Крушение Ту-154
605,723 1,586
 

  Lptsk ( Слушатель )
28 дек 2016 01:44:59

Закрылки.

новая дискуссия Дискуссия  633

Всетаки закрылки дернули вместо шассей. Все  сходится. И шасси оторванное.
  • -0.16 / 15
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  NavigatorN ( Слушатель )
28 дек 2016 02:00:09
Сообщение удалено

28 дек 2016 03:01:38

  • +0.00
 
  Андрей Л ( Слушатель )
28 дек 2016 02:03:54

Кстати, на фото панели самолета с красными кругами никто не обращает внимания на тумблер Закрылки вкл-выкл. А он рядом с тумблером вкл-выкл шасси.
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
28 дек 2016 02:52:32

Я так понимаю (догадываюсь), что это - предохранительные тумблера. Включил тумблер, можно ручку переводить в иную позицию, система отработает. А на выключенном - никакой реакции не будет. Типа, страховка от невнимательности. Чтобы перевести нужную ручку надо включить небольшой тумблер. А это сильно исключает возможность ошибки. Хотя, может я и неправ.

Ну, если бы я был султан проектировал бы систему управления, то сделал бы именно так. И даже более того - сделал бы так, чтобы один пилот в штатном режиме не имел "права" работать блокировочными тумблерами. То есть один разрешает управление, другой управляет. Потом первый - снова блокирует управление. То есть - основные тумблера отнёс бы на панель другого члена экипажа, а эти, что рядом с ручками - спрятал бы под крышечку, как резервный, аварийный вариант.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
  Виктор 1964 ( Практикант )
28 дек 2016 03:10:20

Я не знаю, что означает этот тумблер, но закрылки выставляются на определённый угол в зависимости от скорости, температуры воздуха и прочих данных. И при определённой скорости и в определённый момент. Там видно, что шкала закрылков градуирована. Я не специалист, могу только по книге Ершова судить, но тот же Ершов пишет, что бывали и более грубые ошибки! Про плоский штопор...
Цитата: ЦитатаЯ основываю свои выводы на той информации, которую нам, летному

составу, спустили по служебному каналу, -- но она, практически без
искажений, просочилась на страницы газет, и мы все читали в "Комсомолке"
расшифровку внутрикабинных переговоров экипажа в последние минуты полета.
Также опубликованы выводы Правительственной комиссии, они известны всей
стране.
Как экипаж смог допустить сваливание самолета в плоский штопор?
При выводе самолета из снижения на высоте круга в режим горизонтального
полета, что обычно сопровождается интенсивным падением скорости, экипаж
выпустил шасси, что тоже способствует падению скорости. Это падение скорости
они всем экипажем прозевали. Потом, вдогонку, нерешительно стали добавлять
режим. Скорость продолжала падать. Затем подошло время третьего разворота, в
процессе выполнения которого они отвлеклись на крен, причем, один крутил
вручную, а другой подправлял автопилотом, или наоборот...Когда крен превысил
допустимое значение, одному показалось, что надо влево, а другому -- что
вправо. Тут уж им стало не до скорости, и она упала до предела, за которым
наступает сваливание.
Какой уж тут класс. За это курсантов жестоко пороли в училище,
отстраняли от полетов и заставляли наизусть учить КУЛП (Курс учебно-летной
подготовки). "Лучше потерять жену, чем скорость на развороте" -- это
вдалбливают всем летчикам с начала авиации. Сто лет!
Сработала сигнализация критического угла атаки, обозначающая, что
сейчас наступит сваливание.
Инструкция гласит, что при сваливании первое действие -- энергичная
отдача штурвала от себя, чтобы угол атаки уменьшился и самолет отошел от
опасной границы. Затем надо на снижении разогнать самолет до безопасной
скорости. Затем уже пла-а-авненько, с перегрузкой не более 1,2 -- 1,3,
вывести машину в горизонтальный полет. Если не плавненько -- оговорено! --
самолет может свалиться повторно.
Практика полетов на Ту-154 показала: отойти от опасного, критического
угла атаки можно и другим путем: выпустить закрылки. И мы всегда так и
делаем: шасси, скорость падает, и тут же, как только загорится последняя
зеленая лампочка, -- закрылки на 28. И углы атаки на приборе плавно уезжают
далеко от опасного красного сектора.
Сколько раз мы использовали этот прием при заходе в болтанку: только
пискнет сигнализация критического угла -- тут же рука переводит рукоятку
закрылков в положение "28". Это школа. И дальше уже самолет летит на гораздо
меньшей, почти посадочной скорости, а угол атаки у него -- за счет скоса
потока от закрылков -- очень далек от критического.
Так делается на всех самолетах. Так заходят на посадку. Такие действия
-- нормальные .
Они забыли о закрылках. Едва услышав сигнал критического угла, они
дружно отдали штурвал от себя. При этом капитан отдал очень характерную
команду:
-- Б...., вы что!
Самолет стал энергично снижаться и разгонять скорость -- совершенно по
инструкции...правда, высота была всего 700 метров, и над горной местностью.
Скорость достигла значения 400 км/час -- на такой скорости все тяжелые
самолеты летают над аэродромом до выпуска шасси и закрылков. Осталось только
пла-а-авненько...
Они опомнились: земля близко!
-- Куда, куда?
-- Выводи, выводи!
-- Тяни, тяни!
И потянули. За три секунды, создав перегрузку 2, самолет поставили на
дыбы -- прямо-таки "кобра Пугачева". После таких эволюций самолет Ту-154 не
летит, а сваливается плашмя.

Ещё о "человеческом факторе" от того же Ершова:
Цитата: ЦитатаИл-76 перевозит бочки с топливом. Они находятся в герметичном  грузовом
отсеке;  он отделен  от пилотской кабины герметичной  дверью и по инструкции
разгерметизирован:  так  положено при перевозке топлива. А в той герметичной
двери есть окошечко,  которое  открывается и закрывается нажатием  на кнопки
электропривода.
    Капитан, умнейший, опытнейший, в зрелом возрасте, спускается на  первый
этаж по нужде. Проходя  мимо вышеупомянутой двери, он слышит вроде как свист
воздуха,  и  у него  возникает  сомнение,  плотно ли  закрыто  окошечко.  Не
предупредив экипаж, молча, походя он нажимает кнопочку, чтобы дожать стекло.
Да не  ту. Мгновенная разгерметизация, удар по ушам, туман в кабине; капитан
падает у окошечка без сознания. У экипажа темнеет  в  глазах,  но бортрадист
сквозь туман  видит перед собой мигающее табло: "ДЫШИ КИСЛОРОДОМ!" Слабеющей
рукой  он хватает  кислородную  маску, делает несколько судорожных  вдохов и
сует маску второму  пилоту. Это  спасает положение.  Второй  пилот,  вдохнув
живительный газ, приходит в себя и  переводит самолет в экстренное снижение.
Где-то  ниже  6000 капитан,  физически  очень крепкий  человек,  приходит  в
сознание и,  собрав все силы,  вскарабкивается  в  пилотскую  кабину.  Полет
завершается благополучно -- но только по счастливой случайности.

http://lib.ru/MEMUARY/ERSHOW_W/zapiski_ezdowogo_psa.txt
Да, кстати, в отличие открана шасси, ручка управления [закрылками] слева, то есть ближе к КВС...
  • +0.62 / 15
  • АУ
 
 
 
  Андрей Л ( Слушатель )
28 дек 2016 03:12:45

Честно - не знаю, как они работают. Просто обратил внимание.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Вика ( Практикант )
28 дек 2016 02:26:01

Глупый вопрос: а в эти закрылки нельзя было чего-нибудь взрывающегося засунуть во время стоянки в каком-нибудь аэропорту?  Не бейте только.
  • -0.61 / 20
  • АУ
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
28 дек 2016 02:56:06

Ага, кино "Крепкий орешек" номер не помню. Ну, там где крепкий Брюс в механизацию ватник засовывает...
  • +0.16 / 7
  • АУ
 
 
 
  Nesco ( Слушатель )
28 дек 2016 03:02:04

Это второй "Орешек". Там Брюс вообще это действие проделывал на движущемся боинге.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Вика ( Практикант )
28 дек 2016 03:05:11

Шутить изволите. А между прочим, было очень темно и к самолёту мог посторонний и подойти. С ватником.
  • -0.54 / 22
  • АУ
 
 
 
 
  Nesco ( Слушатель )
28 дек 2016 03:08:43

Осталось только выяснить, как он мог забраться туда, куда рост человека не позволяет забраться? Он что, еще и лестницу с собой тащил?
  • +0.27 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Вика ( Практикант )
28 дек 2016 03:11:46

Я, конечно, специально не мерила, но вроде там рукой достать можно.
  • -0.03 / 3
  • АУ
 
  PavelCon ( Слушатель )
28 дек 2016 12:25:41

Не так все просто. Полностью выпущенные закрылки и выпущенные шасси - это летная конфигурация самолета - посадочная. Но если вдруг пилот при приближении к ВПП решит что нужно уходить на второй круг (сомнения какие-то появились, лось выбежал на ВПП) двигатели во взлетный режим - и перевод самолета в набор высоты. Набор высоты при полностью выпущенных закрылках и выпущенных шасси - нормальная ситуация, на такие режимы самолеты рассчитаны. Шасси убраны, закрылки выпущены - лететь самолету еще легче - меньше аэродинамическое сопротивление, при высокой подъемной силе крыла. При убирании закрылок, в связи с изменением подъемной силы крыла, которая не сразу компенсируется ростом скорости (которая после уборки закрылок начинает увеличиваться из-за снижения аэродинамического сопротивления) самолет "проседает" т.е. теряет высоту 10-20 метров. Т.е. сначала нужно набрать высоту хотя бы метров 50, потом уже можно и закрылки убирать. Вообщем как не перепутай эти рычаги в воздухе авиакатастрофу не устроишь - максимум на грубость от КВС нарвешься.
  • +0.38 / 14
  • АУ
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
28 дек 2016 16:24:10

Есть только одно, но важное уточнение. Для безопасного перепутывания этих рычагов надо иметь запас по скорости. Если такого запаса нет, то убрав "закрылки", ты уменьшишь подъемную силу и тривиально провалишься до самой земли. Поэтому, если бы я был султанпроектировщик системы управления, то я бы предусмотрел некую блокировку убирания механизации крыла до достижения самолетом определенной скорости. Не разогнался, что хошь делай, а закрылки убираться не должны.
  • +0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
  Авралик ( Слушатель )
28 дек 2016 16:56:53

Даже если один заклинило, то хоть что делай, а убираться не должны? Системы управления самолетами - это результат осмысления огромного опыта.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
28 дек 2016 19:16:11

Если не смог набрать скорость, при которой можно безопасно убрать закрылки - уборка закрылков должна быть заблокирована. Потому что если ты их уберешь (ошибочно) не набрав должной скорости - упадешь. Набери скорость, а потом - разбирайся, что у тебя там случилось.
  • +0.22 / 8
  • АУ
 
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
28 дек 2016 17:46:34
Сообщение удалено

28 дек 2016 21:46:39

  • +0.03
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
28 дек 2016 19:12:00

Потому что скорость, при которой самолет может лететь "опираясь" на чистые крылья, уже набрана.
  • +0.28 / 4
  • АУ
 
 
 
  PavelCon ( Слушатель )
28 дек 2016 20:26:37

Чтобы до самой земли даже с 50 метров надо чтобы еще двигатели на малом газе были, чего в наборе высоты штатно непредусмотрено.... 
  • +0.23 / 3
  • АУ