Цитата: ЮВС от 06.07.2009 23:40:27
Чем больше "средств" (в широком смысле) вовлечено в процесс, тем больше (при прочих равных) его инерция.
Я вас понял. Вы, видимо, сторонник машинной модели рынка, то есть превращения рынка из набора мелких операторов в единый монолит, управляемый централизованно, по образцу СССР. Чем это кончилось, видели все - попытка удержать рынок в рамках заданной парадигмы привела к появлению
более другого рынка. Имею в виду так называемых цеховиков, доставаемые по блату импортные шмотки, прикольные такие цены в закрытых буфетах спецобслуживания, крестьян без паспортов и прочее.
Я считаю, что такой науки, как Экономика не существует в природе.
Есть только субъекты, над которыми довлеют различные факторы, в том числе как этологический - субъектам банально хочется жрать, спариться, и занять место в социальной иерархии, так и меметический - субъекты поступают согласно устойчивым шаблонам, передаваемым посредством обучения.
Если этологический фактор служит по большей части просто мотивационным двигателем, понуждающим субъектов к активности, то меметический задает правила игры, начиная от бессознательного поведения "потому что всегда так все делали", и заканчивая довольно сложными конструкциями вроде отправки врагов народа на рытье беломорканала во имя торжества социализма, или, например, запуливания Апполоном-12 в Луну, для поддержки престижа нации.
Совместные действия субъектов формируют динамический процесс, который называется рынком. И очень недальновидно сводить рынок к обмену товаром и услугой. Например, какую роль играет в процессе, скажем, церковь? Церковь производит мем в чистом его виде, если быть точным, церковь и есть порождение мема, его репродуктивный орган, как плодовое тело гриба. Но церковь также и участвует в финансовых потоках, ведя коммерческую деятельность, привлекая рабочие места для воссоздания собственной инфраструктуры, и даже влияя на правила взаимодействия субъектов. Примером может служить исламский банкинг, призывы к благотворительности, или устойчивое мнение "Не в деньгах счастье".
Спросите, что я так в церковь вцепился? Да ни Боже мой! Ничего она мне не сделала, эта церковь. Просто как пример влияния на рынок мема, и производства рынком нематериальных ценностей, которые ценны только в определённом контексте. Сюда же можно присовокупить производство социального статуса, вместе с сопутствующими аксессуарами, производство песен про великого кормчего, производство научно-технического прогресса и проч.
И кто-то в здравом уме считает, что у него есть модель всего этого? Что есть проверенная модель цикличности рынка, что есть модель пузырения? Что в существующих теориях полностью описан и учтён механизм лоббизма, влияющий на законодательную базу, формирующую правила рынка? Что описан механизм ажиотажного спроса, из-за которого предмет для пускания пыли в глаза окружающим становится ценнее хлеба насущного?
Пока не будет модели процессов в обществе, все разговоры об экономике, как о науке, описывающей рынок с приемлемой точностью, останутся просто профанацией. А к модели процессов подступиться пытались только коммунисты, и то с позиции "Существующий человек плох, сейчас мы быстренько построим другого, который будет работать по нашим правилам". Напели мантр, да вместе с ними и кончились.