Обвинения России во вмешательстве в президентские выборы звучат тревожно, пишет в статье для The Guardian Оуэн Джонс. Однако налицо двойные стандарты: Вашингтон много лет безнаказанно вмешивается во внутренние дела других стран, но претензии появляются, лишь когда Америка ощущает это вмешательство на себе.
«
Вмешался ли Путин в американские выборы? Это вполне вероятно, хотя доказательства ЦРУ и ФБР необходимо тщательно проанализировать, как бы мы ни относились к Трампу», — пишет в статье для The Guardian Оуэн Джонс. Если же демократы «свалят» триумфальную победу Трампа на иностранную державу, полагает автор статьи, им не удастся усвоить урок от своего поражения.
Это не означает, что к предполагаемому вмешательству России в выборы не стоит относиться серьёзно. Путинский режим, по оценке Оуэна Джонса, — настоящая «
икона» для правых популистов Запада, а его антидемократические шаги следует осуждать. Однако, подчёркивает автор, в то время как американцев сердит факт вмешательства в их политический процесс, стоит признать, что перед ними поставили зеркало, и отражение должно их встревожить. Ведь именно Соединённые Штаты — мировой лидер по вмешательству во внутренние дела других стран. Согласно исследованию политолога Дова Левина, США и Россия (СССР) между 1946-м и 2000 годом вмешивались в национальные выборы других стран не менее 117 раз.
Более того, нельзя понять сегодняшнее состояние отношений США и России, не признав факт вмешательства Вашингтона во внутренние дела своего противника по холодной войне. По словам авторитетного историка Стивена Коэна, после распада Советского Союза американские советники совершили буквально «
крестовый поход ради трансформации посткоммунистической России в точную копию американской демократической и капиталистической системы». Как отмечает Коэн, в начале и середине 90-х Россия была наводнена «
политическими миссионерами и проповедниками», многих из которых спонсировал Вашингтон. В то время Россия фактически «
переходила под внешнее управление Запада», приводит автор статьи слова Збигнева Бжезинского.
Результаты оказались, «
мягко говоря, катастрофическими», утверждает Оуэн Джонс. С 1990-го по 1994 год средняя продолжительность жизни россиян уменьшилась с 64 (мужчины) и 74 (женщины) лет до 58 лет и 71 года. В то же время наблюдался бум среди олигархов, цены взлетели, а с ними - уровень бедности и безработицы. К ужасу Запада рейтинг популярности Ельцина к середине 90-х понизился настолько, что на выборах 1996 года нельзя было исключать победу коммунистов. Ельцин обратился за помощью к олигархам, используя их огромные ресурсы для своей «
нечистоплотной кампании», перед которой Россия также получила от МВФ заём, который, как писала в то время The New York Times, как ожидалось, «
должен был помочь кампании президента Бориса Ельцина». Когда же Ельцин победил, журнал Time вышел с надписью на обложке «
Янки спешат на помощь: тайная история того, как американские советники помогли Ельцину победить».
Без хаоса и лишений поддерживаемой Вашингтоном ельцинской эпохи путинизм бы не расцвёл, полагает Оуэн Джонс. Но США вмешивались в дела не только России. К примеру, в 1948 году в Италии США опасались победы на выборах коалиции социалистов и коммунистов, поэтому Вашингтон с помощью ЦРУ спонсировал оппозиционные партии, провёл крупную пропагандистскую кампанию, запретил итальянцам, не разделяющим идеологию Соединённых Штатов, въезд в страну и посредством Госдепа дал понять, что в случае победы «
не тех людей» вопрос об американской помощи будет закрыт. Это был первый случай вмешательства США в итальянские выборы, пишет автор статьи.
ЦРУ также призналось в причастности к военному перевороту, в результате которого в 1953 году был свергнут демократически избранный президент Ирана Мохаммед Мосаддык. Этот переворот был одобрен на самом высшем уровне, подчёркивает автор. Из более свежих примеров Оуэн Джонс приводит свержение президента Гондураса Мануэля Зелайи в 2009 году. Тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон отказалась признавать это «военным переворотом», что потребовало бы приостановить помощь США стране. Вместо того чтобы призвать к восстановлению Зелайи в должности, Клинтон потребовала проведения новых выборов.
Обвинения в адрес России звучат тревожно, однако, настаивает Оуэн Джонс, налицо двойные стандарты. Соединённые Штаты множество раз безнаказанно вмешивались во внутренние дела других стран, и лишь когда Америка ощущает такое вмешательство на себе, возникают претензии, делает вывод автор статьи.ИсточникНичего не понимаю. Что случилось со старой доброй Гардиан? Нешто и эти реагируют на проблемы гегемона? А как же англосаксонская солидарность? Хотя, возможно, это как раз тот случай, когда
"Мне очень жаль Билл, что твоя гнедая сломала ногу... Но Боливар не выдержит двоих!" Впрочем, не будем строить иллюзий. Англия сильна традициями и Гардиан не является исключением. Гадить ещё ей и гадить.