Алексей ТопоровПринятое Конгрессом США решение ограничить военные контакты с Россией контрастирует с декларируемым в ходе предвыборной кампании умеренно-миролюбивым отношением к Москве избранного президента Дональда Трампа. Глава МИДа Сергей Лавров полагает, что ничего нового в запрете военных контактов с Россией нет. А эксперты убеждены: республиканское большинство в американском парламенте нельзя считать «протрамповским».Конгресс США принял решение выделить в 2017 году на «сдерживание России» 4,3 млрд долларов, на военную помощь Украине – 350 млн долларов. А также приостановить военное сотрудничество с Москвой во всех областях до тех пор, пока министр обороны и госсекретарь США не отчитаются перед Конгрессом о том, что «Россия прекратила оккупацию части территории Украины», а также перестала угрожать «суверенитету и территориальной целостности Украины и членов НАТО».
Новый законопроект коснулся и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который, по мнению его разработчиков, нарушает российская сторона. Поэтому было заблокировано выделение 10 млн долларов, предназначенных для исполнительного офиса президента США, до тех пор, пока министр обороны не расскажет конгрессменам, что делается для «вразумления» России в этом направлении.
Также введен прямой запрет на финансирование продления выполнения договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый ДСНВ) до тех пор, пока администрация не представит Конгрессу ряд докладов. Так, председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США будет обязан рассказать, как выполнение ДСНВ сказывается на ядерном арсенале страны, а директор национальной разведки – о ядерной доктрине России.
Еще один запрет коснулся финансирования проведения российскими самолетами наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу (согласно положениям договора, приглашающая сторона не оплачивает пролеты авиации над своей территорией, но принимает у себя самолеты и несет эксплуатационные и сопутствующие расходы, которые затем ей возмещаются). Действовать она будет до тех пор, пока законодатели не убедятся в том, что Россия разрешает партнерам облеты своих территорий.
За законопроект проголосовали проголосовали 375 конгрессменов, и только 34 – против.
«Ничего нового»Глава российского МИДа Сергей Лавров довольно сдержанно отреагировал на американскую законодательную инициативу, заявив, что не увидел в ней ничего нового, передает
РИА «Новости». По словам министра, еще в прошлогоднем оборонном бюджете Пентагона содержался запрет на подобные контакты между военными России и США, при этом за президентом было закреплено право снять его по необходимости.
Слова Лаврова лишний раз продемонстрировали, что внешняя политика США, несмотря на избрание президентом Дональда Трампа, в ближайшем будущем мало чем будет отличаться от традиционной, с присущей ей сильной антироссийской составляющей. С этой точкой зрения оказались солидарны и опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты.
«Конечно, можно сказать, что такая антироссийская политика свойственна уходящей администрации Обамы, работавшему еще при нем парламенту, но нужно отметить, что нынешний американский Конгресс находится под контролем республиканцев, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД заведующий кафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве Константин Симонов. – Поэтому если кто-то полагает, что с приходом Трампа американская политика развернется к России, тот сильно ошибается, ковровых дорожек для нас не будет.
Сложившаяся в Конгрессе ситуация является отражением конфликта между Трампом и влиятельными фигурами в Республиканской партии. И, безусловно, при помощи парламента республиканские визави будут пытаться загнать президента и его политику по тем или иным направлениям, включая российское, в нужные им рамки».
Прощальный жестВ разговоре с газетой ВЗГЛЯД политолог Сергей Михеев также выразил убеждение, что Трампу в будущем придется «повоевать» как с оппонентами из Демократической партии, так и с соперниками из условно своей партии – Республиканской.
«Надо понимать, что Республиканская партия – это не партия Трампа. Верхушки американских партий – это и есть те люди, что реально управляют США, Трамп изначально был не из их компании. Не случайно его выдвижение сопровождалось скандалами и внутри самой Республиканской партии. Теперь как демократы, так и однопартийцы постараются выставить ему «красные флажки», чтобы президент не мог заходить за них, проводя внешнюю и внутреннюю политику».
Несмотря на то, что политику нынешнего американского парламента определяют республиканцы, последние принятые законы, имеющие антироссийскую направленность, можно назвать прощальным жестом уходящей администрации Обамы и тех сил, что стоят за ней. Подобную мысль в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Было бы удивительно, если бы Обама не попытался закрепить через Конгресс ту политическую систему, которая была создана при нем. Сейчас он также пробует устроить ловушки для Трампа на внутреннем и внешнем направлениях. Внешнее направление – это ЕС, работа по продлению и даже усилению антироссийских санкций, внутреннее – проведение антироссийских законов через Конгресс. Сейчас Обаме крайне важно провести свои законопроекты через парламент, чтобы Трампу потом было крайне трудно что-либо изменить».
По мнению эксперта, сейчас в американском Конгрессе наблюдается процесс слияния правых и левых сил на почве антитрамповской политики, во многом инициированный демократами. Но при этом он отмечает, что Трамп тоже не стоит на месте, специально расставляя на ключевые посты радикальных республиканцев, чтобы впоследствии попробовать получить поддержку республиканского большинства в парламенте.
Рассуждая о том, к чему может привести американское законотворчество, политолог Сергей Михеев использует те же слава, что и Сергей Лавров: «ничего нового».
«Что такое приостановление военного сотрудничества с Россией? Это и приостановление военного сотрудничества на Ближнем Востоке в том числе. Не будет единой коалиции в борьбе с терроризмом. Выходит, что американскому истеблишменту просто невыгодна победа над терроризмом».
Напомним, что палата представителей Конгресса США также проголосовала за законопроект о финансировании американских разведслужб в 2017 финансовом году, и в документ включено положение о создании специального межведомственного органа, который будет заниматься борьбой с «тайным влиянием» со стороны России.
Источник