Цитата: Наблюдающий от 27.12.2016 23:52:32Я так понимаю (догадываюсь), что это - предохранительные тумблера. Включил тумблер, можно ручку переводить в иную позицию, система отработает. А на выключенном - никакой реакции не будет. Типа, страховка от невнимательности. Чтобы перевести нужную ручку надо включить небольшой тумблер. А это сильно исключает возможность ошибки. Хотя, может я и неправ.
Я не знаю, что означает этот тумблер, но закрылки выставляются на определённый угол в зависимости от скорости, температуры воздуха и прочих данных. И при определённой скорости и в определённый момент. Там видно, что шкала закрылков градуирована. Я не специалист, могу только по книге Ершова судить, но тот же Ершов пишет, что бывали и более грубые ошибки! Про плоский штопор...
Цитата: ЦитатаЯ основываю свои выводы на той информации, которую нам, летному
составу, спустили по служебному каналу, -- но она, практически без
искажений, просочилась на страницы газет, и мы все читали в "Комсомолке"
расшифровку внутрикабинных переговоров экипажа в последние минуты полета.
Также опубликованы выводы Правительственной комиссии, они известны всей
стране.
Как экипаж смог допустить сваливание самолета в плоский штопор?
При выводе самолета из снижения на высоте круга в режим горизонтального
полета, что обычно сопровождается интенсивным падением скорости, экипаж
выпустил шасси, что тоже способствует падению скорости. Это падение скорости
они всем экипажем прозевали. Потом, вдогонку, нерешительно стали добавлять
режим. Скорость продолжала падать. Затем подошло время третьего разворота, в
процессе выполнения которого они отвлеклись на крен, причем, один крутил
вручную, а другой подправлял автопилотом, или наоборот...Когда крен превысил
допустимое значение, одному показалось, что надо влево, а другому -- что
вправо. Тут уж им стало не до скорости, и она упала до предела, за которым
наступает сваливание.
Какой уж тут класс. За это курсантов жестоко пороли в училище,
отстраняли от полетов и заставляли наизусть учить КУЛП (Курс учебно-летной
подготовки). "Лучше потерять жену, чем скорость на развороте" -- это
вдалбливают всем летчикам с начала авиации. Сто лет!
Сработала сигнализация критического угла атаки, обозначающая, что
сейчас наступит сваливание.
Инструкция гласит, что при сваливании первое действие -- энергичная
отдача штурвала от себя, чтобы угол атаки уменьшился и самолет отошел от
опасной границы. Затем надо на снижении разогнать самолет до безопасной
скорости. Затем уже пла-а-авненько, с перегрузкой не более 1,2 -- 1,3,
вывести машину в горизонтальный полет. Если не плавненько -- оговорено! --
самолет может свалиться повторно.
Практика полетов на Ту-154 показала: отойти от опасного, критического
угла атаки можно и другим путем: выпустить закрылки. И мы всегда так и
делаем: шасси, скорость падает, и тут же, как только загорится последняя
зеленая лампочка, -- закрылки на 28. И углы атаки на приборе плавно уезжают
далеко от опасного красного сектора.
Сколько раз мы использовали этот прием при заходе в болтанку: только
пискнет сигнализация критического угла -- тут же рука переводит рукоятку
закрылков в положение "28". Это школа. И дальше уже самолет летит на гораздо
меньшей, почти посадочной скорости, а угол атаки у него -- за счет скоса
потока от закрылков -- очень далек от критического.
Так делается на всех самолетах. Так заходят на посадку. Такие действия
-- нормальные .
Они забыли о закрылках. Едва услышав сигнал критического угла, они
дружно отдали штурвал от себя. При этом капитан отдал очень характерную
команду:
-- Б...., вы что!
Самолет стал энергично снижаться и разгонять скорость -- совершенно по
инструкции...правда, высота была всего 700 метров, и над горной местностью.
Скорость достигла значения 400 км/час -- на такой скорости все тяжелые
самолеты летают над аэродромом до выпуска шасси и закрылков. Осталось только
пла-а-авненько...
Они опомнились: земля близко!
-- Куда, куда?
-- Выводи, выводи!
-- Тяни, тяни!
И потянули. За три секунды, создав перегрузку 2, самолет поставили на
дыбы -- прямо-таки "кобра Пугачева". После таких эволюций самолет Ту-154 не
летит, а сваливается плашмя.
Ещё о "человеческом факторе" от того же Ершова:
Цитата: ЦитатаИл-76 перевозит бочки с топливом. Они находятся в герметичном грузовом
отсеке; он отделен от пилотской кабины герметичной дверью и по инструкции
разгерметизирован: так положено при перевозке топлива. А в той герметичной
двери есть окошечко, которое открывается и закрывается нажатием на кнопки
электропривода.
Капитан, умнейший, опытнейший, в зрелом возрасте, спускается на первый
этаж по нужде. Проходя мимо вышеупомянутой двери, он слышит вроде как свист
воздуха, и у него возникает сомнение, плотно ли закрыто окошечко. Не
предупредив экипаж, молча, походя он нажимает кнопочку, чтобы дожать стекло.
Да не ту. Мгновенная разгерметизация, удар по ушам, туман в кабине; капитан
падает у окошечка без сознания. У экипажа темнеет в глазах, но бортрадист
сквозь туман видит перед собой мигающее табло: "ДЫШИ КИСЛОРОДОМ!" Слабеющей
рукой он хватает кислородную маску, делает несколько судорожных вдохов и
сует маску второму пилоту. Это спасает положение. Второй пилот, вдохнув
живительный газ, приходит в себя и переводит самолет в экстренное снижение.
Где-то ниже 6000 капитан, физически очень крепкий человек, приходит в
сознание и, собрав все силы, вскарабкивается в пилотскую кабину. Полет
завершается благополучно -- но только по счастливой случайности.
http://lib.ru/MEMUARY/ERSHOW_W/zapiski_ezdowogo_psa.txtДа, кстати, в отличие открана шасси, ручка управления
[закрылками] слева, то есть ближе к КВС...