Поставить ставку на правильного скакуна в финальном заезде
новая дискуссияСтатья218
Jeff Thomas прогнозирует надвигающуюся катастрофу.
С начала нового тысячелетия я пишу о грядущей экономической депрессии, по сравнению с которой депрессия, начавшаяся в 1929 году, покажется увеселительным мероприятием. И эта работа основана не на догадках, и она не стала результатом наблюдений за хрустальным шаром. Каждый раз, когда страна (или страны) накапливает долги до уровней, после которых возвратить их физически невозможно, экономический коллапс становится предопределенностью. Сегодня многие юрисдикции, в особенности, США, ЕС, Великобритания, Канада и т.д. создали долги гораздо большие, чем видел мир за все время своего существования. И это обстоятельство является гарантией того, что соответствующий этой ситуации коллапс будет иметь эпические пропорции.
Безусловно, меня часто спрашивают: “Когда это случится?” Такое невозможно предсказать. Если быть до конца честным, где-то в 2006 году, я делал предположения “возможно, к 2012 году”. Хотя я и спрогнозировал крах 2008 года, я знал, что основной удар нам еще только предстоит ощутить. Еще раз: если вы хорошо делали свою домашнюю работу, вам совсем не сложно будет прогнозировать грядущие события, но прогнозировать тайминг – совсем другое дело. Однако, я продолжал повторять мое главное правило: с приближением основного экономического кризиса будет возрастать частота и уровень пагубности значительных событий. Я никогда не объяснял, почему я избрал это правило в качестве барометра, и, наверное, это нужно сделать сейчас.
Это правило основано на человеческой природе. Большинство людей — безотносительно в какой стране они проживают – склонны считать, что у них в распоряжении очень много времени для подготовки к неизбежному. Однако, когда время начинает поджимать, к ним приходит понимание, что они запаздывают, и поэтому возникает спешка с приготовлениями. Это в высшей степени применимо к высокомерным людям, из каковых преимущественно и состоят правительства. Недооценка временного интервала – это закономерность. Более того, как правило, люди не учитывают в своих планах задержки, которые неизбежно возникнут в процессе подготовки. Именно поэтому, когда неизбежный крах приближается вплотную, люди почти всегда оказываются в ситуации, когда им необходимо ускорить процесс подготовки к нему с тем, чтобы быть готовыми к его встрече. Когда становится понятно, что крах вот-вот случится, люди начинают бегать по головам друг друга в панике, пытаясь сделать последние приготовления. Это означает, что на пути от второстепенного события к основному люди придерживаются описанного выше сценария. По мере приближения неизбежного краха приготовления становятся все более радикальными, а самые неприятные шаги откладываются на самый последний момент.
Но есть еще один фактор, который еще больше усугубляет описанный паттерн. Пока система работает хорошо, почти каждый ее участник остается самоуспокоенным. Но, когда неблагоприятные события случаются все чаще и чаще, а ущерб от них становится все заметнее и заметнее, каждый зубец в шестерне начинает испытывать все большее напряжение, и чем ближе мы приближаемся к основному событию, тем выше вероятность того, что какой-либо из зубцов отвалится и помешает следованию первоначального плана. В результате, ситуация становится все более хаотичной и непрогнозируемой, поскольку каждый менеджер среднего уровня, каждый госслужащий, каждый политик, каждый банкир начинают предпринимать шаги для собственного спасения.
Поэтому, прямо перед основным событием (крахом), нам следует ждать различных сюрпризов, которые будут случаться почти каждый день — все больше банкиров будут обвинены в хищении денег, все больше политиков будут отправлены в отставку, еще больше обострятся междоусобные распри между властными кланами и еще больше представителей широких масс вдруг озаботятся сохранением своего богатства. Каждый из этих персоналий, возможно, и имеет свой индивидуальный план, что и когда нужно сделать, но эти планы могут потерпеть неудачу, поскольку окружающие их люди вдруг начнут делать неожиданные драматические ходы, тем самым меняя правила игры. К тому времени, когда эта стадия будет достигнута, нам следует быть готовыми к шторму. К тому моменту, нам уже следует знать о том, как будет выглядеть приближающийся торнадо. Постиранное белье должно быть вынуто из стиральной машинки, ставни на окнах должны быть плотно закрыты, съестные припасы и вода должны быть снесены в подвал, и только тогда мы сможем присесть на крыльце и оценить, заденет ли нас приближающийся шторм. И если, да, то нам достаточно будет взять детей под мышку и затворить за собой двери подвала.
В переводе на инвестиционные термины все вышесказанное означает, что, если вы живете в одной из юрисдикций, указанных выше, то вам следует убираться с рынков, снять деньги со своих счетов в банках (за исключением суммы, эквивалентной 3-х месячным расходам), распродать как можно больше активов и перевести средства в другие юрисдикции, которые с большей вероятностью выдержат шторм, купив там недвижимость и драгоценные металлы. Было бы мудрым шагом, если это возможно, приготовить убежище в этой новой юрисдикции на случай внезапной нужды покинуть страну вследствие массовых беспорядков, дефицита еды и горючего, введения военного положения правительством и т.д. И сейчас мы приближаемся к этой финальной стадии. Драматические события происходят еженедельно, и когда они начнут происходить каждый день, мы заметим, что выражения лиц наших соседей должно быть такие же, каковы, вероятно, были выражения лиц пассажиров Титаника после того, как корабль врезался в айсберг. Каждый человек, каждый банк, каждое правительство будут пытаться спасти свою собственную шкуру. Договоры, законы и соглашения вдруг окажутся всеми забытыми. В этот момент какая-либо координация прекратит свое существование. Коллапс будет беспорядочным, и каждый человек окажется сам за себя.
То, чему нам предстоит стать свидетелями, будет эквивалентно зрелищу, как хорошо обученный беговой скакун мчится по кругу, но внезапно каждая из его ног решает делать что-то свое. Мгновенная потеря координации гарантирует лишь одну вещь – этому скакуну суждено врезаться в землю.Когда подойдет время, вам вряд ли захочется ехать верхом на этом скакуне; к тому времени вам вообще нужно выйти из бизнеса, связанного со скачками. В последние недели и месяцы перед крахом большинство людей засовывают голову в песок — они совсем не готовятся к предстоящему краху. Другие люди чувствуют своим нутром, что что-то неладно, но не могут понять причин своего беспокойства. И это приводит к потере доверия к системе. Люди внезапно перестают доверять своим банкам, правительствам, национальной валюте. Мы находимся как раз в этой точке. С каждым днем доверие людей истощается, и даже если они и не понимают серьезность разрешения сложившейся ситуации, их гнев растет день ото дня.
Как правило, правительства склонны оттягивать неизбежное так долго, как получится. В частности, они предпочитают провести очередные выборы, посадив в высокие кресла банду новых притворщиков до возгорания большого пожара. В Великобритании выборы назначены на октябрь, в США – на ноябрь. После января все лозунги утихнут, а новые люди займут властные кресла. И тогда в любой из дней, проснувшись утром, вам не стоит удивляться, что пока вы спали, зловонные массы попали на вентилятор. Значит тогда? Мы можем написать в нашей записной книжке, что “Масштабный экономический коллапс” намечен на февраль? К сожалению, определить дату такого события трудно, даже для тех, кто изучает ситуацию десятилетиями. Мы можем достаточно неплохо спрогнозировать в каком порядке начнут сыпаться домино, но указать дату начала этого процесса практически невозможно.
Но мы можем быть уверены, что, когда значительные события станут случаться ежедневно и важность этих событий возрастет (предполагаемые террористические атаки, образование трещин на финансовых институтах, принятие драконовских указов и т.д.), то это будет означать, что время для подготовки истекает. Какие бы ходы мы бы не захотели предпринять в этот момент, мы должны быть полностью подготовлены к ним. Когда настанут судьбоносные дни, те, кто не был подготовлен к подобному развитию ситуации, будут карабкаться к выходу, а мы не хотим, чтобы нас раздавили в панике. К тому времени мы должны будем тихо уйти.