Крушение Ту-154
605,023 1,586
 

  Южный Крест ( Слушатель )
25 мар 2017 04:53:14

Ту-154 Сочи: Причиной крушения могло стать "иллюзорное восприятие действительности" пилотом

новая дискуссия Дискуссия  540

А тем временем, трава у сливщиков данных расследования прессе становилась все забористее и забористее...
Ждем чем ответят в МО.
------------------------
 “Ъ”: Пилот оказался во власти иллюзий
http://www.kommersant.ru/doc/3253367
24.03.2017, 20:20

Как стало известно “Ъ”, причиной катастрофы Ту-154Б-2 Минобороны, рухнувшего в Черное море 25 декабря прошлого года после взлета из аэропорта Адлера, может быть названа потеря пилотом ориентировки в пространстве, происшедшая из-за иллюзий. Согласно этой версии, потеряв ориентиры на земле после взлета, пилот стал управлять машиной, ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения. Во всяком случае, по мнению участников расследования, лишь иллюзорное восприятие действительности могло заставить опытного летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55°.


Реконструированная специалистами по показаниям параметрического самописца схема последнего полета Ту-154 оказалась довольно необычной. Вылетевший с аэродрома Адлера на российскую базу в Сирии лайнер благополучно оторвался от полосы и начал набирать высоту в штатном режиме. Через несколько секунд после взлета второй пилот Александр Ровенский убрал шасси, доложив об этом командиру Роману Волкову, а затем по его же команде приступил к уборке выпущенных закрылков. С ними тоже не возникло никаких проблем.

Зафиксированная же речевым самописцем фраза Романа Волкова «закрылки, сука», как полагают специалисты, не свидетельствовала о какой-либо неисправности рулей, а была произнесена командиром походя. Возможно, майор чуть запоздал с командой на их уборку и эмоционально укорил сам себя. Вообще, все без исключения системы Ту-154, как сообщил “Ъ” близкий к расследованию источник, «до самого столкновения с водой реагировали на управляющие действия экипажа своевременно и штатно».

Примерно через 60 секунд после отрыва от полосы Ту-154 находился на расчетной высоте около 250 метров, двигался с нормальной скоростью порядка 360–370 км/ч и начал запланированный правый разворот. Однако маневр не был завершен — управляющий самолетом Роман Волков, вместо того чтобы продолжать набор высоты, неожиданно отправил его в пике. Самолет, как показали самописцы, восемь секунд стремительно снижался, да еще и заложил за это время крутой вираж влево. Перед ударом о воду крылья Ту-154 располагались под углом 55° к горизонту — этим, видимо, и объясняются странные показания единственного свидетеля катастрофы, сравнившего положение лайнера с поднятым на заднее колесо мотоциклом.

Отметим, что пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине — лишь на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: «Командир, мы падаем». Спасти машину и 92 находившихся на ее борту человек экипаж уже не мог. До катастрофы оставались мгновения, но экспертов удивило то обстоятельство, что на предупреждение штурмана пилоты даже не среагировали. Во всяком случае параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя».

Столь странное поведение управляющего летчика, по мнению участников расследования, может объясняться спецификой ночного вылета из Адлера. «Через несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру» — так охарактеризовал его один из авиаэкспертов. Стремительное исчезновение всех ориентиров при выходе самолета в воздушное пространство над ночным морем, как полагают специалисты, представляет определенную опасность для пилота, поскольку в этот момент инстинкт самосохранения подталкивает его к тому, чтобы дистанцироваться от показаний приборов и ориентироваться на команды своего вестибулярного аппарата. В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий. Так, например, ускорение по курсу или кратковременное попадание самолета в восходящий воздушный поток создают у пилота полное ощущение задравшегося носа машины, и он переводит ее в режим пикирования. По данным мировой статистики авиакатастроф, из-за потери пространственной ориентировки происходит каждая десятая из них.

Эту проблему уже давно изучает специальная наука — авиапсихология, однако решить ее ученые пока не могут. 
(Южный Крест: а к некоторым участникам расследования, которые отвечают за общение с прессой, пора применить методы карательной психиатрии)

Так, например, любой пилот знает, что в сложной ситуации ориентироваться можно только на приборы. Почему в какой-то момент его человеческие инстинкты начинают преобладать над профессиональными знаниями, науке неизвестно. Специалисты говорят лишь о способствующих факторах, среди которых отмечаются усталость, нервный стресс или обычное недомогание, связанное, например, с повышенной температурой.

По версии участников расследования, о том, что пилот, управлявший Ту-154 в Сочи, находился в иллюзорном состоянии, косвенно свидетельствуют графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета, построенные по данным параметрического самописца. Их линии имели не плавную, характерную для полета по приборам, а как бы «дрожащую» форму, свидетельствующую о том, что летчик подчинялся командам своего вестибулярного аппарата и постоянно корректировал штурвалом положение машины в пространстве.

Большинство участников расследования расценили это как свидетельство иллюзии, однако некоторые военные эксперты объяснили перепады неисправностью системы регистрации параметров. Для устранения противоречий военным специалистам и пришлось привлекать коллег из Межгосударственного авиакомитета (МАК), имеющих несравненно больший расследовательский опыт и современную научно-техническую базу.

Другим аргументом противников иллюзии стала неисследованная, по их мнению, роль второго пилота Александра Ровенского, который, очевидно, наблюдал за развитием критической ситуации на борту, не вмешиваясь в нее. По мнению скептиков, у двух пилотов сразу иллюзии возникнуть не могли. Сторонники же теории потери ориентации объясняют безынициативность Александра Ровенского проще — по их версии, на споры у летчиков не было времени, а отобрать управление у более опытного майора Волкова он, видимо, не решился.

Следует отметить, что, несмотря на противоречивые мнения участников расследования, все они сходятся в одном — объяснить приводнение исправного самолета под контролем опытного военного пилота чем-либо иным, кроме как потери им ориентировки в пространстве, будет крайне сложно. В пользу «иллюзорной» версии катастрофы, кстати, косвенно свидетельствуют и рекомендации для пилотов гражданской авиации, опубликованные МАК по результатам последних проведенных комитетом расследований. В этом документе столкновение с землей в управляемом полете «в условиях отсутствия видимости и ориентиров» называется одной из основных причин происшедших в гражданской авиации в последнее время катастроф. В связи с этим в рекомендациях предлагается провести исследования по изучению «механизмов возникновения и действия соматогравитационных иллюзий» у летчиков.

В самом комитете, впрочем, порекомендовали “Ъ” не связывать отчет с расследованием катастрофы Ту-154, пояснив, что рекомендации носят скорее общий характер и не привязаны к конкретным событиям.

Сергей Машкин
-----------------------------------------
Отредактировано: Южный Крест - 25 мар 2017 07:53:50
  • +0.01 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
25 мар 2017 06:05:03

Если бы вышла статья, которая совпадала с мыслями секты свидетелей теракта - то эта самая секта с визгами и криками тыкала бы пальчиками в эту статью - "ну вот видите!!! Даже в газетах пишут!!!!"
А так как написанное категорически не вписывается в их картину мира - то начинается сказка про траву.
  • -0.05 / 5
  • АУ
 
 
  W1W ( Слушатель )
25 мар 2017 06:18:50

Зато в Вашу картину мира идеально вписывается!
Не понял, чем Вы недовольны? 
Тем, что не удалось запостить новость первым?
Или Вам версия про траву в "Ъ" не нравится?
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 мар 2017 11:00:59

КМК Коммерсант Вас тут читает и пишетПодмигивающий
Уже не 10сек, а меньше развивалась ситуация и угол 55 град нарисовался.
Вот что может с рулями высоты внезапно произойти, что даже упираясь ногами, штурвал на себя не взять?
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
25 мар 2017 11:01:57

Да, вписывается.
Но я же не размахиваю этой статьей, как доказательством. 
И не размещаю тут статьи секти свидетелей теракта - предваряя словами про траву.
Хотя с сектой свидетелей теракта - и так всё ясно: трава для них давно пройденный этап. Там уже колесики.

Камрад, ну ты же не летчик! А вот летчик - это безошибочная машина. Не спит, не есть, не срет.
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
 
  Южный Крест ( Слушатель )
25 мар 2017 07:41:41

Иван Иваныч, ну неужели вы на полном серьезе "покупаете" эту развесистую клюкву?!  Эти так называемые версии уже даже не смешны. Кроме сочувствия к их "генераторам" уже никаких чувств более не возникает.
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
  tango ( Слушатель )
25 мар 2017 07:28:32



Цитата5 марта 2017 г. Следственный комитет России продолжает расследование уголовного дела об авиакатастрофе ТУ-154 над Черным морем. Работа следственной группы направлена на установление причин катастрофы. Публикуемые в СМИ гипотезы о возможных действиях экипажа или вероятных характеристиках полета ТУ-154 не опираются на факты и являются личными суждениями их авторов.
И.о.руководителя управления С.Л. Петренко
СКР
http://sledcom.ru/news/item/1108398/


Журналюги такие журналюги.. Пишут, что пике, пишут что крен, и тут же про мотоцикл на заднем колесе.

Если отбросить шелуху и принять за правду крен и вираж, то очень похоже на потерю скорости и сваливание. Вопрос - от чего именно. Вряд ли это пилот заблудился..
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  Южный Крест ( Слушатель )
25 мар 2017 07:42:45


А не можете напомнить, вираж в какую сторону был?

  • -0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
  tango ( Слушатель )
25 мар 2017 13:36:59

Дык в вашем тексте написано - влево. А на картинке - вправо. Кому верить-то? ))
Думаю, что и.о начальника управления СК )) "Версии в СМИ являются домыслами авторов"(с)
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Slava ( Слушатель )
25 мар 2017 14:42:27

Самая элементарная иллюзия - поездка в поезде , Это когда кажется что вагон движется в обратном направлении.
И вот интересно, а что будет с самолётом , если при взлёте произошел отказ авиагоризонта  у первого пилота и он начал ,,заваливаться,, в тех погодных условиях и тем более ночью . У меня такое было днём  на истребителе  . Очень неприятное впечатление но в этом случае я видел землю , сообразил что к чему   и перешел на управление  указатель скорости - вариометр - высотомер - указатель скольжения  плюс  визуальное наблюдение за землёй, естественного горизонта небыло -малая высота -дымка. Второй пилот отказа авиагоризонта у первого мог сразу и не заметить ,поэтому и не предпринимал действий по выводу самолёта из сложного положения,тем более  сложно сразу определить отказ и понять у кого правильно авиагоризонт  работает ( и успеть передать управление второму пилоту). Кстати авиагоризонт мог ,,заваливаться ,, плавно   и пилот какое то время просто следовал за ним .
Авиагоризонт прибор  автономный , его техсостояние и отказы  регистратор полёта не пишет.
  • +0.21 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Южный Крест ( Слушатель )
25 мар 2017 20:56:45


А как вы считаете, подобные "неофициальные" сливы информации по расследованию в СМИ являются управляемым процессом? Или это так случайно получается?
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  tango ( Слушатель )
25 мар 2017 22:57:38

Я считаю, что картинки были нарисованы в первые 2 дня, в т.ч. и брифинг МО, когда еще ничего не было понятно. Потом официальной информации по причинам не было, только по событиям поисковой операции. А журналистам нужна сенсация и они все паслись на авиафорумах, где народ высказывал все что хотел и про диверсии, и про перегрузы, и про посторонних за штурвалом.. Чего только там не было сказано. Статьи-то надо писать, вот и вытаскивали оттуда все подряд в печать. Ну и по кругу. На форумах начинали обсуждать СМИ. Так что вряд ли тут какая-то конспирология есть.
На самом деле, кроме фото и видео места работ(т.е. места падения), никакой достоверной информации в открытом доступе нет. То, что говорилось на брифинге, очень размыто. Некоторые цифры озвучил Байнетов, про высоту, скорость и длительность полета, ссылаясь на бортовой регистратор. Судя по фото параметрического регистратора, он цел и невредим. Значит полная картина полета есть, но ее не публикуют. МО не обязано это делать.
  • +0.18 / 4
  • АУ
 
  Brig ( Слушатель )
25 мар 2017 08:08:41
Скорее всего это просто очередной фейк от журналистов. Ждем официальной информации. 
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
26 мар 2017 19:48:39

На чем летал этот эксперт? Уж точно не на Ту-154.
После подъема переднй стойки, пилот управляет самолетом только по авиагоризонту. По очень простой причине. Впереди смотреть не на что. Там нет ни каких ориентиров. Только пустое небо. Получается довольно большой угол тангажа и все наземные ориентиры впереди исчезают из поля зрения. Так что, для иллюзий места не остаётся. Кстати, на этом самолете есть еще другой пилот со своим авиагоризонтом. Это только гриппом коллективно болеют, а иллюзии вместе не бывают.
  • +0.29 / 8
  • АУ