Пора , пожалуй, разбавить замшелые драконовские манипуляции " Своего" , по сути являющегося тут " чужим"
Цитата
До нашествия монголов средневековый европеец жил в привычном мире, координаты которого были заданы античными географами и обрамленный библейскими декорациями. Это была карта Птолемея с центром в Иерусалиме. Даже крестовые походы не расширили кругозор европейцев, которые были уверены, что на краю круга земного живут чудовища и диковинные люди.
Нашествие монголов шокировало и вызвало панику в Европе, потому что монголы в картину мира не вписывались. Когда паника немного прошла и европейцы начали собирать сведения о новом враге и оказалось, что мир гораздо больше, чем сообщали греки и римляне. Монголов нужно было куда-то поселить. Так появилась на европейских картах земля, которой на карте Птолемея не было: земля татар (или тартар, как с перепугу из назвали европейцы) - Татария, или Тартария.
Можно сказать, что монголы вызвали у европейцев крушение картины мира.
Юлиан Венгерский, монах, совершивший в 1235-37 гг. два путешествия в Восточную Европу в поисках "Великой Венгрии" (прародины венгров). Оставил ценные сведения о вторжении монголов в восточную Европу, накануне нападения на Русь. Сведения получал от русских, булгарских и половецких беженцев. Так, например, он ясно дает понять, что о планах вторжения монголов зимой русские князья прекрасно знали, вплоть расположения сил вторжения: "Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских".
Автопортрет Матфея Парижского.
Матфей Парижский (ум. ок 1259 г.) - английский хронист, писатель и художник, весьма примечательная личность. Написал несколько хроник, жития святых (Т. Бекета и короля Эдуарда Исповедника и др.), сам же иллюстривал свои произведения. Составлял карты. Оставил после себя автопортрет. Почему его прозвали "парижским" не известно. С 1240 по 1259 гг. создал "Большую хронику" ("Chronica majora"), где описал события не только Англии, но Европы и Ближнего Востока. Здесь же описание монгольского нашествия в Европу. Сам Матфей не был свидетелем нашествия, но широко использовал рассказы очевидцев (например русского архиепископа Петра) и тексты посланий свидетелей нашествия. Хроника Матфея рисует яркую картину ужаса и паники, охвативших Европу от монгольского нашествия, а также попытки европейцев хоть как-то втиснуть монголов в птолемеевско-библейскую картину мира. Европейское название татар, как тартар, Матфей разъясняет четко и ясно: "...и пробившись сквозь монолитность недвижных камней, выйдя наподобие демонов, освобожденных из Тартара (почему и названы тартарами, будто "[выходцы] из Тартара"), словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли". Так, что "тартары" и "Тартария" - это чисто европейские термины. Рассказ о монголах, как и послания читать довольно занимательно.
Фома Сплитский (ум. 1268 г.) - архидьякон города Сплита в Далмации. Написал любопытнейшую хронику "История архиепископов Солоны и Сплита". Описал вторжение монголов в Венгрию, а так же описание монголов по известным к тому времени европейцам сведениям. Упоминает Фома и самоназвание монголов: "Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами".
Магистер Рогерий Апулийский "Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами" - итальянский священник (ум. 1266 г.). Свидетель нашествия монголов на Венгрию, что делает его книгу еще более ценной. Рогерий непосредственно наблюдал вторжение монголов и даже попал в плен к монголам, но сумел бежать (статью о Рогерии в Википедии писали какие-то недоумки, поэтому можете ее не читать). "Песнь" - это отчет церковному начальству, которое так и осталось лежать в архиве. Однако книга получилась весьма эмоциональная и содержит немало сведений о монголах и их методах ведения войны. Указывает Рогерий и на феодальные усобицы, так что Русь не была уникальна в этом. Читается с интересом.
Роджер Бэкон (ум. 1292), великий английский мыслитель так же оставил нам сведения о монголах в своих сочинениях. Не совсем сведения, а точнее слухи, которые бродили тогда по Европе. Информация о монголах у Бэкона скудная и весьма искаженная. Но они интересны тем, как европейцы втискивали монголов в привычную птолемеево-библейскую картину мира. Правдивая информация у него перемешана с давно устаревшей античной географией и этнографией и мифами. Так, у Бэкона за Русью обитают гипербореи, Чингисхана упрямо связал с пресвитером Иоанном. Очень интересные сведения о распространении христианства среди монголов и подчиненных им кочевников. Сведения о монголах у Бэкона.
После ухода монголов у европейцев еще долго оставался страх перед неведомым врагом. Но вскоре европейцы начали зондировать монголов с помощью посольств.
Джиованни дель Плано Карпини (ум. 1252) "История Монгалов, именуемых нами Татарами". Книга посланника папы Иннокентия IV, побывашего в Сарае и Каракоруме в 1245-1247 гг. с разведывательными целями. Это плано Карпини удалось. В книге собраны достоверные наблюдения и информация о монголах, их обычаях,истории и, самое главное для европейцев, о военном деле. Так же стали известны планы монголов покорить весь мир: "Замысел Татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир, и об этом, как сказано выше, они имеют приказ Чингис-кана", который к счастью для Европы остался не выполненным. Книга читается с интересом.
Гильом де Рубрук (ум. ок 1293) "Путешествие в восточные страны". Книга фламандского монаха-францисканца посланника французского короля Людовика IX о посольстве в Каракорум к великому хану Мунке в 1253-55 гг. Целью посольства был союз против мусульман (Людовик был организатором двух крестовых походов, де Рубрук участвовал в 7-ом походе), но союз не состоялся. Де Рубрук побробно описал увиденные им земли, ставки Батыя и Мунке, обычаи монголов. Так же описал он и разрушительные последствия монгольского нашествия. Про Россию он писал: "За Руссией, к северу, находится Пруссия, которую недавно покорили всю братья Тевтонского ордена, и, разумеется, они легко покорили бы Руссию, если бы принялись за это" и имел полное на то основание. Если бы не князь Александр Невский, то завоевание Руси крестоносцами было делом времени.
Асцелин Ломбардский (или Кремонский), монах-доминиканец, посланец папы римского Иннокентия IV к великому хану (1245-48). Однако миссию Асцелин провалил, доехав в 1247 г. только до Армении, где встретился с монгольским полководцем Байджу-нойоном. Асцелин отказался выполнять дипломатические обряды (отказался преклонить колени, отказлся преподнести подарки), вел себя дерзко, чем разозлил Байджу. Даже получив разрешение на проезд к хану, Асцелин отказался ехать. Свои злоключения Асцелин и описал. Современного перевода нет, поэтому придется читать довольно архаичный перевод 1825 г.
Так как никакого конструктивного обсуждения с сектантами на ветке не ожидается, то прошу рассматривать данный пост в качестве чисто информативного послания читателям , сохранившим способность к независимому анализу источников.
В статье перечислены Европейские авторы, современники , а порой и непосредственные участники событий периода монгольской экспансии на запад. Выкрики с мест типа " самдурак" и " выфсеврети !" Будут рассматриваться как злостный троллизм и флуд.
Если есть что дополнить конкретно по источникам , то прошу. Все остальные доброхоты , желающие поотрицать трагедию русской истории, выражаясь словами основателя данного треда , " Чужого": " замолкните на веки"