Среднеазиатский капкан. Киргизия и др.
669,697 2,540
 

  Pepenec ( Специалист )
02 сен 2016 20:53:06

Умер президент Узбекистана Ислам Каримов

новая дискуссия Дискуссия  195

Умер президент Узбекистана Ислам Каримов

ПРЕЗИДЕНТ УЗБЕКИСТАНА ИСЛАМ КАРИМОВ СКОНЧАЛСЯ 2 СЕНТЯБРЯ – СООБЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПАРЛАМЕНТА

Риа Новости.

Каримов все.
  • +1.67 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  strannik-RF ( Практикант )
02 сен 2016 22:22:07

Подробнее на ТАСС и РИА:
http://tass.ru/umer-islam-karimov
https://ria.ru/trend/islamkarimov_0209/


Депутат ГД: в Узбекистане после смерти Каримова началась борьба за властьhttps://ria.ru/world…69908.html
МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. После кончины президента Узбекистана Ислама Каримова в стране оцениваются различные расклады, заявил зампред комитета Госдумы по международным делам Александр Романович.
"Задержки с сообщением о смерти связаны с тем, что идет, естественно, борьба за власть. Оцениваются различные расклады", — сказал РИА Новости Романович.
По его мнению, большинство экспертов и даже политиков не сможет назвать фамилию человека, который мог бы встать во главе Узбекистана. "Поэтому стоить ожидать, вероятно, что-то будет известно во время похорон", — отметил депутат.
Комиссию по организации похорон президента Узбекистана Ислама Каримова возглавил премьер страны Шавкат Мирзиеев, говорится в распространенном по местному телевидению сообщении правительства и парламента страны.
Владимир Путин выразил соболезнования http://tass.ru/mezhd…ma/3588582http://tass.ru/politika/3588623
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования временно исполняющему обязанности президента Узбекистана Нигматилле Юлдашеву в связи с кончиной Каримова.
"Его уход из жизни - тяжелая утрата для народа Узбекистана, а также для всего Содружества Независимых Государств и для стран - партнеров по Шанхайской Организации Сотрудничества. Ислам Абдуганиевич был авторитетнейшим государственным деятелем, настоящим лидером своей страны. С его именем связаны важнейшие вехи в истории современного узбекского государства", - отмечается в телеграмме российского лидера. 
Российскую делегацию на похоронах Каримова возглавит премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. "Медведев примет участие в траурных мероприятиях, в делегацию также входит вице-премьер - руководитель аппарата правительства Сергей Приходько", - сообщила пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.
Премьер Белоруссии летит в Узбекистан на похороны Каримоваhttps://ria.ru/world…70294.html
МИНСК, 2 сен — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил премьер-министру Андрею Кобякову принять участие в траурных мероприятиях по случаю смерти президента Узбекистана Ислама Каримова. "По поручению главы государства в траурных мероприятиях в Узбекистане примет участие премьер-министр Андрей Кобяков", — цитирует пресс-секретаря президента Белоруссии Наталью Эйсмонт белорусское агентство Белта. Лукашенко также направил соболезнования руководству Узбекистана и всему народу, а также семье и близким Каримова.
Премьер Казахстана отправится на похороны Ислама Каримоваhttps://ria.ru/world…68366.html

ПыСы: то есть по линии Евразес  и ШОС на похороны полетят только "Премьеры"


Преемником Каримова может стать премьер Узбекистана, считают в Совфеде https://ria.ru/world…71177.htmlhttp://tass.ru/politika/3588749
МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. Наиболее вероятным преемником скончавшегося президента Узбекистана Ислама Каримова может стать премьер-министр страны Шавкат Мирзиеев, которого поддержат служба безопасности и армия, считает первый замглавы международного комитета российского Совета Федерации Владимир Джабаров.
Джабаров добавил, что по конституции полномочия главы государства переходят к председателю узбекского сената Нигматилле Юлдашеву. "Глава сената и премьер-министр являлись сподвижниками Каримова, и я надеюсь, что в отношениях с Россией ничего не изменится, продолжится прежняя линия узбекского руководства на поддержание дружеских отношений между нашими странами", — сказал сенатор.
Он полагает, что смена власти в Узбекистане не приведет к ухудшению ситуации в регионе, "хотя могут поднять голову исламисты". В сохранении безопасности в Узбекистане и регионе в целом заинтересованы и политические элиты страны, и армия, считает Джабаров.

МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Смена лидера в Узбекистане не повлияет на традиционно дружественные отношения России с этой страной. Такое мнение высказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя официальное сообщение кабмина и парламента страны о кончине президента Узбекистана Ислама Каримова, которое было зачитано в эфире национального телевидения.
"Я не думаю, что это сильно повлияет на наши отношения, поскольку Узбекистан - традиционный друг нашей страны. Каримов всегда проводил эту политику, и все руководство, которое может прийти ему на смену, выросло при нем и также будет поддерживать (этот курс)", - отметил сенатор, подчеркнув, что Россия - "важнейший союзник Узбекистана", и для нее 30-миллионный Узбекистан также является важным партнером.
Говоря о возможных сценариях развития событий в этой среднеазиатской стране после смерти президента, Джабаров предположил, что "могут поднять голову так называемые исламисты, с которыми режим Каримова всегда боролся очень жестко - и правильно делал". Однако парламентарий уверен, что "в большинстве своем Узбекистан спокойно переживет смену лидера". "Я никаких сюрпризов не ожидаю", - заключил он.
Важно сохранить стабильность
Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков допускает, что после смерти Ислама Каримова Узбекистан вступит в опасный этап неопределенности.
В этом случае для России важно, чтобы такой период оказался максимально коротким, поскольку иначе разрастается угроза распространения радикальных исламских течений на территории данного государства, подчеркнул он.
"Кончина Ислама Каримова может открыть весьма опасный этап непредсказуемости, неопределенности в развитии Узбекистана", - сказал Пушков ТАСС. "Конечно, для России, для других государств этого региона чрезвычайно важно, чтобы этот период неопределенности был как можно более коротким", - отметил он. Особенно это важно с учетом того, что происходит сейчас в мусульманском мире, тенденций к распространению "Исламского государства" (запрещенная в России террористическая группировка) за пределы Сирии, Ирака и Ливии, с учетом того, что происходит в Афганистане, продолжил политик.
"От того, как быстро закончится период неопределенности, будет зависеть, будут ли попытки распространить деятельность различных радикальных исламистских организаций на территории этой страны (Узбекистана)", - предупредил Пушков. "Россия в этом не заинтересована, в этом не заинтересованы все государства ОДКБ, все соседи Узбекистана", - подтвердил он, добавив, что в этом не заинтересованы и ведущие западные державы, а также Китай.
"Судя по тому, что происходило в те дни, когда была не ясна ситуация со здоровьем Ислама Каримова, определенная степень контроля у власти над страной существует, во всяком случае, мы не слышали о каких-либо выступлениях, о каком- либо драматическом развитии ситуации", - констатировал глава комитета Госдумы. По его мнению, "сейчас все будет зависеть от того, насколько правящие круги этой страны сумеют справиться с выработкой механизма передачи власти и насколько будет стабильна следующая власть в Ташкенте". В ближайшие дни и недели к событиям в Узбекистане будет приковано очень большое внимание, прогнозирует депутат.
В этом контексте Пушков напомнил, что Узбекистан является ключевым государством Средней Азии "и с политической, и с транспортной, и с военно-политической точки зрения". Не случайно США приложили большие усилия для того, чтобы наладить особые отношения с Узбекистаном при Каримове, указал он. "Вместе с тем Узбекистан - государство, где действует исламистское подполье, куда в свое время засылались группы боевиков и террористов из Афганистана для дестабилизации обстановки там, где есть определенный "горючий материал" для радикальных исламистских движений", - заметил парламентарий.
"Когда власть в достаточно твердых руках держал Ислам Каримов, Узбекистан не выходил из состояния внутриполитической стабильности, за исключением известных событий в Андижане 2005 года, когда протестные выступления были достаточно жестко подавлены властью", - заявил председатель думского комитета. "Также Узбекистан, несмотря на его достаточно крутые виражи в области внешней политики, отношений с соседями, в частности прекращение участия в ОДКБ, придерживался линии поддержания связей со всеми основными игроками, о чем, в частности, говорит последний визит Ислама Каримова в Москву", - обратил внимание он.
ШОС поможет Узбекистану преодолеть трудности
Партнеры Узбекистана по ШОС и другим интеграционным проектам помогут этой стране преодолеть трудности переходного периода после кончины президента, свое стабилизирующее воздействие может оказать и Россия.
Об этом заявил журналистам глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в связи с официальным сообщением пресс-службы правительства страны о смерти узбекского лидера.
Сенатор отметил, что есть немало желающих воспользоваться ситуацией в случае сползания Узбекистана в хаос и анархию. "Прежде всего, это, разумеется, радикальные исламисты. Известное "Исламское движение Узбекистана" сейчас выдавлено в Пакистан и Афганистан, но, конечно же, с радостью вернется при первых признаках хаоса", - полагает он. Кроме того, считает Косачев, "интерес Вашингтона к стране может сегодня резко возрасти как в связи с необходимостью перевалочной базы в Афганистан, так и в принципе в связи с острой нуждой в надежных союзниках в регионе, на который США сегодня обращают особое внимание".
"Общеизвестно, что Америка умеет извлекать гораздо больше пользы из хаоса, чем из стабильности в таких регионах. Другое дело, что стабильность крайне нужна всем соседям Узбекистана и основным региональным игрокам: России, Китаю, Ирану", - констатировал парламентарий. Он уверен, что партнеры Узбекистана по ШОС и "другим кооперационным и интеграционным проектам" помогут "новому руководству Узбекистана справиться с переходными трудностями и удержать страну от скатывания в анархию и внутренние конфликты". "Поэтому пока бы я склонялся к умеренно-оптимистическому сценарию", - добавил он.
Косачев подчеркнул, что свою стабилизирующее воздействие на ситуацию в Узбекистане может оказать и Россия. "Мы не делали и не делаем ставку ни на кого и ни на что, кроме мира и благополучия, и можем работать с любым легитимным преемником", - заявил он. Глава международного комитета Совфеда также выразил искренние соболезнования близким Каримова и всему народу Узбекистана.
Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/politika/3588749
Узбекистан: расклад сил после смерти Каримоваhttp://tass.ru/mezhd…ma/3588248


Дестабилизация в этой стране станет катастрофой для Центрально-Азиатского региона в целом и для России в частности


Президент Узбекистана Ислам Каримов скончался. Официальное сообщение об этом появилось почти через неделю после того, как 29 августа инсульт подтвердила дочь президента Лола Каримова-Тилляева. Как могут развиваться события после смерти человека, который стоял у истоков государственности Узбекистана, — в материале ТАСС.

"Каримов считал едва ли не главным достижением своего правления стабильность в стране", — отмечает эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко. Со своей стороны узбеколог Юрий Мавашев в интервью ТАСС подчеркнул, что именно Каримов являлся фактором стабильности для Узбекистана.
"В жизни Узбекистана ключевую роль играют кланы. Это этнически очень сложная страна, сложная она и с точки зрения религиозного фактора, здесь очень много толков ислама. Каримов был фактором стабильности. Теперь эта система пошатнулась", — сказал Мавашев.

ТАСС-ДОСЬЕ
В отличие от соседних стран, Таджикистана и Киргизии, Каримову удалось избежать обострения межэтнических конфликтов в стране. После развала СССР Узбекистан играл заметную политическую роль в Центральной Азии. Так, в 1992 г. в ходе гражданской войны в Таджикистане Каримов направил туда 50-тысячный контингент для "восстановления конституционного строя".
Каримов жестко пресекал деятельность исламистов на территории и по мере возможности в регионе. В 1999 г. во время Баткенских событий оказывал военную помощь Киргизии в борьбе с вооруженными формированиями фундаменталистов из Таджикистана.
В мае 2005 г. произошли массовые беспорядки на востоке Узбекистана, в Андижане. По официальной версии, они начались с атаки боевиков исламской подпольной секты "Акрамия" на тюрьму, милицию, воинскую часть, службу госбезопасности, захвата здания областной администрации. В тот же день мятеж был подавлен армией. В результате, по данным узбекской прокуратуры, погибли 187 человек. Более сотни участников андижанских событий были осуждены на срок от 10 до 20 лет.

После смерти Каримова эксперты выделяют два варианта развития событий в Узбекистане:
Вариант первый — стабильность превыше всего
Этот вариант наиболее реалистичный. Узбекские кланы заинтересованы в сохранении стабильности и не будут нарушать систему власти, сложившуюся при Каримове.
Проблема только одна: ни один политик в Узбекистане не пользуется таким уважением и влиянием, как Каримов. И пока никто не сможет играть роль отца нации.
"В Узбекистане все настолько держалось на одном человеке, что на политическом олимпе просто не было места ни для кого другого. И никто, кроме Каримова, не пользовался таким доверием и легитимностью", — сказал Мавашев. 
Эксперт напомнил, что Ислам Каримов — первый президент и идеолог государственности Узбекистана. Именно он создал в стране вертикаль власти и все политические структуры. "Но самое главное, он обладал способностью так расставить все кланы внутри страны, чтобы Узбекистан не погряз в междоусобицах и мог развиваться", — подчеркнул Мавашев.
Возможные преемники
Тем не менее кандидаты в преемники Каримова назывались еще до его смерти. Самым очевидным считается  премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев (1957 г. р.). Он занимает свою должность с 2003 г. и, по сути, был проводником политики Каримова, близок его семье и поддерживает тесные связи с силовиками, в том числе с главой Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым. 
"Поддержка силовиком жизненно необходима любому претенденту на пост президента. У Мирзиёева есть все необходимые данные и связи. Он может стать идеальной кандидатурой, особенно на переходный период", — считает Мавашев.  
Впрочем, эксперты не исключают, что Иноятов также будет претендовать на пост президента, если не договорится с Мирзиёевым.
Также среди претендентов называлась и фигура первого вице-премьера Рустама Азимова.
"Обращает внимание, что практически сразу после сообщений о смерти Каримова некоторые СМИ написали об аресте Азимова. Потом вышло опровержение. Но даже слух об аресте можно было трактовать как начало борьбы за власть. И здесь только один шанс сохранить стабильность в стране — договор между кланами", — подчеркнул Мавашев, добавив, что, по одной из версий, с кончины президента прошло несколько дней и о ней не сообщалось, так как кланам нужно было договориться о преемнике и разделе власти.
Возможен и неожиданный вариант преемника, как это было в случае с Туркменистаном, когда президента Сапармурата Ниязова сменил его вице-премьер и министр здравоохранения, а по сути личный дантист Гурбангулы Бердымухаммедов. Такого варианта событий предсказать не мог никто. При этом Бердымухаммедов сумел сохранить структуру власти, которая была при Ниязове.
Официально, согласно конституции, при невозможности исполнения действующим президентом страны своих обязанностей его полномочия временно возлагаются на председателя Сената Олий Мажлиса (верхняя палата парламента) Республики Узбекистан. В течение трех месяцев после этого должны быть проведены выборы президента страны "в полном соответствии с Законом "О выборах президента Республики Узбекистан". Председателем Сената Олий Мажлиса с 22 января 2015 г. является Нигматилла Тулкинович Юлдашев.
Вариант второй — теория хаоса
Угроза дезинтеграции и радикального ислама — это основные вызовы, которые будут стоять перед любым преемником Каримова, считает Мавашев. 
"Если процесс передачи власти в Узбекистане пройдет без эксцессов, то это можно считать чудом", — заявил он.
При этом Мавашев подчеркнул, что дестабилизация в Узбекистане станет катастрофой для Центрально-Азиатского региона в целом и для России в частности.
"Беженцы, всплеск радикального ислама, хаос на границах — на постсоветском пространстве в этом регионе есть только две системообразующие страны: Узбекистан и Казахстан, и любая дестабилизация здесь сравнима с землетрясением. Никто из соседей не сможет остаться безучастным", — сказал Мавашев. 
Малашенко также не исключает дестабилизацию в Узбекистане, хотя все же считает более вероятным вариант, когда власть будет передана без проблем и кланы договорятся.
"Менее вероятный сценарий — борьба за первый пост в стране между различными группами интересов. Если это вдруг случится, то Узбекистану грозит период нестабильности. Сколько он может продлиться, сказать не берусь, однако последствия будут печальными", — отмечает он.
Все эксперты не сомневаются, что если центральная власть в Узбекистане будет ослаблена, то вакуум могут заполнить религиозные экстремисты, которых Каримову удалось подавить. Те, кто остались, находятся в глубоком подполье. Остается один вариант — проникновение извне, со стороны Афганистана и других соседей при условии длительной дестабилизации власти и ослабленных границах. В таком сценарии не заинтересована ни узбекская элита, ни региональные игроки — Россия, Китай и США. Именно поэтому последние, несмотря на то, что у них много претензий к Узбекистану в плане соблюдения прав человека, вряд ли будут специально играть на противоречиях внутри кланов и идти по пути "цветных революций". Слишком свеж печальный опыт арабского Востока.
Региональный расклад
Эксперты полагают, что в ближайшей перспективе преемник Каримова продолжит начатую им политику многовекторности, или "сидения на нескольких стульях одновременно".

ТАСС-ДОСЬЕ

В 2000-х гг. Ислам Каримов пошел на сближение Узбекистана с Западом, прежде всего в качестве союзника по борьбе с международным терроризмом. С началом операции США против талибов в Афганистане в 2001 г. аэродром Ханабад под Карши использовался как военно-воздушная база США (до 2005 г.). Однако внешнеполитический курс сменился после андижанских событий. Каримов подвергся критике на Западе, в том числе в США, "за непропорциональное применение силы". Европейский союз ввел против Узбекистана санкции. Россия и Китай посчитали меры узбекских властей оправданными. В итоге в 2005 г. Каримов пошел на сближение с Москвой и Пекином, было принято решение о выводе американской военной базы с аэродрома под Карши. В 2006 г. Узбекистан возобновил членство в ОДКБ, однако в 2012 г. вновь вышел из договора. Возникшие после распада СССР территориальные споры с ближайшими соседями — Таджикистаном и Киргизией — в годы правления Ислама Каримова урегулировать не удалось.

"Каримов играл на противоречиях с Москвой и Вашингтоном. Он также выстраивал свои отношения с Китаем, Южной Кореей, Турцией и другими странами, руководствуясь как политическими, так и экономическими интересами. Но все же, как бы ни развивались события, трудно представить, что Узбекистан войдет в какие-либо западные блоки. Ему более понятна Россия, и с Россией Узбекистан связывает множество факторов, в том числе и на личностном уровне", — считает Мавашев. 

ТАСС-ДОСЬЕ

Узбекистан занимает первое место среди стран СНГ по числу трудовых мигрантов в РФ. По данным ФМС России, в январе 2016 г. на территории Российской Федерации находилось порядка 1,88 млн узбекских граждан.
Кроме того, Россия занимает первое место среди экономических партнеров Узбекистана. Республика является четвертым торговым партнером РФ среди стран СНГ после Украины, Белоруссии и Казахстана.
Россия также остается крупнейшим инвестиционным партнером Узбекистана. За последние годы российские компании инвестировали в экономику республики более $6 млрд. В 2015 г. объем инвестиций составил $1,236 млрд.

Стратегическое значение Узбекистана
Узбекистан граничит с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией. В частности, через его территорию должен пройти Экономический пояс Шелкового пути — китайский проект, предусматривающий формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора.
По данным министерства экономики Узбекистана, в 2015 г. республика занимала 11-е место в мире по добыче природного газа, 3-е место по экспорту и 6-е место по производству хлопка. Изменение в структуре экспорта, переориентация с хлопка на энергоносители также произошла во времена Каримова. Доля хлопка в среднем снизилась с 60% до 8%. Структура экспорта в 2015 г.: энергоносители и нефтепродукты (25,9%), продовольствие (10,2%), черные и цветные металлы (6,4%), хлопок (5,7%). Импорт (2015): машины и оборудование (40,5%), продукция химической промышленности (17%), продовольственные товары (12,8%).
Итоги деятельности Ислама Каримова на посту президента Узбекистана. Досье

  • +1.46 / 11
  • АУ