NEWS.am представляет проект «Глазами армян», в рамках которого корреспондент Ани Афян подготовила цикл интервью, в которых молодые армяне, живущие или имеющие опыт жизни в разных странах мира, рассказывают об особенностях быта, привычках и традициях местного населения.
Диана Яйлоян, 28 лет. С 2012 года живет в Анкаре, аспирант кафедры Международных отношений Анкарского университета и научный исследователь в Центре исследования экономики и политики Турции (Тепав). В свободное время рисует картины.
Как-то раз я села в автобус, чтобы добраться до остановки, откуда по графику ездит вузовский автобус, бесплатно отвозящий студентов в кампус и обратно. Так вот образовалась ужасная пробка, и я уже начала беспокоиться, что не успею на свой транспорт и опоздаю на собственную презентацию. В итоге мы подъехали к моей остановке в тот самый момент, когда отъезжал университетский автобус. Понимая, что не успею на него, я сказала водителю, что нет уже смысла сходить сейчас, так как я уже пропустила свой автобус. Неожиданно водитель превратился из среднестатистического турка Мехмета в Джеймса Бонда, и со словами «мы его догоним» последовал за автобусом. Поймав удобный момент, когда тот остановился на очередной остановке, мой водитель быстро открыл двери автобуса, я буквально вылетела из него, села на свой и благополучно доехала до кампуса. Жаль только, что не успела поблагодарить доброго водителя Бонда
У меня есть близкий друг, я знаю его около 7 лет. Когда мы только познакомились, он был националистом из семьи типичных турецких бюрократов. Он ничего толком не знал об армянах и Геноциде. Вся информация, которая у него имелась, была почерпнута из школьных учебников. После знакомства со мной он начал копаться в книгах о Геноциде, после чего начал серьезно заниматься этой темой. Сейчас он является одним из самых активных правозащитников, организовывающих различные мероприятия в поддержку армян. Так что живое общение с турками очень важно.
Помню, в каком я была шоке, обнаружив, что половина турок не может даже отличить армян от евреев. В Турции, как и в большинстве стран, хорошо сформирован «образ врага». В их случае, враг – это армяне и евреи. Однажды в книжном магазине на мою просьбу принести книгу об истории Армении продавец дал мне книгу об истории Израиля. В ответ на мое негодование он извинился и сказал, что перепутал армян с евреями. И подобные случаи здесь не редкость.
Дискриминированное отношение к армянам и евреям уходит корнями в прошлое, где подданные Османской империи были разделены по религиозному признаку на «миллет-и хакиме» («доминантная нация»), то есть мусульмане, и «миллет-и махкуме» («подчиненная нация»), включающая в себя евреев, армян и греков. И хотя немусульманские общины сохраняли свою автономию, которая регулировалась лидерами собственной религиозной общины, они не были равны в своих правах с мусульманами. Понятие «меньшинство» в Турции до сих пор ассоциируется с понятием «граждане второго сорта». Этот менталитет сохранился в мышлении современных турок, что объясняет существующее в стране неравенство в статусах членов меньшинств и этнических турок.
Самое большое испытание для меня здесь – это провокационные, иногда просто доходящие до маразма аргументы в пользу того, что не только Геноцида не было, но это армяне зарезали много турок во время Первой мировой войны.
Новый Год здесь празднуют, как правило, светские турки, тяготеющие к западным ценностям. В последние годы все чаще консервативные мусульмане организовывают протесты, во время которых выступают под популярным лозунгом «мусульманин не празднует Новый Год».
В такой националистической стране как Турция будет верхом безумия крикнуть что-то в адрес Кемаля Ататюрка.
Одним из самых распространенных суеверий является вера в «дурной глаз» (по-турецки «назар»). Когда вы делаете кому-то комплимент, особенно, детям, то лучше всего добавить после «машаллах», что, согласно их верованию, отгоняет порчу, которую можно наслать, даже если у вас абсолютно добрые мысли.
Одним из самых распространенных амулетов является «назар бонджук» («nazar boncuk»). Он представляет собой небольшой круглый диск, на который нанесен определенный орнамент в синих, желтых и белых тонах и который очень похож на глаз. Такой талисман можно встретить везде: в магазинах, гостиницах, домах и даже автомобилях. Несколько раз продавцы в магазинах прикрепляли к моей одежде маленькую бусинку с «назар бонджуком», чтобы уберечь меня от сглаза. Мелочь, а приятно.
В общественном транспорте можно увидеть и другие обереги, например, сделанные на специальной бумаге и обрамленные в рамку надписи «машаллах» или «Аллах корусун», что значит «пусть Аллах защитит от всех зол».
Если существует райская жизнь для кошек, то, без сомнений, этот рай находится в Турции. Я никогда еще не видела такого бережного отношения к животным, особенно к кошкам, какое в Турции. Недавно даже знаменитому коту Томбилю (в переводе с турецкого «Толстячек», «Пышечка») был поставлен памятник в Стамбуле.
и настроения эти все более усиливаются. К сожалению, очень частыми являются случаи изнасилований и убийств женщин, часто по абсурдным причинам.
Мне нравится, что в Турции снимают обувь при входе в дом. Как правило, дома везде разостланы ковры, так что проблем хождения по холодному полу не возникает.
Арарат для них является такой же горой, как и Арагац или Ара для нас. Гора как гора. Но те турки, которые знакомы с армянами, прекрасно осведомлены о той романтической ностальгии и привязанности, которую армяне питают к Арарату.
Так как мое общежитие находится в центре города, где расположены стратегически важные объекты страны, я слышала все удары военных самолетов, пролетающих над нами до 6 утра. Везде была паника, девушки звонили домой и прощались с близкими. Одним словом, жуткое зрелище. Все мы собрались в столовой, откуда следили за последними новостями в стране.
Навсегда запомнится момент, когда ведущая канала ТРТ прочитала заявление военных, согласно которому в стране объявлялся новый порядок. История Турции менялась на наших глазах. Только к полудню я смогла заснуть, когда звуки ударов военных самолетов и бомб прекратились, к тому же интернет был заглушен, так что невозможно было узнать что-либо. Когда я проснулась, узнала что правительство восстановило порядок, военные отброшены назад, все вернулось на свое место.
Познакомилась там с исламизированными армянами, которые узнали о своих армянских корнях в возрасте 25-30 лет. Некоторые из них хотя бы раз приезжали в Армению по специальной программе. Были и те, которые полностью вернулись к армянским корням – приняли христианство и поменяли турецкое имя на армянское. Для некоторых подобный шаг все еще является сложным, и этих людей можно понять. Как бы каждый из нас почувствовали себя, если бы в возрасте 25-30 лет узнал, что он - турок, что в его жилах течет кровь нации, с которой меньше всего на свете хочется ассоциироваться?.. Очень сложный психологический момент.
Интересно, что Иракские курды тоже его слушали. «Радио Ереван» имеет более 1500 записей курдских песен и в свое время было единственным источником родной музыки для тысяч курдов. «Это Ереванское радио, и вы слушаете Карапета Хачо» - слушатели посылали тысячи писем со словами благодарности и просьбой поставить любимую песню. Два года назад мои курдские друзья приехали со мной в Ереван, и первое место, куда мы пошли, было именно «Радио Ереван».
Я учусь в докторантуре в самом очаге турецкой политики, которым является Факультет Политических наук, основанный сперва в Стамбуле как колледж. Факультет известен левыми взглядами, поэтому частые протесты и полиция на кампусе - обычное дело.
Именно здесь я познакомилась с самыми яркими турецкими академиками, одним из которых является знаменитый Баскын Оран. Он один из первых начал говорить об ошибках турецких властей в отношении армян, и он же является автором кампании «Армяне, простите нас». Его предмет называется «Армяне и курды во времена Османской империи и Турецкой Республики».
Другим потрясающим предметом был «Новые конструкции Турецкой Республики: армяне, курды, турки», на котором мы читали книги Танера Акчама о Геноциде армян и Гранте Динке. Тот уровень ответственности, который они испытывали, рассказывая новому поколению настоящую историю Турции, просто поражает. Это надо видеть.
Самым большим испытанием за 4 года была защита магистерской работы на тему «Сравнительное изучение восприятия Геноцида армян среди армян Турции и Армении», которую я посвятила памяти моих прадедушки и прабабушки и столетию Геноцида армян. Мои предки бежали во время геноцида из Вана в Басру (город на юго-востоке Ирака), а оттуда уже переселились в Эчмиадзин. В конце концов они поселились в Ереване. Для меня было очень важно написать работу про Геноцид именно в столице Турции, где после защиты она была зачислена в общую базу академических работ, доступную всем библиотекам страны.
Председатель комиссии отметила, что туркам очень важно узнать переживания и чувства армян, поэтому она порекомендовала опубликовать мою работу в качестве книги. Думаю, однажды я этим займусь.