Цитата: Ya от 08.03.2017 05:58:02Какова ситуация с пресной водой на Кавказе? Ее хватает? Ее хватает с избытком? Ее иногда не хватает? Ее не хватает на развитие, с/х, например?
Если Севан будет отравлен этим цианидом натрия, насколько крупной катастрофой это будет для Армении? Для всего Кавказа?
Если кто-нибудь разбирается в золотодобыче - армяне действительно сильно прогадали и лопухнулись?
Коротко и в общих чертах.
Армения более чем самодостаточна в вопросе пресной воды. И не только Севаном. Обильный снег зимой и ливни весной и осенью в северных областях страны - возобновляемые источники воды. Правда большинство этих вод утекает к соседям, но есть (и строятся новые) водохранилища.
Ну и по проблеме Амулсара.
Не верю! Доводы Lydian Armenia не убеждают экологов...Sputnik Армения решил представить точку зрения двух противоположных сторон: компании Lydian Armenia, которая занимается вопросами эксплуатации месторождения, и члена гражданской инициативы "Всеармянский экологический фронт", эколога Левона Галстяна.
Старший менеджер по линии стабильного развития компании Lydian Armenia Армен Степанян считает, что современные горнодобывающие технологии позволяют управлять всеми рисками и предотвращать загрязнение окружающей среды.
"В противном случае горнорудная промышленность не существовала бы в таких странах, как Швеция или Финляндия. Месторождение представляет собой сложный инженерный проект, где каждый узел проектируется ведущими инженерными компаниями", — отмечает Степанян.
По его словам, Lydian Armenia обладает всеми технологическими решениями для обеспечения безопасной эксплуатации и управления водными потоками. Что касается процесса экстракции таких элементов, как кобальт, медь, железо, никель, ртуть, цинк, вольфрам, висмут, хром, свинец, а также таких вредных токсичных веществ (мышьяка, селена, теллура, бериллия, кадмия), которые, по мнению экспертов, содержатся в Амулсаре, Степанян отвечает: "В промышленных масштабах Амулсарский рудник содержит только золото и серебро. Содержание других металлов незначительно". Он подчеркивает, что масштабные геологические исследования Амулсарского месторождения осуществляла только компания Lydian Armenia. Относительно цианидного выщелачивания Степанян утверждает: благодаря реализации программы оптимизации, количество цианида натрия (NaCN) и соляной кислоты (HCl) сократилось вдвое (отныне будет использоваться 1000 тонн цианида натрия и 500 тонн соляной кислоты). "Они будут использоваться в течение года. Их количество не будет увеличиваться вследствие эксплуатации, и эти вещества не будут накапливаться. Эти элементы, как и другие химические вещества, будут разлагаться", — сообщает Степанян.
Он также добавляет, что при закрытии шахты площадка для кучного выщелачивания промывается, затем покрывается слоем водонепроницаемой глины, после чего — плодородной почвой и озеленяется.
"В итоге она превращается в естественный природный ландшафт. Детальный план закрытия шахты уже разработан, он является частью общего проекта и будет реализован в течение 5,5 лет после эксплуатации. Общая стоимость составит около четырех миллионов долларов. В результате территория будет полностью восстановлена", — отмечает Степанян. По его словам, проект закрытия рудника был разработан с учетом международного опыта.
Несмотря на довольно обнадеживающие доводы компании, которая будет заниматься эксплуатацией Амулсарского золоторудного месторождения, сообщество армянских экологов в лице члена гражданской инициативы "Армянский экологический фронт", эколога Левона Галстяна настроено отнюдь не оптимистично.
Галстян считает, что невозможно организовать масштабную деятельность таким образом, чтобы избежать всех выбросов, аварий и других незапланированных загрязнений. "Переработка десяти тонн руды в год примерно на 300 га плюс цианидная переработка на 130 га… В столь масштабной деятельности нельзя предсказать все риски. В мировой практике, даже в таких развитых странах, как Канада, США, Австралия, нет подобного опыта", — отмечает Галстян.
По его словам, в горной промышленности имеются риски, которые в какой-то степени можно контролировать и смягчить, но некоторые угрозы невозможно предвидеть. "Когда ты открываешь рудник, взрываешь, измельчаешь породы, которые оказываются под открытым воздействием воздуха, воды, начинается окислительный процесс, который никак не проконтролируешь и не остановишь", — подчеркивает эколог.
Он обращает внимание на то, что правительство Армении дало Lydian положительный ответ, не проведя собственной экспертизы. "Экспертизу проводил только Lydian, который является заинтересованной стороной. Мы общались со многими специалистами, как местными, так и зарубежными, исследовали множество материалов о рудниках, которые также использовались по так называемым международным стандартам, и убедились, что при их эксплуатации тем не менее возникали многочисленные проблемы", — говорит эколог.
Он отмечает, что на территории Амулсара располагаются большие водные системы, которые имеют стратегическое значение для Армении — реки Воротан, Арпа, а также Кечутское и Спандарянское водохранилища. "Если ты разворачиваешь горнорудную деятельность на территории водных систем, химический состав их так или иначе будет изменен. Все те опасные вещества, в том числе и такие радиоактивные металлы, как уран и торий (я их лично изучал), которые содержатся в амулсарском руднике, перейдут в естественную среду", — говорит Галстян.
Он добавляет, что эти вещества попадут в Кечутское водохранилище, воды которого впадают в Севан, а другая их часть по реке Арпа "достигнет" области Вайоц Дзор, где орошается огромная территория. "Мы, как и многие другие специалисты, уверены, что возникнут большие проблемы, которые никто, кроме Lydian, не оценивал. Не оценивали и влияния месторождения на каскад Арпа-Севан, на Кечутское и Спандарянское водохранилища", — сообщает эколог.
По его словам, именно поэтому специалисты требуют провести серьезную независимую экспертизу, а потом уже претворять в жизнь столь глобальный проект, угрожающий экосистеме всей Армении.