23 мая 1939 года, выступая перед военными, Гитлер обозначил основную цель германской внешней политики — возвращение в число могущественных государств, для чего требовалось расширить «жизненное пространство», что было невозможно «без вторжения в чужие государства или нападения на чужую собственность». Германия должна была создать продовольственную базу на востоке Европы на случай дальнейшей борьбы с Западом. С этой проблемой был тесно связан вопрос о позиции Польши, которая сближалась с Западом, не могла служить серьёзным барьером против большевизма и являлась традиционным врагом Германии — поэтому следовало «при первом же подходящем случае напасть на Польшу», обеспечив нейтралитет Англии и Франции.
В этот же день Джон Мейнард Кейнс выступил на BBC с леденящей кровь речью на BBC, в которой он рассказал о “великом эксперименте” по исправлению ситуации с безработицей посредством военных расходов:
[movie=400,300]http://youtu.be/tomLfciG5z0[/movie]
Цитата: Цитата«Я не преувеличу, сказав, что решение проблемы ненормально высокой безработицы уже близко. И разницу почувствуют не только безработные. Большое количество людей начнут приносить домой лучшие деньги каждую неделю. Великий эксперимент начался. Если он сработает – если расходы на вооружение на самом деле исправят проблемы безработицы, я предрекаю, что мы никогда больше нет столкнемся с тем, что нам пришлось пережить. Хорошее может стать результатом плохого. Возможно, мы научимся чему-то, что поможет нам, когда настанет мирное время. Если мы сможем решить проблему безработицы, производя оружие, мы сможем ее решить и в производственных целях, когда наступит мир».
// «It is not an exaggeration to say that the end of abnormal unemployment is in sight. And it isn’t only the unemployed who will feel the difference. A great number besides will be taking home better money each week. And with the demand for efficient labor outrunning the supply, how much more comfortable and secure everyone will feel in his job. The Grand Experiment has begun. If it works–if expenditure on armaments really does cure unemployment–I predict that we shall never go back all the way to the old state of affairs. Good may come out of evil. We may learn a trick or two, which will come in useful when the day of peace comes». //
Как видно из нижеследующих графиков, финансовая картинка исторически повторяется - аномально высокие государственные долги на фоне низких уровней государственных инвестиций, очень похоже на то, что мир видел перед началом Второй мировой войны.
источникТем временем, призывы к кейнсианским бюджетным стимулам становятся все громче, а многие мейнстрим-экономисты теперь заявляют, что провал Нового курса стал результатом недостаточных бюджетных стимулов, и Вторая Мировая война покончила с Великой Депрессией именно потому, что ей сопутствовали огромные бюджетные расходы.
Например, министр финансов Японии Асо заявил 22 марта 2016 года на
встрече официальных японских лиц с профессором Полом Кругманом :
Цитата: Цитата«В 1930-е года, как я помню, США также испытывала проблемы с дефляцией. Президент Рузвельт представил новую политику – Новый курс. В результате эта политика сработала очень хорошо, но самая большая проблема экономики была связана с тем, что очень продолжительный период времени предприниматели и управляющие компаниями не делали капитальных инвестиций за счет привлекаемых кредитов. Так продолжалось до конца 1930-х годов, и такая ситуация имеет место сейчас в Японии. Японские компании зарабатывали рекордные прибыли, но они не тратили их на капитальные инвестиции. Корпоративная Японии имеет в распоряжении огромные прибыли. Они должны быть использованы на увеличение заработных плат, дивидендных выплат или капитальных расходов, но компании не делают этого. Они держат весь этот кэш на депозитах. Накопленные прибыли продолжают расти.
Похожая ситуация возникла в США в 1930-х годах. Как решился вопрос? Войной! Вторая Мировая война случилась в 40-х, и она стала решением проблем США. Давайте взглянем на японских предпринимателей. Их мысли сосредоточены на проблеме дефляции. Им следует переключится и начать делать капитальные инвестиции. Мы ищем для этого триггер.».
Пол Кругман поддержал эту мысль:
Цитата: Цитата«Важный момент, касающийся войны с точки зрения макроэкономики, в том, что война предполагает очень большие бюджетные стимулы. Сам факт того, что война случилась – крайне печален. Эта война стала причиной таких бюджетных стимулов, и они бы не были реализованы в другой ситуации.
Фактически, история 1930-х примечательна тем, что в 1937 году Рузвельт убрал бюджетные стимулы из своего Нового курса, поскольку тогда, также, как и сейчас, стали раздаваться голоса с требованиями балансировки бюджета. Это была ужасная ошибка, которая вызвала большую повторную рецессию».
История повторяется?