса становилась все более скудной. Но аргументы обвинения и защиты стихли, не будучи услышанными, поскольку мнения сложились заранее.
Никого не интересовало и то, что вся процедура, очевидно, была политически мотивированной. Противники импичмента неустанно указывали на то, что сенаторы оценивали не предполагаемые преступления Руссефф, а итоги ее правления. Однако отстранение от должности по политическим мотивам не предусмотрено бразильской конституцией.
Руссефф постоянно медлит
С самого начала общественное мнение было на стороне Сената. Значительная часть разделившегося на два лагеря населения Бразилии уже давно высказывалась за импичмент - при этом отлично зная, что многие из тех, кто решал судьбу Руссефф, сами обвиняются в гораздо более серьезных нарушениях, чем президент.
Франсис Франца
Для ее противников отстранение Руссефф от должности - средство достижения цели: наконец-то положить конец глубокому экономическому кризису, из которого правительство, пребывая в летаргическом сне, не могло выйти годами. То есть президент стала жертвой хронической потери ориентации ее собственным правительством.
Из-за этого она еще больше утратила поддержку, хотя какие-либо юридически релевантные поводы для подозрений в отношении нее и не были найдены. С одной стороны, многие из ее собственных избирателей еще раньше требовали отстранить Руссефф от власти. С другой - и противники импичмента под конец не могли представить, как двигаться дальше с Руссефф в качестве президента.
Ее единственным реальным шансом сохранить должность было бы объявление новых выборов. Но Рессефф медлила - как это с ней часто бывает. И когда она наконец смирилась с этим шагом, верхушка ее собственной партии похоронила это предложение.
Отстранение - не новое началоТо есть бразильская Партия трудящихся приносит в жертву своего президенту Дилму Руссефф. Партия надеется, что правительство нового президента Мишеля Темера истощит свои силы к очередным выборам в 2018 году. Темера, который за время президентства Руссефф превратился из вице-президента в ее заклятого врага, уже сейчас не любят. В этом смысле Партия трудящихся может в конце концов еще и выиграть от отстранения Руссефф от должности.
Если во всем этом кризисе и есть положительна сторона, то она состоит вот в чем: там, где Партия трудящихся упустила шанс, она должна освободить место для новой левой партии, которая с большей легитимностью сможет противостоять нависшей над Бразилией угрожающей волне консервативных и религиозных правых.
И все же вздыхать с облегчением было бы сейчас чрезвычайно опасно. Ведь, во-первых, в ближайшие два с половиной года курс страны будет определять не легитимированный никакими выборами неолиберальный проект. А во-вторых, у власти в Бразилии все еще будут находиться десятки политиков, в отношении которых идет расследование по подозрению в коррупции. И они уже дали понять, что любыми средствами будут блокировать в Конгрессе новые антикоррупционные законы и расследования скандала вокруг нефтяного концерна Petrobras.
Автор: Франсис Франца, обозреватель DW