Сегодня китайское государственное агентство Синьхуа выпустило комментарий к событиям на Донбассе.
Интересно почитать их взгляд на то перспективы развития ситуации.
Так сложилось, что сентябрь уже третий год подряд становится периодом, когда участники военного конфликта в Донбассе пытаются заключить перемирие. Все началось в сентябре 2014 года с подписания первых Минских соглашений, предполагающих введение режима тишины. К сожалению, доброй воли сторон хватило всего на несколько месяцев, за которыми последовал новый виток напряженности и Минск-2, по сути, действующий до сих пор.
Очередная значимая попытка установить мир была предпринята в сентябре 2015 года, чтобы дать возможность детям, проживающим в зоне боевых действий, спокойно начать новый учебный год. В конечном итоге она также провалилась, но тогдашний режим тишины положил начало очень важному процессу -- отводу вооружения калибром менее 100 мм от линии разграничения.
В нынешнем сентябре произошло сразу несколько довольно важных событий. Во-первых, по инициативе официального Киева, в Донбассе было вновь объявлено перемирие. Как и прежде, о полноценном прекращении огня речи пока не идет: 27 сентября министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что с начала месяца в зоне боевых действий погибли десять украинских военнослужащих и множество получили ранения. Однако, несмотря на продолжающиеся обстрелы, общее количество нарушений Минских договоренностей заметно сократилось.
Во-вторых, Германия и Франция, которые, наряду с Украиной и Россией, являются членами "нормандской четверки" -- дипломатической группы, занимающейся урегулированием конфликта в Донбассе, вызвались оказать содействие дальнейшей стабилизации обстановки в этом регионе. 14 сентября в Киев прибыли глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и его французский коллега Жан-Марк Эро. Проведя переговоры с президентом Украины Петром Порошенко и министром иностранных дел этой страны Павлом Климкиным, они вышли к журналистам, чтобы ознакомить их с новым детальным планом /то есть, по сути, дорожной картой/ реализации Минских соглашений, который совместными усилиями разработали Берлин и Париж.
В прессе его тут же окрестили "планом Эро-Штайнмайера".
Согласно этой инициативе, урегулирование конфликта в Донбассе должно происходить в три этапа. На первом из них противоборствующим сторонам следует полностью прекратить боевые действия и осуществить разведение сил и средств в трех пилотных зонах. На втором -- украинский парламент должен принять разработанные еще на первом этапе законы о предоставлении особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей и проведении там выборов. Параллельно с этим участникам конфликта необходимо продолжить отвод войск, тяжелых вооружений и техники, а также предоставить ОБСЕ возможность создать свои базы в зоне конфликта. Что касается третьего этапа, то его основными задачами должны стать назначение даты проведения выборов в Донбассе, принятие Верховной Радой закона об амнистии членов антиправительственных вооруженных формирований, разведение сил по всей линии фронта, освобождение заложников, окончательный вывод войск и предоставление украинским властям полного доступа к границе.
Другими словами, "план Эро-Штайнмайера" предполагает принятие мер по обеспечению безопасности в Донбассе одновременно с осуществлением определенных политических шагов. Между тем многие украинские эксперты убеждены в том, что претворить в жизнь инициативу Германии и Франции будет непросто. В первую очередь, из-за хрупкости режима прекращения огня.
"Есть ли сейчас предпосылки для устойчивого перемирия? Мой ответ -- нет", -- говорит известный украинский политик Анатолий Гриценко, занимавший пост министра обороны в трех разных правительствах Украины. Его слова подтверждают сведения украинской разведки о том, что военные формирования "ДНР" и "ЛНР", несмотря на режим прекращения огня, продолжают перемещать живую силу и технику, а также подвозить к линии разграничения топливо и боеприпасы. С учетом того, что руководство самопровозглашенных республик обвиняет украинскую армию в аналогичных маневрах, речи о каком бы то ни было взаимном доверии пока не идет, а значит, любая провокация может стать началом нового витка военного конфликта.
Определенную надежду на постепенную стабилизацию ситуации на линии соприкосновения дает Рамочное соглашение о разведении сил и средств, подписанное 21 сентября в Минске. Согласно этому документу, в районе трех населенных пунктов Луганской области -- поселка Станица Луганская, а также городов Золотое и Петровское -- будут созданы зоны безопасности площадью не менее 4 кв. км. В случае успешной реализации этих договоренностей, список таких зон расширится. "Будет еще десятка полтора или два для того, чтобы постепенно завершить процесс отведения подразделений по всей линии фронта, протяженность которой составляет 426 км", -- заявляет представитель Украины в подгруппе по безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений Марчук.
Впрочем, даже если перемирие приобретет устойчивый характер, украинские власти вряд ли тут же возьмутся за выполнение политической части "плана Эро-Штайнмайера".
"Фактически, в этом трехэтапном подходе предлагается ввести на Донбассе широкую местную автономию в соответствии с Минскими соглашениями, что категорически сегодня не приемлют в Киеве", -- говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Позиция Киева легко объяснима: в случае легитимизации "ДНР" и "ЛНР" в своем составе Украине придется забыть о планах вступления в ЕС и НАТО, поскольку самопровозглашенные республики твердо придерживаются пророссийских позиций.Не меньше вопросов вызывают и выборы в Донбассе, ввиду того, что официальный Киев и власти "ДНР" и "ЛНР" никак не могут согласовать модальность их проведения. Украина настаивает на том, чтобы голосование было организовано в соответствии с ее законодательством и только после полного разоружения сторон, развертывания в регионе совместных патрулей украинской полиции и ОБСЕ для охраны правопорядка, а также восстановления полного контроля Киева над границей с РФ.
В "ДНР" и "ЛНР" сочли эти требования неприемлемыми и в одностороннем порядке объявили о проведении выборов в местные органы власти 6 ноября. Первый шаг в этом направлении уже сделан: 2 октября на территории самопровозглашенных республик состоялись предварительные общественные голосования /"праймериз"/, результаты которых должны помочь сформировать списки кандидатов для участия в ноябрьских выборах.
Принимая во внимание сохраняющиеся разногласия, украинские эксперты все чаще говорят о необходимости внести в Минские соглашения определенные изменения, которые бы полнее соответствовали нынешней позиции Украины по политическому урегулированию ситуации в Донбассе. Не стоит забывать, что Киев подписывал мирные договоренности на фоне ожесточенных боевых действий и тяжелейшего поражения под Иловайском. Теперь же, когда война переросла в вялотекущий конфликт и ВСУ нарастили свою мощь, Украина может начать активнее отстаивать свои интересы. Впрочем, надежда на то, что "ДНР" и "ЛНР" пойдут на какие-либо существенные уступки Киеву, ничтожно мала, а потому говорить о скором завершении конфликта в Донбассе, к сожалению, не приходится.
Вобщем они считают, что ситуация останется законсервированной надолго.