вообщем, с этим я согласен - Эрдоган говорит для своих подшефных боевиков и на внутреннюю публику, но посмотрим по его делам
Тезисно.
1. Официальная Анкара в последние годы ни разу не выступала в поддержку режима Асада (в отличие от России, Ирана или того же Египта), и всячески его ругала, на что Асад отвечал взаимностью. Например, в июне 2016 года Асад назвал режим Эрдогана фашистским. Стоит помнить, что помимо политических противоречий, Асад и Эрдоган находятся в глубокой личной ссоре и в характеристике друг друга выражений давно не выбирают. Виноват в этом прежде всего Эрдоган, который с 2011 года пытался свергнуть законное правительство в соседней стране, но в итоге оказался в очень неприятной ситуации. При этом, еще до государственного переворота в Турции, по линии турецкой военной разведки и около-армейских кругов, в Дамаске уже проходили консультации между Сирией и Турцией на тему нормализации отношений. После государственного переворота, когда Турцию качнуло в сторону РФ и Ирана, в Тегеране так же проходили консультации на тему нормализации отношений, лоббистами чего выступают Тегеран и Москва. Именно поэтому, несмотря на агрессивную риторику, Россия, Иран, да и сама Сирия, особо не протестовали, когда Эрдоган влез в Сирию, потому что это позволяло занять "делом" Халифат и поломать планы американцев с Сирийским Курдистаном.
2. Далее Эрдоган откровенно лукавит, когда говорит о том, что в Сирию он вошел, чтобы "закончить правление Асада". Закончить правление Асада в нынешних условиях он не может по военным соображением, так как сама попытка начать наступление на сирийскую армию приведет к резкой эскалации в отношениях с РФ и Ираном и похоронит все дипломатические усилия Турции по нормализации этих отношений. Тут собственно даже США признают, что военным путем с Асадом покончить не удалось, куда уж Турции. Основным же мотивом вхождения Эрдогана в Турцию, с согласия РФ и Ирана, было не свержение "тирании Асада", а недопущение создания курдского государства в сирийском Курдистане. При этом официальной целью было заявлено - "победа над Халифатом в Северной Сирии".
3. Так в чем же дело спросит пытливый читатель? Дело в том, что как и указывалось ранее, соприкосновение САА и ССА в районе Аль-Баба, породило целую серию инцидентов (в том числе и военного характера)
http://colonelcassad.livejournal.com/3088212.html, которые связаны с вопросом распределения сферы влияния в Северной Сирии и проблемой контроля над Аль-Бабом. Так как до конца эти договоренности не раскрыты, неизвестно - кому именно был обещан Аль-Баб и как должны проходить границы сфер влияния к северу от Алеппо. Если он был обещан Турции, но турки промедлили и не успели его взять - это один вариант. Если он был обещан Асаду, то это другой вариант, если вопрос должен был решиться по факту продвижения войск, то это третий вариант. Пока же, вслед за серией военных инцидентов, САА продолжила совместные операции с SDF в Алеппо и к северу от нее (вчера например прогнали ССА из одного села захваченного с помощью турецкой армии). То есть, чтобы лучше было понятно, войска Асада, совместно с теми, против кого на самом деле Эрдоган ввел войска в северную Сирию, вели боевые действия против тех, кому Эрдоган формально покровительствует. Промолчать на фоне этой истории и катастрофы "зеленых" в Северном Алеппо, Эрдоган конечно не мог и он таким образом напомнил о себе в своем традиционном стиле, коим уже нажил для Турции немало врагов.
4. Эрдоган оказался в достаточно щекотливой ситуации. Атаковать Асада - значит порушить отношения с РФ и Ираном, при испорченных отношениях с США и ЕС (незадолго до угроз в адрес Асада, Эрдоган успел еще и пригрозить Европе, что он откроет границы и затопит Европу беженцами). Смолчать, значит вызвать неудовольствие подконтрольных боевиков, которые резонно будут заявлять, что "Эрдоган слил" и идет на поводу у "кровавого режима". Поэтому Эрдоган и высказывает свое резкое неудовольствие, которое отражает простой факт, что Эрдогану текущий расклад к северу от Алеппо не нравится и он не одобряет, когда его подшефных начинают бить. Но тут важно отличать простую риторику от реальных дел - реальные дела Эрдогана связаны с комплексом договоренностей между Турцией, РФ и Ираном, а не с тем, как Асад или Эрдоган друг друга полощут на публике. Поэтому с точки зрения определения реальных направлений политики Турции в северной Сирии, надо смотреть на операции турецкой армии к северо-западу и западу от Аль-Баба. Надо понимать, что в случае реального конфликта с САА, Эрдоган окажется в ситуации, когда он воюет с курдами, Халифатом и сирийской армией, за которой стоят Россия и Иран.
В целом же, можно лишний раз убедится, что Эрдоган это прежде всего попутчик, а не союзник. Если интересы попутчика совсем уж сильно разойдутся с целями РФ и Ирана в Сирии, то конечно выбор будет сделан в пользу Асада, ну а Турции возможно опять придется вспомнить о помидорных проблемах.