Девять политических сил (пять партий и четыре блока) поборются за кресла Национального собрания Армении 2 апреля.
Выборы пройдут в условиях перехода страны к парламентской модели правления по результатам референдума 2015 года.
ТАСС рассказывает о том, чем отличаются друг от друга политструктуры, претендующие на места в парламенте.
В декабре 2015 года на конституционном референдуме в Армении две трети голосовавших высказались за переход к парламентской республике. Согласно поправкам к основному закону страны, президент назначает кандидата от победившей на выборах политорганизации премьер-министром. Сам президент теперь избирается на семь лет по результатам непрямых выборов и более не является главнокомандующим вооруженных сил (эта функция переходит к премьеру).
Сильно изменился и сам избирательный процесс. Теперь каждая политструктура или блок предоставляют один территориальный и один общий партийный список. Затем пропорционально набранным голосам определяется количество мандатов для каждого объединения. Наконец, заполученные в Национальном собрании кресла поровну распределяются между кандидатами из общегосударственного и территориального списков. Таким образом, выборы теперь будут проходить исключительно по пропорциональной системе, а не по мажоритарной, как было раньше.
К тому же, впервые для национальных меньшинств будут в специальном порядке выделены места в парламенте, а в партийных списках теперь не может быть больше 70% кандидатов одного пола.
Так же, как и в этом году, на парламентских выборах 2012 года было представлено девять политических сил. Тогда лишь шесть из них преодолели пятипроцентный барьер и две смогли набрать более 30% голосов. Это Республиканская партия Армении (РПА), возглавляемая нынешним президентом Сержем Саргсяном и партия "Процветающая Армения", основанная крупным предпринимателем Гагиком Царукяном. Последний, как неоднократно сообщали армянские СМИ, является ключевым бизнес-партнером экс-президента Роберта Кочаряна.
Данные
Gallupпоказывают, что на нынешних выборах сторонники Царукяна смогут заручиться большей по сравнению с 2012 годом поддержкой избирателей (ожидаемые 40 мест вместо 33 на прошлых выборах), а сторонники Саргсяна – меньшей (41 место вместо 69). При этом важную роль в противостоянии сыграют малые партии, которые могут присоединиться к одной из двух крупных сил, чтобы создать коалиционное правительсто.
В 2012 году к РПА, получившей почти 70 мандатов, присоединилась националистическая партия левого толка "Дашнакцутюн" с пятью местами, что было необязательно с учетом того, что партия власти итак получила больше половины кресел Национального собрания.
В этом году, как показывают соцопросы, поддержки одной небольшой политструктуры для создания правительства большинства не хватит. Но из девяти политических сил, претендующих на места в парламенте, большинство являются либо центристскими, либо правоцентристским. Этот может облегчить создание коалиций после выборов.
Проходной барьер для партий составляет 5%, а для блоков – 7%.
Основанная в 1990 году, РПА представляет из себя классическую партию национал-консервативного толка. Возглавляет ее президент республики Серж Саргсян, но первый номер в избирательном списке – нынешний министр обороны Виген Саркисян. Партия традиционно пользуется популярностью в стране и набирала наибольшее количество голосов на парламентских выборах в 2003, 2007 и 2012 годах. Согласно результатам опроса Gallup, на выборах партия может набрать 22,8% голосов.
Армянские республиканцы выступают за укрепление стратегического партнерства с Россией, положительно оценивают членство страны в Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС) и намерены продолжить сотрудничество и диалог с США и странами ЕС. Партия занимает принципиальную позицию по Нагорному Карабаху, заключающуюся в исключительно мирном разрешении конфликта и окончательном определении статуса непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
Блок "Царукян" – объединение детища Гагика Царукяна ("Процветающей Армении") и еще нескольких небольших, если не сказать крохотных, партий. Голосом и лидером политического объединения является сам бизнесмен, о чем говорит название блока. В отличие от РПА, "Царукян" продвигает более либеральные экономические идеи, оставаясь при этом консервативным. С момента создания в 2004 году, популярность "Процветающей Армении" медленно, но неуклонно росла: Gallup сулит блоку "Царукян" 26,4% голосов (больше, чем у партии власти).
"Царукяновцы" имеют схожие с РПА взгляды на развитие отношений с Россией и Западом, но при этом выступают за международное признание Нагорно-Карабахской Республики (при том, что сейчас ее признают лишь Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанное Приднестровье).
Армянская Революционная Федерация (АРФ) "Дашнакцутюн" – старейшая из представленных в парламенте партий, основанная в 1890 году. Причемательно, что эта партия социалистического и националистического толка представлена также в парламенте Ливана. Лидер армянского "Дашнакцутюна" и предвыборного списка партии – Грант Маргарян. Политструктура известна тем, что выступала за вхождение страны в Евразийский экономический союз, а также своим жестким и бескомпромиссным подходом к решению Карабахского конфликта ("дашнаки" выступают за объединение непризнанной республики с Арменией).
На выборах партия может претендовать на 3,9% голосов.
Партия "Армянское возрождение", в которую в феврале 2017 года вошла политструктура "Страна законности" ("Оринац Еркир"), является оппозиционной, но центристской партией. Возглавляет ее экс-председатель Национального Собрания Артур Багдасарян. "Армянское возрождение" выступает за улучшение отношений с Россией, Ираном и странами Европы. Также ратует за представленность НКР в международных организациях и укрепление связей между Арменией, армянской диаспорой и Арцахом (второе название непризнанной республики).
Согласно соцопросам, партия Багдасаряна получит лишь 2,7% голосов на предстоящих выборах.
"Конгресс-ДПА" – блок, состоящий из созданной в 2008 году партии "Армянский национальный конгресс" первого президента страны Левона Тер-Петросяна и "Демократической партии Армении" Арама Саркисяна. Ядро этого блока – партия Тер-Петросяна, политика, известного своим мягким, гибким подходом к отношениям с Азербайджаном и к карабахскому конфликту. Обе партии можно охарактеризовать как либеральные и проевропейские, но, в отличие от многих постсоветских либеральных политструктур, блок не выступает за сворачивание курса на укрепление взаимоотношений с Россией и евразийскими структурами.
Блок Тер-Петросяна, как утверждают результаты соцопроса Gallup, может рассчитывать лишь на 2,6% голосов.
"Елк" состоит из небольших партий ("Светлая Армения", "Гражданский договор" и "Республика"), выступает за выход Армении из ЕАЭС и отличается бескомпромиссной позицией по Карабаху. Лидер списка партии, которая набирает, судя по опросам, 4,3% голосов, – глава "Светлой Армении" Эдмон Марукян.
Партия "Свободные демократы" Хачатура Кокобеляна также выступает против членства республики в ЕАЭС и считает необходимым углубление сотрудничества с ЕС. Соцопросы обещают "демократам" 3,4% голосов.
Новый блок "Оганян-Раффи-Осканян" (ОРО) представляет из себя объединение трех политических фигур – бывшего министра обороны Сейрана Оганяна, лидера либерально-демократической партии "Наследие" и второго министра иностранных дел Армении Раффи Ованнисяна и еще одного экс-министра иностранных дел Вардана Осканяна. "Оганян-Раффи-Осканян" выступает за международное признание НКР и установление мира в регионе.
Коммунистическая партия Армении уже очень давно не представлена в парламенте и ее шансы на прохождение в состав Национального собрания минимальны. Четкой внешнеполитической линией партия похвастаться не может, а наберет она, как утверждает Gallup, не более 1% голосов.
Александр Мосесов