Авиакатастрофа под Смоленском
новая дискуссия
Аналитика
1.551
В апреле 2010 года при заходе на посадку на аэродроме Смоленск в сложных метеоусловиях разбился польский Ту-154. Погибли польский президент, командующий военно-воздушными силами Польши и другие сопровождающие лица. Думаю, что причины катастрофы нужно изучать во всех летных училищах гражданской авиации и морских училищах. Чтобы курсанты сразу знали и помнили о персональной ответственности капитана. На воздушных и морских судах решение капитана является окончательным и отменить его ни кто не может. Но и полную ответственность несет капитан. Политические мотивы рассматривать не будем. Исключительно правовые, психологические и немного технические.
Предыстория катастрофы. В августе 2008 года в Грузии вспыхнул вооруженный конфликт. Президент Польши захотел прилететь в это время в Грузию. Летел он на правительственном самолете Ту-154. Вообще, в районе вооруженных конфликтов, воздушное пространство закрывается для полетов воздушных судов гражданской авиации. Логика для нормального человека понятна. Там где стреляют, там самолет может быть сбит и безопасность полетов не обеспечивается. Командир корабля, исходя из общих правил и логики отказывался приземляться в Грузии. Президент настаивал. Командир корабля, понимая, что безопасность полета и посадки не гарантируется, пользуясь правом единоначалия на борту, принял решение об уходе на запасной аэродром Баку. Вопреки воле президента. Это говорит об опытности командира, его ответственности и гражданском мужестве. Не каждый смеет поступать вопреки воле президента. За что и поплатился. Его уволили из правительственного отряда, а на его место назначили пилота, который в этом рейсе выполнял обязанности второго пилота.
В апреле 2010 года польскому президенту нужно было срочно попасть в Смоленск. Командиром корабля был тот бывший второй пилот рейса в Грузию. Погода на аэродроме Смоленск не соответствовала метеоминимуму, для выполнения посадки. Другими словами, при таких погодных условиях там садиться было нельзя. Но президент настаивал.
На борту находился командующий ВВС Польши. Вместо того, чтобы объяснить президенту опасность его намерений, он оказывал давление на экипаж, принуждая его к посадке при погоде ниже минимума. Это был непосредственный начальник правительственных экипажей. И так. Командир корабля, уступая давлению президента и непосредственного начальника - командующего, принимает решение о заходе на посадку. Он помнит, что случилось с предыдущим командиром, ослушавшемся воли президента. Ну что ж, можно попробовать зайти. В авиации есть правило. Оно написано кровью поколений авиаторов, которые пытались нарушить это правило. Оно написано в инструкциях по эксплуатации всех самолетов всех авиакомпаний. Правило такое. Если при снижении по глиссаде на определенной высоте, которая имеет своё название - высота принятия решения, не установлен визуальный контакт с посадочными огнями, командир обязан установить двигателям взлетный режим и уйти на второй круг. Оно понятно. Если не видишь, куда снижаться. Земля близко. При пересечении этой высоты срабатывает разнообразная сигнализация, чтоб напомнить пилоту о приближении к земле. При этом не имеют значения команды диспетчера, технические штучки и как ты попал на эту высоту. Тут действует только правило: не видишь землю - уходи. Экипаж снижается по глиссаде. Пройдена высота принятия решения. Пищит сигнал радиовысотомера об опасной высоте, женский голос в наушниках предупреждает, что земля близко и нужно тянуть штурвал на себя. Что же ты, командир, медлишь? Взлетный режим! Уходим! Но за спиной у командира в прямом смысле дышит в затылок генерал, который выполняет волю президента. В салоне президент, которому очень нужно в Смоленск. Перед глазами судьба командира, у которого он был вторым пилотом при полете в Грузию. И командир продолжает снижение по глиссаде..
Из официального бумаги по расследованию. … непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение с наземными препятствиями, в результате которого самолет полностью разрушился, а пассажиры погибли.
Возвращаясь к началу. Товарищи курсанты летных и мореходных училищ. Потом, когда вы наденете капитанские фуражки, всегда помните. Вы на корабле главные. Нет для вас в то время ни генералов, ни президентов. Они там, на земле. А есть правила полетов и мореплавания. Выполняйте их, живы останетесь. Это так просто.