Крушение Ту-154
604,313 1,586
 

  Антифашист ( Практикант )
28 янв 2017 14:02:50

Расследованию не хватает цифры: У экспертов возникли проблемы с расшифровкой устаревших черных ящиков упавшего в море Ту-154

новая дискуссия Дискуссия  720

"Ъ"

Как стало известно "Ъ", по результатам анализа записей параметрического самописца Ту-154Б-2 Минобороны, разбившегося 25 декабря при взлете из аэропорта Сочи, эксперты не обнаружили существенных отклонений в работе систем самолета. Причиной катастрофы, по их мнению, стали ошибки экипажа. При этом установить, какие именно действия летчиков привели к гибели всех 92 находившихся на борту человек, пока не удается. Проблема в том, что бортовой самописец самолета является, по сути, катушечным магнитофоном образца 1980-х, и для получения с него полноценной информации сегодня не осталось ни оборудования, ни специалистов.

Как пояснил "Ъ" близкий к расследованию катастрофы источник, планы военных авиаэкспертов и назначенные им сроки подведения итогов приходилось корректировать чуть ли не ежедневно. Так, в первые дни после катастрофы предполагалось, что сразу после новогодних каникул участники расследования приедут на совещание к главе Минобороны Сергею Шойгу и доложат ему о первых результатах своей работы. Министр, соответственно, планировал доложить информацию руководству страны и поделиться ею с журналистами. Однако экспертам, как выяснилось, было нечего сказать господину Шойгу. Встречу пришлось перенести: сначала на неделю, а затем сроки промежуточного отчета пришлось сдвигать еще дважды. Окончательная дата встречи военных экспертов с министром до сих пор не определена.


По данным собеседника "Ъ", проблема возникла из-за того, что сотрудники Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС Минобороны, в котором было начато расследование, "давно забыли, как работать с пленкой". Известно, что все технические параметры последнего полета Ту-154, произведенного в 1983 году, были записаны на аналоговый прибор, внешне напоминающий катушечный магнитофон, подобный тем, что были распространены в конце прошлого века.
Сам механизм и пленка, как пояснил эксперт, оказались в нормальном состоянии, и военным экспертам удалось довольно быстро считать записанные на магнитный носитель основные параметры полета и результаты корректирующих действий экипажа. Однако при попытке расшифровать и проанализировать полученные данные возникли сложности. Дело в том, что цифры и графики нужно было тарировать с учетом правильного подбора скорости лентопротяжного механизма и его износа, учесть биение ленты, которое давало приличные отклонения в параметрах, определенные сложности возникли и в синхронизации технических данных с информацией речевого самописца. Проблема оказалась в том, что для работы с "кассетником", как пояснил собеседник "Ъ", в центре ВВС не осталось ни оборудования, ни специалистов. Военные авиаэксперты, по его словам, давно уже перестроились на исследование твердотельных накопителей и работу с цифровыми данными, поэтому расследование, можно сказать, забуксовало.

По этой причине военные были вынуждены обратиться за помощью к гражданским специалистам Межгосударственного авиакомитета (МАК), в функции которого входит расследование "гражданских" авиакатастроф, происшедших на территории стран бывшего СНГ. По мнению участников расследования, участие в нем МАК, входящего в Международную ассоциацию независимых органов расследования на транспорте (ITSA), повысит качество проводимой работы и обеспечит доверие к ее результатам со стороны общественности. Да и расследовательского опыта у гражданских специалистов гораздо больше.

По данным источников "Ъ", оценив совместными усилиями параметрические данные, члены комиссии пришли к выводу о том, что все системы разбившегося Ту-154Б-2 исправно работали до столкновения с водой. Как сообщал ранее "Ъ", была опровергнута и версия о возможном теракте на борту самолета или его обстреле с земли — это предположение удалось исключить благодаря результатам проведенной по поручению военного следствия взрывотехнической экспертизы обломков лайнера. Таким образом, по сути, единственной версией расследования стала ошибка экипажа. Работу летчиков во время взлета Ту-154 и изучают сейчас члены объединенной технической комиссии. Какие именно действия экипажа привели к трагедии, пока неясно — низкое качество исходных данных не позволяет участникам расследования поэтапно восстановить всю схему развития нештатной ситуации на борту и, соответственно, прийти к единому мнению.
Отредактировано: Ренегат - 28 янв 2017 14:03:59
  • +0.27 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  CRANZ ( Слушатель )
28 янв 2017 14:22:15

Детский лепет бойца первого года службы.  Устаревшие ящики, устаревшие самолёты. Если не снято с вооружения - все должно быть, происходить и расшифровываться. Если нет - то у проблемы есть фамилия. 
  • +0.53 / 12
  • АУ
 
 
  Барристер ( Практикант )
28 янв 2017 16:16:18

Тут скорее всего речь о военных, которые начали свое расследование,однако привлекли МАК.

Я уже постил новость от 16 января 2017 г.

"В соответствии с Соглашением о взаимодействии Межгосударственного авиационного комитета и Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации представитель МАК, в составе комиссии Минобороны России, принимает участие в расследовании авиационного происшествия с самолетом Ту-154Б-2, произошедшей 25 декабря 2016 г. в районе аэропорта Сочи.
К расследованию данной катастрофы также привлечены специалисты и лабораторно-исследовательская база Научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета."


То есть до 16 января военная служба безопасности не смогла решить вопрос расшифровки. И скорее всего МАК будет основным в расследовании.


Вот пример работы МАКа по катастрофе ТУ-134, где погибли в том числе и сотрудники Росвооружения вполне все расшифровали


  • +0.18 / 6
  • АУ
 
 
 
  Антифашист ( Практикант )
29 янв 2017 14:17:48

Расследование тогда длилось 3 месяца.
  • +0.16 / 4
  • АУ
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
29 янв 2017 13:35:17

Это, конечно, да. НО...
Но и с цифрой тоже не всё гладко. Преимущество аналоговой записи перед цифровой то, что повреждение части носителя позволяет нормально читать информацию с неповрежденных остатков. Например - царапина на виниловой грампластинке. Да, щелкает, да, слушать не очень приятно, но все статистики с этой пластинки собрать можно. А вот если будет повреждена микросхема памяти в твердотельнике? По моему это опаньки всей записанной в этом твердотельнике информации. Это раз.
Второе. Технические средства чтения информации. Я не буду удаляться совсем уж в далёкое прошлое начала 80-х годов, когда информацию писали на большие рыжие блины (из которых потом умельцы делали дециметровые телевизионные антенны). Но за мою бытность при IT через мои руки прошли:
1. Дисководы на 7" (дискеты - огромные лопухи);
2. Дисководы на 5.25" - те дискеты, наверное, многие помнят;
3 Дисководы на 3.5" - их помнят все.
А теперь простой вопрос - а на каком оборудовании сегодня можно прочитать информацию с тех 7"-вых дискет? Вы сможете найти 5"-вый рабочий дисковод? Хорошо если найдете дисковод на 3.5". Но поимеете проблему с его подключением. Они, большей частью, на IDE-шлейфе, а современные материнские платы такого интерфейса не имеют, а на те, что имеют (10-летней давности) вы сможете купить и поставить "лицензионно-чистую" винду, которая требует для свой загрузки UEFI? А где вы купите старую добрую XP? К винде я специально привязался, чтобы лягнуть её.

А так - с выводом полностью согласен. Детский сад и жалкий лепет. Ты обязан иметь и поддерживать в должном техническом состоянии всё необходимое оборудование, предназначенное для обслуживания (самого разного рода) техники, находящейся в эксплуатации. До тех пор, пока последний экземпляр этой техники не будет списан в реальный утиль. Вот только тогда ты имеешь право списать и свое оборудование.

Ну и по поводу ошибки. Ошибка возникает вследствие неадекватной отработки, реакции, на какую-то нештатную ситуацию. То есть, что-то случается такое, что требует определенной реакции, а должным образом пилоты не реагируют. Ошибка не на пустом месте возникает. Списать катастрофу на ошибку пилота очень просто, да и мертвые сраму не имут. Но вот ответить, а что же именно привело к этой конкретной роковой ошибке???? Почему она стала возможной и почему "система" пропустила такие ошибочные действия? Без ответа на эти вопросы - расследование есть детский сад, штаны на лямках.
 
  • -0.31 / 13
  • АУ
 
 
 
  Анатолий,Севастополь ( Практикант )
29 янв 2017 20:28:04
Сообщение удалено
Анатолий,Севастополь
29 янв 2017 21:31:39
Отредактировано: Анатолий,Севастополь - 29 янв 2017 21:31:39

  • +0.00
 
 
 
  GT-R ( Слушатель )
04 фев 2017 18:01:53

Из присущего мне буквоедства поправлю: большие дискеты были не 7", а 8".
Интерфейс флоппи дисковода не IDE/PATA, а специальный и до сих пор присутствует на материнских платах. Лично у меня есть заныканный с древнего рабочего нотебука флоппи дисковод в формате CD дисковода и с дополнительным мини-USB.
Есть даже несколько 3.5 дискет Крутой

По поводу невозможности прочитать диск с PATA интерфейсом: покупаете переходник PATA-USB, втыкаете диск и питание (тут нужен четырехпроводная вилка с 5 и 12 вольт, но во всех источниках питания в десктопах она есть), и все, диск монтируется как в Windows так и в Linux.

Оставлю пока здесь, вдруг кому будет полезно. 
  • +0.30 / 11
  • АУ
 
 
 
  Larry76 ( Слушатель )
05 фев 2017 09:57:07

Камрад, справедливости ради. Я работаю в конторе которая занимается сервисом и ремонтом средств связи.
Не секрет, что у нас до сих пор используется много где техника связи 20-25 летней давности.
Так вот для этих целей на работе используется 486-й комп, со старым добрым DOS. Два дисковода, 3.5" и 5.25"(хотя, честно говоря в компьютере уже  за все годы стоят все мыслимые и немыслимые программы для работы)

Я к чему, к тому, что если где-то находится предприятие(лаборатория) которое вынужденно работать со старой техникой, то уж и оборудование для работы с ней там имеется, не сомневайтесь.
  • +0.36 / 14
  • АУ
 
  Удаленный пользователь
28 янв 2017 14:22:16
Сообщение удалено
Виктор_русский
28 янв 2017 18:31:39
Отредактировано: Виктор_русский - 28 янв 2017 18:31:39

  • +0.14
 
  Jeer ( Слушатель )
29 янв 2017 22:13:37

Нашли экспертов в антироссийском СМИ.
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
30 янв 2017 18:55:13

Ъ - это наиболее адекватное СМИ. (из крупных печатных)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  IstAnd. ( Слушатель )
31 янв 2017 01:32:12

Рассмотрим цитату: "Как стало известно "Ъ", по результатам анализа записей параметрического самописца Ту-154Б-2 Минобороны, разбившегося 25 декабря при взлете из аэропорта Сочи, эксперты не обнаружили существенных отклонений в работе систем самолета. Причиной катастрофы, по их мнению, стали ошибки экипажа. При этом установить, какие именно действия летчиков привели к гибели всех 92 находившихся на борту человек, пока не удается. "
Нормально: никаких доказательств ошибки пилотов на данный момент нет, а следствие упорно отстаивает эту версию. Может, на самом деле, это и не так, но из внимательного чтения статьи следует именно такой вывод.
Почему же так? Например, что мешает построить аналогичную цепь рассуждения: "следов ВВ не обнаружено, но установить, каким именно образом был диверсантами выведен из строя самолет, пока не удается"; либо: "эксперты не обнаружили существенных отклонений в работе систем самолета, но, возможно, окончательная расшифровка параметрического самописца подтвердит версию об отказе техники"??
Если это материал из наиболее адекватных СМИ, то я - японский летчик, и узнать правду, к сожалению, из СМИ так и не придется...
  • +0.17 / 10
  • АУ
 
 
 
  Jeer ( Слушатель )
31 янв 2017 21:40:36
Сообщение удалено

01 фев 2017 01:46:40

  • +0.38
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
06 фев 2017 14:51:04

Лажа полная.
Да будет известно "Ъ", экспертам и прочим. Самописцы параметров полета существуют не только для расследования катастроф. Они, главным образом, используются для контроля за работой экипажа и техники. Я не знаю, с какой частотой контролируется работа экипажа по средствам объективного контроля (СОК), но контролируется она довольно часто. Так что, расшифровка данных МСРП производится постоянно регулярно. И если бы были проблемы с расшифровкой, то их бы давно устранили.
  • +0.66 / 14
  • АУ
 
 
  issedon ( Слушатель )
07 фев 2017 14:31:09

Не лажа..
Самописцы конечно существуют не только для расследования катастроф. Но в обычной эксплуатации МСРП трогают совсем не часто.
В процессе эксплуатации обычно достаточно экспресс-анализа на Луче инженером ППИ. Там всё довольно упрощенно выходит. А полный анализ для расследования на экспресс-анализе не сделать.
Полную расшифровку МСРП (аварийный блок) делают на специальном оборудовании, специально подготовленные операторы.
Есть только несколько случаев когда это делается:
1.При расследовании АП и инцидентов
2.При поступлении информации об отказах в полёте систем и оборудования самолёта.
3.Когда нужно подтвердить информацию полученную экспресс-анализом (когда параметры анализа не выводятся на график)
4.Нет возможности обработки информации экспресс-анализом
5.Проблемы с оформлением паспорта на ленту. (или его вообще нет)
Кто сейчас может работать оператором ?
Скорее всего, кто бы мог уже на пенсии давно, а оборудование что осталось, наверняка ещё восстановить нужно до рабочего состояния.
И тут тоже проблема , кто бы это сделал.
Действительно - проблема такая может бытьПодмигивающий
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
  ol17 ( Слушатель )
07 фев 2017 16:06:57

По выделенному: На Ту-154 стоят такие же самописцы, что и на Ил-76 (МСРП-64М6 и МАРС-БМ). 
Вы, что реально считаете что в МО нет оборудования и специалистов (операторов) для для считывания информации из черных ящиков основного самолета ВТА?
  • +0.26 / 10
  • АУ
 
 
 
 
  issedon ( Слушатель )
07 фев 2017 18:46:44

На ту 154 вроде стоят МСРП-64-2. на ил 76 - это уже более современные стоят под компьютер.Другой алгоритм (количество каналов и параметров и частота другая)
А про марс речи нет... считывается много прощеПодмигивающий
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  ol17 ( Слушатель )
07 фев 2017 19:55:48

У нас в части в объективном контроле стоял комплекс по обработке данных черных ящиков. Магнитофон сопряженный с компом. Позволял обрабатывать данные в том числе и ТУ-154 и Ил-76 и Ан-124. Настройка на конкретный тип заключалась в загрузке соответствующего профиля, который и определял, в каком канале какой параметр пишется. Сталкивался с этим, когда принимали участие в расследовании авиакатастрофы Ан-124 в Иркутске, нам была предоставлена копия магнитной ленты параметрического черного ящика.
  • +0.16 / 4
  • АУ
 
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
07 фев 2017 17:26:05

Так значит, полная расшифровка, всё-таки делается? Значит, есть и оборудование. Может, не в этом полку, но где-то есть. И оно должно быть в рабочем состоянии.
  • +0.16 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  issedon ( Слушатель )
07 фев 2017 18:54:33

В полках нет конечно. В СИБНИИА должен быть комплекс для считывания аварийного блока. Не знаю, надо у Володи Барсука спросить, он ещё вроде эксплуатирует 134, там комплекс точно такой же. И Сибнииа 154 много лет гонял у себя.. и пенсионеры ещё работают. Кстати, он из Москвы не вылазит.. может этим сейчас  и занимаются.Подмигивающий
  • +0.03 / 1
  • АУ