В Ливии удалось разблокировать нефтепровод, соединяющий крупнейшее месторождение нефти «Аш-Шарара» («Искра») на западе Триполитании с портом Завийя. Транспортная артерия не работала в течение недели, что привело к падению добычи в стране с 700 до 500 тыс. барр. в сутки. События на этом месторождении – лишь один из множества эпизодов ожесточенной борьбы за нефть, которая перечеркнула и без того мизерный успех на пути сближения позиций основных политических сил в стране.
Бои за контроль над нефтяным треугольником в Ливии еще больше углубили раскол между Киренаикой и Триполитанией. Первая находится под контролем Палаты представителей (парламента) в Тобруке и командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара, пользующегося поддержкой военных и большей части населения. Вторая – номинально управляется правительством национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа, настолько слабым, что держится исключительно на штыках некоторых отрядов местной милиции происламистской окраски, в основном из Мисураты. Фактически Триполитания разделена на множество территорий, подконтрольных местным вооруженным формированиям.
3 марта Бригады обороны Бенгази (при переводе с арабского языка это скорее роты или эскадроны, отряды), предположительно верные верховному муфтию Ливии Садыку аль-Гарьяни, при поддержке наиболее опытных бойцов из «Мисуратских бригад» атаковали подразделения ЛНА, контролировавшие объекты нефтяного треугольника, через который проходит до 60% транзита черного золота. Воспользовавшись внезапностью, исламисты захватили терминалы в Рас-Лануфе и Сидре. Однако уже через 11 дней войска Хафтара, перегруппировавшись и подтянув свежие силы, сумели восстановить контроль над этими объектами.
За событиями в нефтяном треугольнике Тобрук увидел происки правительства Сараджа и отреагировал в резкой форме. Мало того что члены Палаты представителей заявили, что не намерены более поддерживать никаких связей с президентским советом и ПНС, они ясно дали понять, что не хотят делиться с Триполи доходами от экспорта нефти и выходят из достигнутого в июле прошлого года соглашения о слиянии Ливийской нефтяной компании (ЛНК) со штаб-квартирой в Триполи с отколовшимся от нее филиалом в Бенгази. Это соглашение предусматривало переезд объединенной компании из Триполи в Бенгази, чего так и не случилось по ряду причин.
Дело в том, что по Схиратским соглашениям и в соответствии с резолюциями ООН ливийская нефть может продаваться только через ЛНК в Триполи. Любые попытки продать ее по другим каналам чреваты международными санкциями и даже полным запретом, что приведет к резкому падению поступающих в бюджет Ливии доходов и к финансовому коллапсу. Зная об этом, захвативший в сентябре 2016 года нефтяной треугольник Хафтар действовал именно через ЛНК в Триполи, что привело как к росту добычи почти в два раза, до 700 тыс. барр. в сутки, так и к увеличению экспортных доходов. Однако ПНС во главе с Сараджем усмотрело, и, видимо, не без причин, в действиях Хафтара стремление захватить контроль над нефтяными потоками. На днях ПНС принял решение взять на себя основные функции ЛНК, касающиеся определения нефтяной политики страны, в том числе заключения контрактов, лицензирования концессий, ценообразования, формирования бюджета и инвестиционных программ, оставив на долю ЛНК задачи по руководству текущей работой по добыче.
Глава ЛНК Мустафа Саналла выступил с резкой критикой такого решения, заявив, что ПНС не имеет права вмешиваться в деятельность компании. Более того, ливийские нефтяники на днях распространили заявление о том, что им «удалось установить группу людей», которые, пользуясь сложным положением в стране, вступили к контакт с малоизвестными зарубежными компаниями и предложили им покупать ливийскую нефть по цене намного ниже официально установленной. ЛНК еще раз подтвердила список из 16 компаний, с которыми имеет дело. Среди них ENI, Total, OMV, а также «Роснефть» и ЛУКОЙЛ.
Свара между двумя центрами власти распространилась и на ряд других нефтяных объектов. До сих пор не снята блокада с нефтепровода, связывающего месторождение «Вафа», которое находится у границ с Алжиром, с энергокомплексом Меллита и двумя электростанциями в Абу-Рувейсе и Завийе. Транспортную артерию перекрыли в районе Налута отряды местной милиции, которые требуют выплаты им задолженности по зарплате в размере 10 млн ливийских динаров.
Еще хуже обстоят дела в Сабрате, мэр которой Хасан Даувати заявил, что его муниципалитет не в состоянии препятствовать криминальным группировкам, занимающимся контрабандой нефти и нефтепродуктов в соседние страны, прежде всего в Тунис и на Мальту. Объем нелегального вывоза из страны бензина и дизельного топлива за последнее время вырос в несколько раз.
Cнять блокаду с нефтепровода, который идет с месторождения «Аш-Шарара», удалось только в понедельник. По данным Bloomberg, производство нефти достигло там 160 тыс. барр. в сутки, что позволило довести общий объем добычи до 660 тыс. барр.
Нефть стала одной из основных причин нестабильности и борьбы между конкурирующими группировками. Возможно, убедив их лидеров договориться между собой о справедливом распределении доходов от экспорта черного золота, а еще лучше – подписать соответствующее соглашение, удалось бы снять напряжение и содействовать мирному политическому процессу, который до сих пор не удается запустить. Но никто из влиятельных политиков договариваться сегодня не желает, считая себя вполне самодостаточным и способным одолеть соперников.
http://www.ng.ru/wor…livia.html