Die Presse: Из Литвы хотят уехать даже беженцы
С обретения независимости в 1990 году из Литвы эмигрировало уже 800 тысяч человек, и люди продолжают уезжать из страны в поисках заработка, пишет австрийская газета Die Presse. Волна эмиграции влечет за собой старение населения, которое с трудом сводит концы с концами. Сокращение населения не удается остановить даже с помощью беженцев: они тоже стремятся покинуть страну.
С тех пор как Литва стала независимым государством в 1990 году, ее население сократилось на одну пятую, то есть на 800 тысяч жителей, и эта тенденция продолжает развиваться, пишет австрийская газета Die Presse.
Это связано с низкими показателями рождаемости, но в первую очередь –
«с беспрецедентной волной эмиграции», поясняет издание. В начале девяностых из страны уехали российские военнослужащие вместе со своими семьями, однако наибольшее число граждан покинуло государство после вступления в ЕС в 2004 году из-за финансового кризиса, подчеркивает автор статьи.
В 2015 году, когда казалось, что этот массовый исход уже преодолен, население Литвы снова стало стремительно сокращаться.
«Для нас это был шок. Это парадокс: все экономические показатели идут вверх, число эмигрантов должно было уменьшиться», – отмечает представитель Международной организации по миграции в Вильнюсе. По его оценкам, в этом году из Литвы уедет порядка 50 тысяч человек.
Как отмечает Die Presse, большинство эмигрантов из Литвы – молодые люди, и месячная зарплата в 400-500 евро не мотивирует их оставаться на родине. В результате государство стареет. По пути от Вильнюса до Каунаса попадаются в основном пенсионеры, бредущие из магазина или сметающие осеннюю листву с пешеходных дорожек, отмечает автор.
Деревни вымирают по всему континенту, однако отсюда люди уезжают не в города, а сразу заграницу, пишет Die Presse. По оценкам Еврокомиссии, к 2030 году Литва потеряет до 35 процентов всего трудоспособного населения – больше, чем любая другая страна ЕС, подчеркивает австрийская газета.
Эмиграция и старение населения бросают тень на будущее Литвы, сообщается в статье. Каждый местный житель, просыпаясь утром, первым делом думает о том, как ему свести концы с концами при том количестве денежных средств, которыми он располагает. На отопление трехкомнатной квартиры холодной зимой у литовцев уходит до двухсот евро в месяц, притом что минимальный размер заработной платы составляет 380 евро, а в среднем жители Литвы зарабатывают 748 евро без вычета налогов. В итоге недостаток денег гонит литовцев заграницу, отмечают эксперты.
Чтобы заработать и подкопить денег, они отправляются в другие европейские страны кто на несколько месяцев в году, на полевые работы, а кто и на несколько лет сразу. Впрочем, как сообщают эксперты, на волне эмиграции страну покидают многие низкоквалифицированные работники, а деньги, которые они переводят на домашние счета, в прошлом году составили 3,3 процента ВВП. К тому же,
«эмиграция записана у литовцев в ДНК»: в девятнадцатом веке сотни тысяч из них уехали в США, и непонятно, почему они должны отказаться от новообретенной свободы теперь, после окончания советской
«оккупации», продолжает Die Presse.
Однако в первую очередь в Литве надеются, что эмигранты вернутся и привезут с собой новый уровень рабочей культуры, больше профессиональных знаний и умений, подчеркивает автор статьи. Помимо оттока населения в стране отмечается и экономический подъем, о котором говорят растущие высотки иностранных концернов.
«Тем не менее, эмиграция нависает над страной дамокловым мечом», – пишет австрийская газета. Старение населения отягчает пенсионную систему и государственную казну, хотя в 2015 году дефицит бюджета составлял всего лишь 0,2 процента. Кроме того, в Литве давно ощущается недостаток квалифицированных специалистов. Поэтому необходимо создать для литовцев стимул вернуться в страну или привлечь в Литву мигрантов, полагают эксперты. Однако проблема в том, что даже часть беженцев, которых направили в Литву по квотам Евросоюза, уже хочет уехать из страны, подчеркивает Die Presse.
РТ