На протяжении большей части последних двух десятилетий Вашингтон агрессивно развязывал настоящие и экономические войны против по меньшей мере девяти стран — напрямую или посредством оказания военной помощи своим региональным союзникам и доверенным лицам. Американские ВВС и наземные вооруженные силы или бомбили Афганистан, Ирак, Пакистан, Ливию, Сомали, Сирию, Йемен и Ливан, или вторгались в эти страны.
В число мишеней экономической агрессии США вошли такие экономические локомотивы, как Россия, Китай, Германия, Иран и Саудовская Аравия, а также Сирия, Йемен, Венесуэла, Куба и Донбасс на Украине.
Разница между настоящими и экономическими войнами становится все тоньше и тоньше, поскольку США часто переходят от первого ко второму, особенно, когда экономическая агрессия не приводит к «смене режима». Например, как это было в случае кампании по ведению экономических санкций против Ирака, что привело к интервенции и разрушению страны.
Проводя свои экономические кампании против назначенных противников и даже против своих давних союзников, США используют различные виды тактических вооружений.
Два государства, считающиеся союзниками США, — Германия и Саудовская Аравия — были атакованы администрацией Обамы и американским конгрессом с использованием «юридических» манипуляций, целью которых стали финансовые системы и зарубежная собственность этих стран. Такой уровень агрессии против суверенных держав и необычен, и безответствен. В 2016 году департамент юстиции США наложил штраф в 14 миллиардов долларов на ведущий международный банк Германии — Deutsche Bank, — повергнув фондовый рынок страны в хаос, снизив курс акций этого банка на 40 процентов и дестабилизировав финансовую систему Германии. Эта беспрецедентная атака на ведущий банк государства-союзника была откровенной мерой возмездия Германии за ее поддержку решения Еврокомиссии о наложении взыскания в 13 миллиардов евро на американскую корпорацию Apple, уклоняющуюся от уплаты налогов через свои одиозные финансовые схемы в Ирландии. Лидеры политических и деловых кругов Германии сразу же отвергли юридическую казуистику Вашингтона, увидев в ней именно то, чем она и является — месть администрации Обамы с целью защиты американских транснациональных корпораций, уклоняющихся от налогов.
Председатель экономического комитета парламента Германии констатировал, что эта наглая попытка США путем запугивания вытянуть деньги из Deutsche Bank содержит все элементы экономической войны. Он отметил, что у Вашингтона имеется «давняя традиция использовать любую имеющуюся возможность вести экономическую войну, если это выгодно их собственной экономике» и что «грабительские претензии по ущербу» против Deutsche Bank являются примером карательной акции. Американские экономические санкции против некоторых основных торговых партнеров — таких, как Россия, Китай и Иран — являются еще одним тактическим приемом по подрыву экономики Германии, в огромной степени зависящей от экспорта. Это звучит как ирония, но Германия все еще считается «ценным союзником» США в том, что касается американских войн против Сирии, Афганистана и Ирака. Эти войны уже пригнали миллионы беженцев в Европу, породив хаос в политической, экономической и социальной системах Германии и создав угрозу свержения «союзницы» Обамы — Ангелы Меркель.
Американский конгресс развязал экономико-юридическую войну против ближайшего союзника США в регионе Персидского залива, когда он одобрил законодательство, предоставляющее американским жертвам исламистского терроризма, особенно теракта 11 сентября 2001 года, право подавать иски против правительства Саудовской Аравии и ареста ее зарубежных активов. Это включает огромные «суверенные фонды» Королевства и представляет собой произвол и наглое нарушение суверенитета Саудовской Аравии. Таким образом, разрешив жертвам терроризма подавать иски против любых государств, поддерживающих терроризм (включая США!) конгресс открыл ящик Пандоры экономических войн. Саудовские лидеры отреагировали немедленно, выразив угрозу изъять свои активы в виде американских государственных облигаций и инвестиций в США на миллиарды долларов.
Экономические санкции США против России предназначены для того, чтобы Вашингтон усилил свою хватку на горле экономик тех стран Европы, которые рассчитывают на торговлю с Россией. Эти санкции особенно ослабили торговые отношения Германии и Польши с Россией, одним из ведущих рынков для германского индустриального экспорта и польской сельскохозяйственной продукции. Изначально американские санкции против Москвы имели целью нанести ущерб российским потребителям и спровоцировать политическое недовольство, которое привело бы к «смене режима». В действительности они и произвели недовольство — но, в основном, среди европейских экспортеров, чьи контракты с Россией были порваны, а миллиарды евро — потеряны. Более того, ухудшились политические и дипломатические отношения между Европой и Россией, а Вашингтон «развернулся» в сторону милитаризма.
Результаты в Азии еще более сомнительны — экономическая война Вашингтона против Китая неуклюже продвигалась по двум направлениям: разорительные торговые сделки со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и усиливающееся военное окружение Соединенными Штатами торговых морских путей Китая.
Обамовский режим отрядил министра торговли Джека Лью для заключения примерно с дюжиной региональных правительств Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), которое умышленно исключало бы из него Китай — крупнейшую экономическую державу в Азии. В качестве пощечины уходящей администрации конгресс отверг TТП — главное экономическое оружие Обамы против Китая.
Между тем, Обама «побудил» своих бывших «союзников» на Филиппинах и во Вьетнаме подать иски на Китай по вопросу о спорных Островах Спратли в Постоянную палату третейского суда. Япония и Австралия подписали с Пентагоном военные пакты и соглашения о размещении военных баз, имеющих целью нарушить торговые пути Китая. Обамовский так называемый «поворот к Азии» — это явная кампания, цель которой блокировать Китай от его рынков и торговых партнеров в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Нахальная экономическая война Вашингтона имела результатом введение жесточайших импортных тарифов на экспортные китайские промышленные товары, особенно на сталь и автомобильные покрышки. США также направили «усиленную» военно-воздушную и военно-морскую армаду для проведения «совместных учений» вдоль региональных торговых путей Китая и маршрутов получения им из региона Персидского залива такого критически важного ресурса, как нефть. Так была начата «война напряженности».
В ответ на неуклюжую агрессию Вашингтона правительство Китая — совместно с более чем 50 странами, стремящимися к заключению выгодных торговых и инвестиционных сделок с Пекином — грамотно выкатило проект создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Поразительный успех АБИИ не сулит ничего хорошего обамовскому «Повороту к Тихоокеанской гегемонии».
Так называемое соглашение между США, ЕС и Ираном по иранскому атому не положило конец торговой войне Вашингтона против Тегерана. Несмотря на согласие Ирана остановить свои программы обогащения урана в мирных целях и ядерных исследований, Вашингтон воздвиг барьеры для инвесторов и старается подорвать иранские торговые отношения. При этом США удерживают иранские государственные активы на миллиарды долларов, замороженные еще со времен свержения шаха в 1979 году. Тем не менее, германская торговая миссия в начале октября 2016 года подписала с Ираном торговое соглашение на три миллиарда долларов и призвала Вашингтон исполнить свои обязательства по соглашению с Ираном — но это пока не принесло какого-либо результата.
США одиноки в том, чтобы посылать свою ядерную военно-морскую армаду в Персидский залив и угрожать торговым отношениям. Даже Королевство Саудовской Аравии, давний враг Исламской республики Иран, на недавней встрече ОПЕК выразило согласие на сотрудничество в урегулировании проблемы квот на добычу нефти.
Объявление Вашингтоном экономической войны против двух своих стратегически самых могущественных союзников — Германии и Саудовской Аравии — а также против трех растущих глобальных держав-конкурентов размыло экономическую конкурентоспособность США, подорвало их доступ к выгодным рынкам и увеличило их зависимость от агрессивной милитаристской политики — в ущерб дипломатии.
Вашингтонский стиль ведения экономических войн удивляет и ставит в тупик тем, какую громадную цену платят за это экономики США и их союзников при таких ничтожно малых конкретных выгодах.
Американские нефтяные компании в результате обамовских санкций потеряли миллиарды долларов из-за отказа от совместной разработки месторождений в России. Американские банкиры, экспортеры сельхозпродукции, компании сектора высоких технологий упускают выгодные торговые сделки только из-за чьего-то желания «наказать» Россию за произведенный Соединенными Штатами государственный переворот на Украине и установление там коррумпированного режима.
Американские транснациональные корпорации, особенно те, которые участвуют в работе транспортной и портовой инфраструктуры Тихоокеанского побережья, высокотехнологичные компании Силиконовой долины и экспортеры агропродукции из штата Вашингтон — все они находятся под угрозой из-за американских торговых соглашений, которые исключают Китай.
Иранский рынок емкостью в миллиарды долларов нуждается во всем — от коммерческих авиалайнеров до горнодобывающего оборудования. Американские компании потеряли гигантские торговые сделки потому, что Обама де-факто продолжает политику санкций. Тем временем, европейские и Азиатские конкуренты подписывают контракты.
Несмотря на зависимость Вашингтона от германских технологий и саудовских нефтедолларовых инвестиций, иррациональная политика Обамы продолжает подрывать американскую торговлю.
Вашингтон ведет экономическую войну и против «меньших экономических держав», которые, тем не менее, в своих регионах играют важную политическую роль. США продолжает бойкот Кубы; осуществляет экономическую агрессию против Венесуэлы, поддерживает экономические санкции против Сирии, Йемена и Донбасса.
Использование Вашингтоном экономической войны дополняет его усилия по строительству империи военными средствами.
Но война — экономическая и обычная — это путь к поражению. Пусть США и смогли извлечь несколько миллиардов долларов из Deutschе Bank, они потеряли гораздо больше в долгосрочном плане — в крупномасштабных отношениях с германскими промышленниками, политиками и финансистами. Это критически важно, поскольку Германия играет ключевую роль в определении экономической политики Европейского Союза. Практика американских транснациональных корпораций изыскивать оффшорные налоговые райские местечки в ЕС может прийти к концу после того, как Еврокомиссия завершит свое расследование. И немцы могут без лишних симпатий отнестись к своим американским конкурентам.
Обамовское Транс-Тихоокеанское партнерство не только провалилось; оно вынудило Китай открыть новые пути к торговле и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть произошло как раз обратное тому, что было изначальной целью мер по изоляции Пекина. Китайская инициатива по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций привлекла в 4 раза больше участников, чем вашингтонское ТТП, а финансируемые банком массивные инфраструктурные проекты еще больше привязывают страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) к Китаю. Экономический рост Китая в 6,7 процента более чем в три раза превышает аналогичный показатель США (2 процента). И что еще хуже для администрации Обамы, Вашингтон отдалил от себя своих исторически наиболее надежных союзников, а вот Китай углубляет экономические связи и сотрудничество с Таиландом, Филиппинами, Пакистаном, Камбоджой и Лаосом.
Иран, несмотря на американские санкции, обретает новые рынки и развивает торговлю с Германией, Россией, Китаем и ЕС.
Конфликт США с Саудовской Аравией еще только будет иметь свои последствия, но любая эскалация судебных исков против Королевства приведет к бегству из США сотен миллиардов долларов инвестиций.
На практике, обамовская кампания экономических войн может привести к неизмеримо более дорогостоящим военным действиям, массовой безработице и потере прибылей в США. Вашингтон все больше и больше оказывается в изоляции. Единственные союзники, все еще поддерживающие его кампанию экономических санкций, — это второ- и третьестепенные страны типа Польши и нынешние коррумпированные паразиты на Украине. Пока поляки и украинцы могут продолжать попрошайничать перед МВФ и хапать «займы» от ЕС и США, они будут приветствовать враждебность Обамы по отношению к России. Израиль остается самым большим сторонником войны с Ираном до тех пор, пока он будет лопать еще один дополнительный транш «помощи» от Вашингтона размером в 38 миллиардов долларов.
Вашингтон тратит миллиарды долларов американских налогоплательщиков на свои базы в Японии, на Филиппинах и в Австралии для сохранения своей гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его союзники, однако, исходят слюной от предвкушения крупных торговых и инвестиционных сделок с Китаем.
Экономические войны не приносят Вашингтону пользы потому, что американская экономика не способна конкурировать, особенно когда Вашингтон нападает на своих же собственных союзников и традиционных партнеров. Его региональные союзники изо всех сил стремятся попасть на «запретные рынки» и получить свою долю пирога в крупных инвестиционных проектах, финансируемых Китаем. Лидеры азиатских стран все больше считают Вашингтон — с его «разворотом к милитаризму» — политически ненадежным, нестабильным и опасным. После имевшей место экономической миссии правительства Филиппин в Китай следует ожидать, что и еще кто-то «дезертирует с корабля».
Экономические войны против объявленных врагов могут быть успешными, только если США будут придерживаться принципов свободной торговли со своими союзниками, прекратят карательные санкции и перестанут вести дело к эксклюзивным торговым соглашениям, которые подрывают экономики своих союзников. Более того, Вашингтон должен прекратить обслуживать капризы отдельных групп специальных интересов внутри США. Без этих перемен его проигрышная кампания экономической войны может лишь обернуться настоящей войной. А эта перспектива разрушительна и для экономики США, и для мира во всем мире.
Автор — профессор социологии Университета Бингхэмтон (Нью-Йорк). Его перу принадлежат 62 книги, изданные на 29 языках мира, более чем шестисот статей, опубликованных в специализированных научных журналах, и более двух тысяч статей, напечатанных ведущих мировых общественно-политических изданиях
ориджинал