Двухдневный переговорный марафон в Астане завершен: единая делегация вооруженной оппозиции Сирии и представители официального Дамаска при посредничестве стран-гарантов соглашения о перемирии в стране (Россия, Турция, Иран) провели первые в таком роде непростые, но результативные консультации.
Очевидным успехом астанинской встречи — и это признают все стороны — стал тот факт, что правительственную делегацию и оппозицию удалось усадить за один стол переговоров. Хотя прямого контакта без посредников и не случилось, стороны фактически впервые и на столь высоком уровне смогли посмотреть друг другу в глаза и выслушали позиции друг друга, хотя это и было, по словам главы делегации официального Дамаска Башара Джаафари, "очень болезненно".
Один из главных военных итогов — Россия, Турция и Иран согласились создать трехсторонний механизм для контроля режима прекращения огня. Как рассказал глава российской делегации, спецпредставитель президента по Сирии Александр Лаврентьев, стороны учредят совместную оперативную группу, которая как раз и будет контролировать соблюдение перемирия в стране. Она начнет работать в Астане уже в следующем месяце.
Лаврентьев пояснил, что при необходимости к работе российских, турецких и иранских экспертов могут подключить как представителей правительства Сирии, так и вооруженную оппозицию. Конкретные детали рабочей группы будут конкретизированы по военной линии.
Но уже очевидно, что обращать внимание будут на всех нарушителей вне зависимости от того, подчиняются ли они официальному Дамаску или нет. Лаврентьев подчеркнул, что в России различий между правительственными войсками и вооруженной оппозицией в этом плане не делают.
"Уверяю вас, что наши военные, которые в настоящее время работают в Сирии, прилагают все усилия для того, чтобы сделать так, что этих нарушений со стороны правительственных войск практически не было", — добавил он.Большую работу стороны проделали по проблеме размежевания оппозиции от террористических группировок, что никак не удавалось сделать с США. Лаврентьев сообщил, что, в частности, военным переговорщикам удалось согласовать линии соприкосновения с радикальной группировкой "Исламское государство" (ИГ), а также дан старт определению мест дислокации террористов из "Джебхат ан-Нусры".
Москва, Тегеран и Анкара также поддержали желание вооруженной оппозиции принять участие в переговорах под эгидой ООН в Женеве, которые планируют начать 8 февраля. В офисе спецпосланника генсека Всемирной организации Стаффана де Мистуры отметили, что эта дата по-прежнему является актуальной, впрочем, источник РИА Новости не исключил, что сроки могут быть сдвинуты. В любом случае, на следующей неделе де Мистура отправится в Нью-Йорк в головной офис ООН, где доложит руководству организации об итогах астанинской встречи. Тогда, вероятно, и будет принято окончательное решение по срокам женевских консультаций. В России подчеркивают, что все делегации оппозиции, коих на прошлом раунде было три, должны иметь в Женеве равные права.
Несмотря на явный военный уклон переговоров в Астане, переговорщики не обошли и политические вопросы сирийского урегулирования. Так, Лаврентьев рассказал, что российская сторона передала вооруженной оппозиции свои наработки про будущей новой конституции Сирии и теперь ждет с их стороны реакции. Тем не менее, в Москве подчеркнули, что таким образом они лишь хотят ускорить процесс ее принятия, а не занимаются вмешательством во внутренние дела другой страны.
Россия им больше не врагНо некоторые важные результаты переговоров нужно читать между строк. Одним из итогов двухдневного марафона стал тот факт, что вооруженная сирийская оппозиция признала Россию гарантом и надежным партнером, хотя ранее иначе как врага не воспринимала. Об изменении мнения о российском вкладе в сирийское урегулирования заявил, в частности, глава оппозиционной делегации, представитель "Джейш аль-Ислам" Мохаммад Аллуш.
Лаврентьев по итогам первого дня консультаций сообщил, что поначалу члены оппозиционной делегации были в "каком-то напряженном состоянии, то потом этот уровень какого-то недоверия, который вначале мы наблюдали со стороны, сошел значительно на нет, и они все-таки поняли, что в лице Российской Федерации они имеют дело в надежным партнером".
"Распрямить" переговоры пока не удалосьЕще на этапе задумки для стран-гарантов соглашения о прекращении огня в стране — России, Ирана и Турции — программой минимум было усадить непримиримых противников за один стол переговоров, а программой максимум — уговорить их на "прямые" консультации — разговор без участия стран-гарантов соглашения о перемирии.
Однако условия для разговора непримиримых противников с глазу на глаз пока не созрели. Тем не менее, даже тот факт, что стороны на этот раз оказались не просто в одном отеле, не просто в одной комнате, но и за одним столом переговоров, уже само по себе является позитивным результатом, о чем накануне заявил глава российской делегации Лаврентьев. "Это символичный значительный шаг, который позволяет рассчитывать на какие-то возможные подвижки, сближения позиций непосредственных сторон конфликта", — сказал он РИА Новости.
Переговоры о будущем Сирии в АстанеА они уже есть: Лаврентьев рассказал, что правительственные войска Сирии и отряды оппозиции ведут контакты непосредственно на земле, и в последнее время они участились.
Впрочем, ряд вооруженных оппозиционеров, похоже, не устраивали и некоторые посредники этого процесса урегулирования. Так, Аллуш заявил, что оппозиционеры не согласятся на какую-либо роль Ирана, который поддерживает официальный Дамаск, в сирийском урегулировании. Глава правительственной делегации на переговорах, постпред Сирии при ООН Башар Джаафари выразил по этому поводу сожаление. По его словам, оппозиционеры пытаются "ловить рыбу в мутной воде".
Могут ли США стать гарантом?По-прежнему в подвешенном состоянии находится статус США в сирийском урегулировании. В последнее время, во многом из-за смены администрации, Вашингтон несколько устранился от разрешения кризиса в этой стране. В астанинской встрече от США в качестве наблюдателя присутствовал посол в Казахстане Джордж Крол. Лаврентьев сообщил, что во вторник провел с ним двустороннюю встречу и тот "выразил заинтересованность в подключении и сказал, что такие сигналы со стороны новой администрации президента Трампа поступают".
В любом случае, в Москве приветствовали бы более активную роль США в сирийском урегулировании. Что касается того, может ли стать Вашингтон еще одним гарантом соглашения о перемирии, Лаврентьев ответить пока затруднился. Тем не менее, он не исключил появление новых гарантов, но только при условии, если они будут иметь реальное влияние на сирийские вооруженные группировки.
Интересно, что наблюдать за переговорным процессом прибыли, по данным источника РИА Новости, представители нескольких десятков стран, в том числе Великобритании и Франции. Хотя сами эти дипломаты в переговорах не участвовали, они находились в лобби отеля и общались с "очевидцами".
https://ria.ru/syria…02947.html