История России в фотографиях
105,788 362
 

  Удаленный пользователь
16 апр 2017 18:17:49

Баркентина Кропоткин

новая дискуссия Дискуссия  191

Очень часто на открытках советского периода 1980-х годов мы видим прекрасную баркентину, уютно вписавшуюся в архитектуру нашего города на мысе Хрустальном. К сожалению, нам остались только фотографии. Но давайте разберёмся, что же это была за достопримечательность, оставившая свой след в истории...


"Осенью 1944 года Финляндия прекратила войну против СССР, начав войну против гитлеровцев в Лапландии. Наступление мира принесло много обязательств. Московское Перемирие 9 сентября 1944 года обязало Финляндию оплатить Советскому Союзу военных компенсаций на 300 миллионов долларов золотом по курсу 1938 года. 

На сумму 66.2 миллиона долларов должны были быть построены новые суда для советского флота. Среди самых удивительных изделий для Финнов в советском списке были большие деревянные суда. Список включал девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с. 

Семнадцать из судов были учебными, с парусным вооружением баркентины, для советского Военно-морского флота; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами. 

Грузовые шхуны использовались на всех морских театрах СССР, и постепенно были выведены из эксплуатации. Подготовив на своих палубах, мачтах и реях несколько поколений советских моряков, учебные шхуны и баркентины также сходили с морской сцены. Некоторым из них флотское начальство уготовило печальную судьбу - КАБАКОВ в портовых городах."

И так, теперь мы знаем, что баркентина "Кропоткин" была построена как учебное судно, о чём также свидетельствует следующая цитата: 

"В бухте Камышовой часто можно встретить рядом с приземистыми современными транспортными и другими судами корабль, который, кажется, только сошел с просоленных морем страниц рассказов Станюковича. Это трехмачтовая стройная баркентина "Кропоткин", на которой проходят, первоначальную морскую подготовку курсанты мореходных училищ. 

Черное море... Разрезая волны, баркентина легко скользит по воде, слегка вздрагивая. Лаг, установленный на корме, тщательно отсчитывает пройденные мили. 

У руля, внимательно вглядываясь в картушку компаса, стоит курсант. 
Тихо... Дует слабый, в два-три балла, зюйд-ост. Море спокойно, и только чуть-чуть заметная зыбь переливается на солнце. Раздается команда: "Паруса ставить!" 

Курсанты быстро разбегаются по своим местам. Постановкой парусов руководит сам капитан опытный моряк-парусник Виталий Сергеевич Букарин. Он наблюдает, как курсанты занимают свои места в порядке расположения рей. 

- По реям! Отдать сезни! - приказывает Букарин. 
Будущие мореходы быстро поднимаются по вантам на реи. Они ложатся на них и, упираясь ногами в висящие перты, начинают крепить паруса. Работа сложная, требующая сноровки и смелости. Часть ребят крепит снасти наверху, другие на палубе приготавливают шкоты для обтягивания парусов. 
Проходит несколько минут, и паруса, расправленные ветром, начинают двигать баркентину вперед. Не слышно шума мотора, и судно, бегущее по волнам под всеми парусами, представляет собой величественное зрелище. 
В свободные от вахт часы курсанты занимаются самоподготовкой. Решают штурманские задачи, работают с радиолокаторами, радиопеленгаторами, секстантами, картами. 

Так проходит практика, так учатся будущие капитаны рыболовных судов.
(источник: http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/denisenk.. )"

К сожалению, судьба подготовила баркентине жестокие испытания. Вскоре парусный корабль оказался ненужным:

"Первый раз я увидел это судно, когда оно стояло в самом конце Камышовой бухты. На плаву стояло, вместе с какими-то ржавыми заброшенными посудинами. Деревянный облезлый корабль-призрак. Я еще подумал тогда, красота какая пропадает. Можно ведь отремонтировать, сделать прогулочную яхту. Ну, или типа того. 

Однако в конце 70-х парусник пропал и появился на корабельном кладбище в Инкермане. Но опять не все как у людей. Корабельное кладбище - это в сущности свалка металлолома, и корабли там разрезались на куски. Деревянный парусник оказался там не ко двору. Его выволокли на берег и бросили. 

Еще несколько лет он пролежал, разрушаясь. Слезла обшивка, обнажились ребра. И все-таки кому-то пришла в голову мысль спасти его для следующих поколений. Покой "Кропоткина" вновь потревожили и, отремонтировав, установили прямо в центре города. Теперь это стало называться рестораном "Баркентина". (с форума Севастополя)"

Баркентина долгое время, стояла брошенная в районе Инкерман-2 с названием "Кропоткин" на борту. Потом кто-то принял правильное решение: вместо того, чтобы уничтожить это судно, его отремонтировали, и перевели в разряд бара. Установили в самом центре города - на мысе Хрустальный. Ремонтировал его СМЗ Орджоникидзе. Многие рабочие на его ремонте работали. 

С этого момента парусник стал своеобразным памятником парусному флоту. Вновь по его деревянным палубам застучали многочисленные каблуки, но уже не матросов, а посетителей, пришедших отдохнуть или повеселиться в уникальном ресторане.


В 84-м году Севастополь закрыли, и ресторан стал приходить в упадок. Потом начали антиалкагольную кампанию. И это поставило точку в его существовании. В 1985 ресторан был закрыт. Некоторое время существовал в роли безалкогольного бара, но вскоре заведение пришло в запустение и упадок, и было закрыто окончательно. В 1987 году "Баркентина" была уничтожена в результате пожара... 



https://vk.com/retro…897003_928
Отредактировано: Вишта - 01 янв 1970
  • +0.78 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!