…Сегодня в правительстве РФ состоится совещание под председательством спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, посвященное переориентации экспортных потоков российских нефтепродуктов с терминалов Прибалтики на порты России.
Предполагается, что основными участниками совещания станут представители РЖД и "Транснефти", компаний нефтегазового сектора.
Как говорится в пояснительной записке к совещанию, транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов на сегодня составляет более сорока девяти миллионов тонн в год. Туда, помимо нефтепродуктов, идут калийные и азотные удобрения, перваливается и отечественный уголь, и другие грузы. Российские логистики теряют на этом около 1,3 миллиарда долларов выручки в год. И только элементарный перевод экспорта нефтепродуктов в российские порты может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 миллионов тонн ежегодно.
Напомним: ранее глава "Транснефти" Николай Токарев в своем докладе президенту России уже пообещал, что "Транснефть" до 2018 года прекратит экспорт через прибалтийские порты и "направит грузопоток через российские порты, где есть профицит мощностей".
Собственно говоря, сейчас вопрос - в элементарной несогласованности действий отдельных структур и компаний в условиях «открытого рынка». Приобретая сравнительно небольшую выгоду одни, скажем так, подставляют других - и «рыночные механизмы» в результате вступают в откровенное противоречие с общеэкономическими задачами.
Хорошо известно, что многие российские компании заинтересованы в сохранении экспорта через порты Прибалтики. Так, "Уралхим" владеет контрольным пакетом терминала по перевалке минеральных удобрений в Риге, "Еврохиму", "Акрону" и "Кузбассразрезуглю" принадлежат терминалы в Эстонии.
Деньги, как известно, строем не ходят. Вот и приходится проводить координирующие совещания, где интересы всех рыночных игроков приводятся «к общему знаменателю»: задача в общем непростая, но вполне решаемая.
Еще один вопрос будет, вне всякого сомнения, касаться и Белоруссии.
Потому как на сегодняшний день более 90 % экспорта нефтепродуктов из братской республики уходят в сторону Прибалтики и черноморских портов Украины. И это, откровенно говоря, ненормально, потому как белорусские нефтепродукты представляют из себя переработанную и приобретенную по льготным тарифам российскую нефть. И, безусловно, при использовании «понижающих коэффициентов» на тарифы на перевозку и другие вполне рыночные инструменты России вполне по силам перенаправить эти потоки в свои собственные порты.
...Но это всё в будущем.
А пока только переброска чисто российской нефти и нефтепродуктов с портов стран Балтии (в частности, Вентспилса и Риги) на российские добавит последним до $36 млн. выручки ежегодно. Отсель