Цитата: Ya от 22.04.2017 15:24:32У меня есть предположение, почему среднеазиатские страны переходят на латиницу.
Мне кажется, что это какое-то ситуативное решение, связанное с развитием образования и особенно высшего образования. И поскольку алфавит в этих странах менялся неоднократно, а некоторые страны типа Казахстана или той же Киргизии вообще своей независимой истории почти не имеют, то им что латиница, что кириллица, что арабские вязи - без разницы, главное, что выгодно здесь и сейчас.
Начнем с наших местных ВУЗов в нашем штате. Иностранцы из других стран сюда обычно приезжают получать магистра после того, как уже получили какое-то профильное образование в своей собственной стране. На бакалавра иностранцы приезжают учиться крайне редко, так как это очень дорого и часто не имеет смысла (учить то ведь надо еще и английский, и историю США, и обществоведение США, и даже всякие изящные искусства для тех же инженеров). Но вот из Средней Азии всегда есть энное количество студентов на бакалавриате, особенно их много из Казахстана, учатся в основном на нефтехимии. Из чего можно сделать вывод, что по каким-то причинам в Казахстане с их точки зрения хорошего образования нет, а Россия их почему-то не устраивает со своим дипломом, видимо российский диплом недостаточно глобалистский.
Я обычно читаю авантюру, писать не люблю. Но просто Вы тему затронули очень близкую мне, так как образование получал недавно(бакалавриат), а магистратуру получал российскую(американская это для элиты, у кого бабла много), да и вообще круг общения таковой, что система образование это наше все.
Что касается латиницы, мусолят эту тему тут(ГА) много, но 90%, это всякий, далекий от истины, бред. Уж так получается, что даже в соседнем российском городе(Саратов от моего города 500 км), о Казахстане имеются весьма поверхностные взгляды сплошь набитые стереотипами.
Вы на проблематику смотрите верно, но не с той стороны.
Сначала опишу общее состояние, высшее образование в Казахстане ведется на двух языках (казахский-русский). Где то преобладают русские группы(Северный Казахстан), а где то таковых групп вообще нет(Южный и частично Западный Казахстан). Проблема смены алфавиты, это проблемы литературы, особенно научной. На настоящий момент в науки преобладает русский язык, хотя его постепенно теснит казахский, та же ситуация и с русскими группами в ВУЗах, их количество неуклонно снижается в последние пять лет. Это связано не с какими-то притеснениями или дискриминацией нет, просто уровень жизни населения Казахстана, частично догнал уровень жизни приграничных к Казахстану регионов России, и у людей появилась возможность обучать детей в России + программы российских Вузов по набору иностранных студентов в свои Вузы(приезжают к нам в город и принимают экзамен на поступление у нас на месте, + проводят у нас курсы). Таким образом происходит тотальный отток русскоязычной молодежи в Россию. Казахстанское высшее образование не конкурентноспособное, по сравнению с российским(речь о приграничных ВУЗах). В Казахстане вынуждены учиться те, кто весьма плохо владеет русским языком и в школе учился на казахском. В процентном соотношении таких студентов становится больше, из-за оттока русскоязычных. В чем же собственно проблема?! Проблема заключается в том, что качество выпускников в среднем, так же понижается, и дело не в том, что казахоязычные глупее, дело в наличии научной литературы. За годы независимости так и не была создана вся необходимая литература, университеты испытывают информационный голод, если можно так сказать. русскоязычные группы спасает огромный пласт научной литературы в России, это дает нам больше возможностей при обучении. У ребят, которые знают только казахский язык, к сожалению нет таких возможностей, они не раскрывают свой потенциал.
Теперь вернемся назад к латинице. Люди сомневаются, весьма обоснованно, что вся литература научная будет переведена на латиницу. При переходе к латинице, мы вернемся назад к 1991 году, когда научной литературы на казахском почти не было. Но есть большая разница. В 1991 году и далее, в науке и образовании полностью доминировал русский язык. Пока шло становление казахского языка в науки и образование(по моему мнению, оно еще не завершено), положение спасал русский язык, он позволял готовить грамотных специалистов, был советских задел, в специалистах, и в педагогах. Сейчас, в связи с оттоком русскоязычных и как следствие снижение популярности русского в образовании, положение спасать будет некому. Заделов никаких нет, литературы нет, это будет просто коллапс.
Следствие: катастрофическая деградация образование, усиление роли русского языка в науки и образовании.
Знаете, внутри Казахстана ведутся очень активные дискуссии по поводу перехода к латинице. Националисты и патриоты поддерживают Назарбаева, оппозиция против. Многие сходятся на том,
что это популисткое решение, и возможно оно и не будет реализовано вовсе. Кстати уровень дискуссии внутри Казахстана намного более профессионален, чем в рунете, сказывается нехватка знаний о внутренней кухне.
Так что, в общем Вы не правы. Что касается учебы в США, у нас для этого есть специальные программы обучения. Плюс в городе(350тысяч человек), есть пару школ, которые выпускают учеников свободно владеющими тремя языками. В основном это дети местных элит, все они учатся в эмиратах, Англии и США. Обычные люди отправляют своих детей в Саратов, Самару, Омск, те, кто немного по богаче, в Москву и Питер.
И еще. Английский язык изучаем с первого класса, говорить не говорим, но латинский алфавит знают все. Для казахоязычного прочитать казахский текст на латинице, не составит труда. Написать его без ошибок, сложнее, да. Так что предположение о том, что это как то поможет в учебе в Турции, ошибочно.
Цитата: Ya от 22.04.2017 18:28:54Спасибо за Ваше очень интересное мнение.
Я вообще-то предположение высказала, ака гипотезу. Они иногда бывают правильными, иногда нет.
Турцию я упомянула в первую очередь из-за Узбекистана, где хотят привлекать иностранных преподавателей, а Эрдоган как-раз сейчас очень хорошо подчистил местные университеты, выгнав кучу нелояльных профессоров. Куда то им надо теперь трудоустраивться. Димаю, что Узбекистан не самый плохой вариант.
За Узбекистан не скажу, но Турецкие преподы, это не тот уровень, который интересует нас. Есть Назарбаевский Университет, там много приглашенных преподавателей, поинтересуйтесь откуда их зовут.
Мой родной ВУЗ многопрофильный, факультет где я обучался работал с университетами Астрахани и Саратова. Ежегодный обмен студентов(я в Саратов ездил), преподаватели приезжают, наши активно туда ездят. Пару раз приезжали с Германии. Если брать ВУЗовское сотрудничество, то основной вектор в первую очередь разумеется на Россию, богатые университеты работают с Европой.
Возможно у Вас имеется определенное недопонимание, но казахи туркам в рот не смотрят. Для многих Турция это такая страна, куда можно слетать отдохнуть, никаким авторитетом тут она не пользуется. Когда речь идет об экономике, все говорят об азиатских тиграх, если речь об образовании, то предпочитают Англию и США, и Россию. Но что бы Вы понимали, Россией никого сейчас не удивишь, там у каждого второго ребенок учится. Другое дело Англия и США, повод похвастаться, это основной мотив обучения за рубежом.
Турция популярна только у ультраузкого круга националистов, которых можно встретить только в интернете, и только в качестве фейкаккаунтов.