В четверг Италия впервые отпразднует День деторождения, призванный предотвратить демографическую катастрофу. По ряду причин итальянцы наотрез отказываются рожать, и социологи сулят стране мрачное будущее, где местных жителей вытесняют мигранты, тем более, что правительству так выгоднее. Но уже понятно, что праздник не удался – сама идея его проведения вылилась в оглушительный скандал.
Еще летом министр здравоохранения Италии Беатриче Лоренцин объявила, что 22 сентября вся страна будет праздновать День деторождения (буквально – «День плодовитости»), - и страна замерла в ожидании, ведь никогда прежде такого праздника в Италии не было. К августу появились первые праздничные плакаты, – и страна взорвалась от возмущения.
«Правительство всячески поощряет рождаемость среди мигрантов, ведь это бюджетнее, чем обеспечивать декретные отпуска и детские сады для местных»
Хорошим вкусом плакаты и впрямь не отличались. На одном из них ехидно улыбающаяся женщина демонстрирует песочные часы рядом со слоганом «Красота вечна, плодовитость – нет». Другой плакат гласит: «Молодые родители – это лучший вид креативности». Параллельно министерство здравоохранения запустило специальный сайт и выпустило компьютерную игру для будущих пап и мам. Этим программа празднования, разумеется, не ограничится: в Риме, Падуе, Болонье и Катанье пройдут круглые столы, лекции, концерты, массовые мероприятия, – и так далее. Всё для того, чтобы остановить процесс, именуемый в СМИ «вымиранием Италии».
Однако реакция итальянцев на эту пропагандистскую акцию оказалась непредсказуемо яростной. Твиттер Беатриче Лоренцин переполнился негодующими откликами пользователей, которые сочли пропаганду деторождения оскорбительной, унизительной, сексистской и даже фашистской. Самый мягкий отзыв звучал примерно так: «Разбудите меня, когда закончится День деторождения».
Изначально подразумевалось, что этот День как акция привлечет к Италии внимание всего мира. Даже ее сайт носит английское название. Своим вниманием международная общественность задумку министра и впрямь не обделила. Левые и феминистки провели хорошо организованную атаку на праздник, а ведущие мировые СМИ предоставили им трибуну. В частности, критики припомнили итальянскому министерству здравоохранения плакаты времен Муссолини, на которых женщин призывали «давать больше детей Родине». «Эхом фашистского прошлого» назвали пропаганду Дня деторождения и итальянские журналисты. Популярный журналист и писатель, автор «Гоморры» Роберто Савиано сказал, что этот день «оскорбляет всех, у кого нет детей, и всех тех, кто не может их себе позволить, потому что в Италии попросту нет работы».
Пораженный всеобщим возмущением премьер-министр Маттео Ренци был вынужден дистанцироваться от нового праздника, пошутив, что «насмотревшись на эту рекламную кампанию, никто из моих друзей больше детей делать не станет».
Столь острая реакция итальянцев на эту нелепую кампанию по-своему парадоксальна, но легко объяснима. С детьми в Италии действительно большая проблема. Количество рождений на женщину там ниже, чем в таких депрессивных и подверженных оттоку населения странах ЕС как Болгария и Эстония. В 2015 году в стране родилось всего 488 тысяч детей – это самый низкий показатель в истории Италии, начиная с 1861 года. Но, как пишут критики Дня деторождения, стране нужны не рекламные слоганы и не лекции на тему зачатия, а реальная работа в области защиты материнства и детства. Пока правительство Маттео Ренци сделало всего один шаг на этом пути: С 2014 года семьи с доходом ниже среднего получают от 80 до 160 евро в месяц на каждого новорожденнного. Однако эти меры поддержки работают в основном для мигрантов, в их больших и бедных семьях с традиционно неработающими матерями такие деньги подспорье. В типичной итальянской семье с одним ребенком такое пособие уйдет «на памперсы» и не поможет нанять няню, чтобы мать могла выйти на работу.
Теоретически в Италии существуют хорошо оплачиваемые декретные отпуска. На практике большинство работодателей заставляет женщин подписывать договора, согласно которым они, забеременев, должны написать заявление об увольнении. Иначе работу подчас не найти, а более 40 процентов молодежи до 25 лет и так не имеют работы. При этом среди всех возрастных групп число безработных женщин значительно превышает число безработных мужчин. «Единственная соцзащита у нас – это бабушки», - говорят итальянки.
Как итог, в стране, где 90 процентов населения называют себя католиками, а старушки до сих пор гладят беременных женщин по животу «на счастье», бушует жестокий демографический кризис. Серьезных отношений женщины не заводят, пока не найдут работу, а детей не рискуют рожать, пока не обеспечат себя независимым источником дохода, который позволил бы «продержаться на плаву» с маленьким ребенком. При таких раскладах ответственное материнство в Италии возможно только после сорока. И сама министр здравоохранения Беатриче Лоренцин типичный пример подобной стратегии: она рискнула родить только в прошлом году, когда ей уже исполнилось 43 года. Это при том, что и она, и отец её близнецов принадлежат к верхней страте среднего класса, и бедность им не грозит.
Рекламная кампания Дня деторождения действительно выдает типичную неуклюжесть пропагандиста, который сам не верит в те ценности, за которые агитирует. Сегодня большинство итальянцев вынуждено либо искать работу, либо – если уж ее нашли – наслаждаться потреблением, потому что долгосрочные инвестиции – в детей или в недвижимость – им заказаны. Ценовой порог таких удовольствий как постройка дома или большая семья недостижимо высок для большинства жителей страны. Поэтому рекламные кампании, призывающие плодиться и размножаться, и ранят итальянцев.
Параллельно итальянское правительство пытается предотвратить «демографический апокалипсис», который предсказывают эксперты, традиционным способом, который не имеет ничего общего с Днем деторождения. Основной пик рождаемости в Италии пришелся на 1950 и 1960-е годы, когда волна экономического подъема принесла в итальянские города огромные семьи деревенской бедноты. Как эти семьи выживали и как прорывались в средний класс, можно наблюдать фильмах неореализма.
Сегодня дети «Рокко и его братьев» отказываются продолжать свой род. На смену им идут большие семьи мигрантов из Румынии, Албании, стран Ближнего Востока и Африки, которые точно так же штурмуют итальянские города и рады жить в невыносимых, на взгляд местных, условиях, лишь бы их дети состоялись в жизни. И правительство всячески поощряет рождаемость среди мигрантов, ведь это бюджетнее, чем обеспечивать декретные отпуска и детские сады для местных мам. С 2014 года любому ребенку, родившемуся в Италии, если он учится в начальной или средней школе, будет выдаваться итальянский паспорт.
Неудивительно, что, по данным национального статистического агентства Istat, на 37 процентов довольных своей жизнью итальянцев приходится более 60 процентов полностью счастливых мигрантов.
ИсточникОчередное изменение человеческого лица Земли... и тренд пока сохраняется.