Выступление Сергея Лаврова на Мюнхенской конференции по безопасности стало ответом на многочисленную критику в адрес Москвы. Лавров назвал противоестественной напряженность в отношениях России и Запада и отверг обвинения в стремлении подорвать либеральный мировой порядок. С особым усердием критиковал Россию Петр Порошенко, чью речь наблюдатели сочли оголтелой русофобией.
В субботу в Мюнхене прошла основная программа международной конференции по безопасности, которая открылась накануне. Главным событием дня стали выступления министра иностранных дел России Сергея Лаврова и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Также внимание было приковано к речи вице-президента США Майкла Пенса, который выступал от лица нового американского лидера Дональда Трампа.
«Рассчитываем на торжество здравого смысла»
По сути, Лаврову пришлось отвечать на заявления предыдущих ораторов, выступавших с критикой в адрес Москвы. Министр заявил, что Россия не согласна с обвинениями в свой адрес в попытках подорвать так называемый либеральный мировой порядок. Он указал, что кризис такой модели мира был запрограммирован.
Лавров назвал противоестественной напряженность в отношениях России и Запада. «Россия никогда не скрывала своих взглядов и искренне выступала и выступает за равноправную работу по формированию общего пространства безопасности, добрососедства и развития от Ванкувера до Владивостока. Напряженность последних лет между Северной Америкой, Европой и Россией неестественна. Я бы даже сказал, противоестественна», — сказал министр.
Лавров заверил, что Россия хочет прагматичных и взаимоуважительных отношений с США. «Рассчитываем на торжество здравого смысла, таких отношений мы хотим с США, отношений прагматизма, взаимного уважения, осознания особой ответственности за глобальную стабильность», — заявил Лавров, подчеркнув, что между странами было «гораздо больше дружественной истории, нежели противостояний».
Лавров считает нелогичным увязывать снятие санкций с Москвы с выполнением минских договоренностей исключительно Россией. А ответные санкции в отношении Европейского союза не будут сняты до полного выполнения этих соглашений. «Мы тоже хотим, чтобы минские договоренности выполнялись, и мы свои санкции против Евросоюза не снимем, пока минские договоренности не будут выполнены, это тоже надо понимать», — заявил Лавров.
Он особо подчеркнул, что Москва не ищет конфликтов ни с кем, но всегда сможет встать на защиту собственных интересов. «Наш безусловный приоритет — добиваться своей цели через диалог, поиск согласия на основе взаимной выгоды», — сказал министр.
По его словам, именно расширение НАТО привело к небывалому за последние 30 лет повышению напряженности в Европе. Впрочем, Лавров назвал необходимым возобновить военное сотрудничество России с НАТО, «потому что без практического сотрудничества любые встречи дипломатов никакого добавленного смысла не будут иметь в том, что касается решения проблем безопасности».
Накануне на полях конференции Лавров встретился с генсеком альянса Йенсом Столтенбергом и обсудил перспективы отношений Россия — НАТО. Однако, как дал понять Лавров, на возобновление военного сотрудничества с Россией Столтенберг пока не готов.
«Последние 25 лет мы не смогли установить стабильные отношения с Россией»
Второй день конференции начался с речи Ангелы Меркель, которая много говорила о России. Она констатировала провал усилий Запада в налаживании отношений с Москвой. По ее словам, после окончания холодной войны международное сообщество не смогло окончательно подружиться с Россией. Тем не менее она призвала сохранить в силе основополагающий акт Россия – НАТО о взаимных отношениях и сотрудничестве, и указала на общие интересы Запада и России в деле борьбы с международным терроризмом.
«Последние 25 лет мы не смогли установить стабильные отношения с Россией, но ведь Россия наш сосед, это внешняя граница для ЕС», — пояснила Меркель, пообещав трудиться для улучшения отношений «несмотря на различные мнения по разным вопросам».
По ее словам, после ситуации с Крымом и обострения на востоке Украины значение НАТО выросло и Германия придерживается цели альянса увеличить оборонный бюджет до 2% ВВП. Еще Меркель выразила обеспокоенность по поводу российской поддержки ополченцев Донбасса, и назвала минские соглашения основой для урегулирования на Украине. «Минск» остается основой нашего сотрудничества, и мы должны сделать все, чтобы добиться устойчивого прекращения огня», — заявила Меркель.
Рассуждая о глобальной террористической угрозе, Меркель призвала мировое сообщество «провести четкую границу между мирным исламом и исламским терроризмом» и привлечь к усилиям по борьбе с экстремистами мусульманские страны. Говоря о миграционных потоках, Меркель признала, что ЕС оказался не готов к столь большому числу беженцев и «должен сосредоточиться на этом важном вызове».
Сенатор Алексей Пушков в заявлении Меркель о необходимости совместной с Россией борьбы с терроризмом увидел влияние позиции Трампа. В своем Twitter он написал, что обычно канцлер «не говорит о совместной борьбе с Россией против терроризма». Вместе с тем сенатор отметил, что Меркель подчеркнула роль НАТО в сохранении границ в Европе и «сделала выпад в адрес России, почему-то забыв о том, как НАТО отделило Косово».
Слова Меркель вызывают удивление
Пассаж Меркель о неконструктивной роли России в отношениях с Западом удивил ведущего научного сотрудника Центра германских исследований Института Европы РАН Александра Камкина. «На протяжении 1990-х годов российская дипломатия выступала полностью в формате интересов ЕС и США. Это была сервильная дипломатия, которая по факту не проводила собственные национальные интересы государства. Если даже такая дипломатия, с точки зрения госпожи Меркель, не является конструктивной и свидетельствующей об отходе России от принципов мышления времен холодной войны, то это вызывает по меньшей мере удивление», — сказал Камкин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт не отрицает, что были за это время и периоды, когда отношения России и Запада ставились под сомнение. Среди них — НАТОвские бомбежки Югославии, агрессия Грузии против Южной Осетии и последующее принуждение Тбилиси к миру, «когда европейский истеблишмент однозначно принимал сторону грузинской стороны, обвиняя Россию в якобы нарушении международного права».
В целом темы конференции Камкин назвал очень острыми, чему способствовало последнее обострение ситуации в Донбассе. «Фактическое возобновление полномасштабных военных действий не может не вызывать опасения, особенно в контексте двойных стандартов, применяемых европейскими политиками. Плюс, конечно, здесь сказывается ситуация с терроризмом и миграционным кризисом», — отметил Камкин.
«Мы должны сделать так, чтобы Россия несла ответственность»
Жестким оказалось выступление Майкла Пенса. Говоря об отношениях с Россией, он указал, что Трамп верит в возможности Вашингтона и Москвы найти новые точки соприкосновения. В то же время он призвал Россию отвечать за свои действия на Украине. «Мы должны сделать так, чтобы Россия несла ответственность, и требовать выполнения минских соглашений, чтобы уровень насилия на востоке Украины снижался», — заявил вице-президент США.
На эту реплику тут же ответили в Москве. Как передает РИА «Новости», глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что в России разочарованы этим тезисом. «Разочаровала в этом смысле воспроизведенной в только что прозвучавшем выступлении Пенса позицией, согласно которой исключительная ответственность за выполнение минских соглашений по Украине продолжает нести Россия. Этот тезис совершенно точно завел ситуацию в тупик, он позволяет киевским властям бесконечно саботировать минские соглашения», — сказал парламентарий.
Косачев подчеркнул, что в России хотели бы услышать от США, в чем именно Вашингтон видит возможности для нормализации отношений с Москвой. «В выступлении Пенса была повторена известная мантра о готовности отношения с Россией нормализовывать, но без какой-либо детализации на этот счет. Это тоже разочаровывает, потому что хотелось бы услышать, в чем видят наши американские потенциальные партнеры возможность такой нормализации при том, что мы к такой нормализации, безусловно, готовы, и это касается не только нашего взаимодействия в борьбе с терроризмом», — сказал Косачев.
«Ничего кроме оголтелой русофобии в этом нет»
Добавим, что накануне вечером на конференции выступил президент Украины Петр Порошенко, который много говорил о России. В частности, заявил он, президент России Владимир Путин «ненавидит Украину» и Россия хочет «наказать» Украину за стремление «жить независимо», а также Москва якобы не видит для Украины «места на политической карте Европы». «Он публично заявляет, что украинская нация является частью доминирующей российской идентичности. Он не видит будущего Украины на политической карте Европы. Он хотел бы перерисовать эту карту и нанести на нее «триколор», — сказал Порошенко. – Но было бы ошибкой считать, что российские аппетиты закончатся только нападением на Украину».
Порошенко напомнил о шутливых словах Путина о том, что «границы России не заканчиваются нигде». «Есть только одно время и одно место, где возможно отказаться от российского реваншизма. Время – это сейчас. Место – это Украина», — сказал Порошенко.
Напомним, Путин неоднократно заявлял, что русские и украинцы – это единый народ. По словам Путина, народ этот сначала разделили, а теперь стравили, однако выход из ситуации обязательно будет найден.
Порошенко вновь попросил Европу не снимать санкций с России без возвращения Украине Донбасса и Крыма. «Москва очень трезво относится только к санкциям Запада. Санкции – это наш актив, а не пассив, это проявление нашей силы, когда мы их вводим, но это будет демонстрация нашей слабости, если мы снимем санкции», — заявил он.
Украинский политолог Владимир Скачко назвал выступление Порошенко «истерикой человека, который понимает, что время его заканчивается и он по-прежнему не видит иной возможности удержаться у власти и грабить эту несчастную страну, кроме как продолжать курс оголтелой русофобии и предлагать себя именно как наконечника этой русофобии».
«Этим и обусловлено выступление Порошенко. Ничего кроме оголтелой русофобии в этом нет. Цель одна: посмотрите на меня, я единственный русофоб, который пойдет до конца. Это прибалтийский синдром, умноженный на размеры Украины и безумие лично Порошенко», — сказал Скачко газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Порошенко реально боится потерять власть: «У него практически не осталось внутренних ресурсов на удержание власти. Он надеется только на внешнюю помощь. Это в чистом виде война – мать-родна, только война, окрашенная в антироссийские тона», — пояснил эксперт.
Кроме того, из выступления Порошенко стало очевидно, что он надеется сохранить статус кво, который был при прежнем американском руководстве. «Порошенко очень ждет, что ничего не поменяется и при Дональде Трампе, что он по-прежнему будет получать дипломатическую и политическую помощь и конечно же невероятную помощь оружием, деньгами. Кроме политических дивидендов Порошенко получает шикарные материальные дивиденды на тех потоках, которые идут на войну в Донбассе», — пояснил эксперт.
Источник