МОСКВА, 4 окт — РИА Новости. Приостановка Россией действия соглашения с США об утилизации оружейного плутония (СОУП) создает для РФ преимущества с точки зрения освоения технологий, необходимых для развития мирной атомной энергетики, поскольку снимается ряд ограничений, накладываемых СОУП на работу уникального российского ядерного реактора БН-800, считает главный редактор портала AtomInfo.ru Александр Уваров.Президент Владимир Путин в понедельник внес в Госдуму законопроект о приостановлении Россией действия соглашения с США об утилизации оружейного плутония. Однако Россия может возобновить его исполнение в случае сокращения военной инфраструктуры и контингента войск США в странах НАТО и отмены закона Магнитского, говорится в документе.
Соглашения и российский реактор"В реакторе на быстрых нейтронах БН-800, действующем на четвертом энергоблоке Белоярской АЭС, в рамках СОУП планировалось "выжигать" оружейный плутоний в составе специально изготовленного для этого реактора так называемого смешанного оксидного уран-плутониевого МОКС-топлива. С другой стороны, БН-800 необходим в качестве важного элемента для отработки ряда технологий замыкания ядерного топливного цикла", — сказал Уваров РИА Новости.В замкнутом ядерном топливном цикле за счет расширенного воспроизводства ядерного "горючего" существенно увеличится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря "выжиганию" опасных радионуклидов. По словам Уварова, основные этапы замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) на базе реакторов на быстрых нейтронах состоят в производстве свежего ядерного МОКС-топлива, его использовании в "быстрых" реакторах, переработке такого топлива, отработавшего необходимый срок, выделения из него ценных делящихся материалов и изготовления с их использованием новых партий ядерного топлива."Основное ограничение, накладываемое СОУП на БН-800, касается переработки его облученного топлива. Большая часть активной зоны БН-800, там, где должен "выжигаться" оружейный плутоний, не могла быть переработана. Но в таком случае теряется сама идея замыкания ядерного топливного цикла. И БН-800 стоял бы в стороне от развития гражданских технологий ЗЯТЦ", — пояснил Уваров.
Возможность для лидерстваКроме того, в замкнутом цикле "быстрые" реакторы должны работать как реакторы-размножители (бридеры), воспроизводя ядерное "горючее" — плутоний. Но в рамках СОУП БН-800 пришлось бы использовать, наоборот, как "выжигатель" плутония."Впрочем, этот вопрос был бы менее актуальным по сравнению с замыканием цикла, ведь в качестве бридеров "быстрые" реакторы уже работали, а вот полноценное замыкание ядерного топливного цикла в промышленных масштабах с "быстрыми" реакторами никто в мире еще не продемонстрировал", — отметил Уваров."Сейчас снимаются ограничения на использование БН-800 для отработки технологий замыкания ядерного топливного цикла, что дает возможность российским атомщикам их освоить и тем самым закрепить свое лидерство в этой области в мире", — добавил собеседник агентства.Соглашение между РФ и США от 2000 года об утилизации избыточного оружейного плутония предусматривает начало сторонами с 2018 года перевода этого материала в состояние, непригодное для создания ядерных зарядов, путем его "сжигания" в ядерных реакторах. С каждой стороны планировалось утилизировать 34 тонны оружейного плутония, достаточных для производства нескольких тысяч ядерных зарядов.Россия создала у себя необходимую ядерную инфраструктуру для выполнения этого соглашения. США этого не сделали. Вашингтон планирует не "сжигать" свой оружейный плутоний в реакторах, а разбавлять его другими материалами и помещать в хранилище радиоактивных отходов. Ранее президент РФ Владимир Путин заявлял, что благодаря такому варианту США сохранят за собой возвратный потенциал, то есть размещенный в хранилище плутоний можно будет извлечь, переработать и опять превратить в материал, пригодный для создания ядерных зарядов.