Иван РощепийКак сообщает ТАСС, Россия не намерена ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МУС), подписанный еще в 2000 году. Соответствующее распоряжение подписал президент России
Владимир Путин. Данное решение, безусловно, стало закономерным ответом на тенденции, превалирующие сегодня на мировой арене. Тем не менее оно, скорее всего, послужит поводом для шуток о том, что:
1. Россия в своем поведении приравняла себя к Бурунди и другим африканским странам;
2. Украина добилась очередной «перемоги».
Но обо всем по порядку.
Факт 1МУС – судебный орган, созданный в 1998 году с одной целью – осуществлять правосудие от имени всего мирового сообщества в отношении лиц, совершивших тяжкое преступление (геноцид, агрессия, преступление против человечности и т.д). Идея создания такого института витала в воздухе еще с середины XX века, но особо обострилась в конце столетия после событий в Югославии и Руанде.
Факт 2Хотя сам орган все же начал действовать в 2003 году, его функционирование все это время можно считать по сути мишурой. Никакого реального наполнения его деятельность не имела и не могла иметь по простой причине - в так называемом мировом сообществе так и не было выработано единого понимания того, что можно считать «агрессией» или «преступлением против человечности». Нечто похожее на единодушие наблюдалось лишь в определении геноцида. Однако, как показывала мировая практика, даже это не стало гарантией от разночтений понятия и манипуляций.
Факт 3Кстати, о «мировом сообществе». МУС никак нельзя назвать выразителем воли и без того весьма абстрактной категории. На сегодняшний момент около 41 государства и вовсе не подписало Римский статут (то есть правовую основу создания международного суда), 31 – не ратифицировало. При этом в последние годы все больше и больше государств выходят из-под юрисдикции МУС
из-за разночтений судебным органом. Преимущественно это африканские страны, такие как Бурунди и ЮАР. Так что в некоторой степени Россию к ним действительно можно прировнять.
Факт 4Но тогда с тем же успехом можно ставить в один ряд с ними и США, которые выступают против деятельности МУС – в частности из-за того, что Штатам, при должном желании, можно объявить немало претензий по фактам, как минимум граничащим с тяжкими преступлениями. Однако принцип функционирования суда помогает Америке ловко лавировать между возможными угрозами. Да и любые предложения представителей МУС расследовать военные преступления, совершенные США, так и остаются декларацией о намерениях.
Факт 5Отказ России ратифицировать Римский статут был непосредственно связан с вынесенным ранее МУС
решением признать воссоединение Крыма с РФ оккупацией. После этого нахождение России в данной организации было не просто бессмысленно, что следует из всего вышесказанного, но и невозможно как с точки зрения логики, так и с точки зрения закона. Этим самым наша страна и ее руководство оградили себя от дополнительных нападок. Так что о «перемоге» Украины говорить явно не приходится.
Факт 6Между тем, отказавшись участвовать в деятельности МУС, Россия поступила грамотно не только с точки зрения сиюминутного положения дел, но и с точки зрения перспектив. Только за последний год мы не раз слышали обвинения России в военных преступлениях в Сирии и геноциде
курдов, также часто мы становились свидетелями непосредственного
манипулирования историей, которое предпринимается в том числе в попытке дискредитировать нашу страну.
При все при этом Россия стала самым влиятельным государством, вышедшим из деятельности МУС. Это не только существенно подкашивает перспективы функционирования Международного уголовного суда, но и действительно рушит «мировую» (в кавычках, потому что все же о единодушии и тут не приходится говорить) надежду припереть РФ к стенке.
Но опять не вышло – давние обещания Россия выполнила, а попытки добиться от МУС эффективности – оставила.
Источник