• ...
Новая   257

По возвращаемым ступеням

13 мая 2017 в 12:21   Труффальдино
А у меня такой вопрос вдруг возник - а что самое ценное в первых ступенях? Двигатели, не? Никто не заморачивался над тем, чтобы на землю возвращать только двигатели (на парашютах, например), отстреливая пустые баки с топливом. 

  • +0.01 / 1
    • 1
  • АУ



ОТВЕТЫ (6)
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
13 мая 2017 в 13:22
  • ...

 
если считать на момент сборки, то самым ценным компонентом является двигательная установка.
 
но на сборку и отладку тоже затрачивается масса ресурсов.
 
т.е. самое ценное все же ступень в сборе.
 
если брать за пример обслуживание шаттла, то двигатели все равно снимали, разбирали, дефектовали, собирали с заменой изношенных компонентов, испытывали и устанавливали на челнок.
 
если будут использованы те же самые двигатели, то все операции нужно проводить как на шаттле и можно спасать только сами двигатели, если это будет существенно дешевле, чем спасать всю ступень.
 
насколько я понимаю, у ребят маска несколько иной подход - они хотят добиться обслуживания по состоянию без разборки ступени (безотносительно насколько это реально на нынешнем уровне техники и технологии).
 
для такого варианта имеет смысл спасать всю ступень и это дает большую гибкость и экономию ресурсов.

  • +0.06 / 5
    • 5
  • АУ
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 мая 2017 в 14:42
  • ...

Заморачивались и продолжают заморачиваться.
Но там тоже не всё так просто. "Перерубить"  штатно магистрали подачи компонентов - это та ещё задачка, не говоря уже о прочих "интерфейсах ДУ -ступень".

  • +0.05 / 5
    • 5
  • АУ
 
  перегрев ( Слушатель )
13 мая 2017 в 15:46
  • ...

Все украдено до нас. Знакомьтесь МБР Атлас SM-65

ЦитатаВ январе 1949 года эта фирма, под управлением своего главного инженера Карла Боссарта, предложила полутораступенчатую (условно-пакетную) компоновку ракеты — характерную особенность будущего «Атласа», когда и стартовый и маршевый двигатели включались при нахождении ракеты на земле, а через две минуты полёта, выключались и отбрасывались только стартовые двигатели со своим аэродинамическим обтекателем (а не целая ступень), маршевый же двигатель продолжать работать на протяжении всей активной фазы. Питание стартовых двигателей топливом осуществлялось при этой компоновке от баков основной ступени.

До парашютов сумрачный тевтонский американский гений тогда не додумался, но отделение маршевых двигателей было успешно реализовано. Вообще конечно очень жаль, что у нас совсем не знают великих американских ракетчиков 50-60х годов прошлого века. На том же Атласе реализована емкостная теплозащита боеголовки. 400 кг меди! Да, сейчас это выглядит смешно, но тогда надо было сделать быстро и ведь сделали же!

  • +0.11 / 9
    • 9
 
 
  DMAN ( Слушатель )
13 мая 2017 в 16:03
  • ...

Все таки двигатели Атласа сбрасывались, как отработавший баласт,
а не для того что бы их спасать для повторного использования.
Паллиатив. Затем, например на Титане начали сбрасывать вместе
с баками, как и другие нормальные люди. Улыбающийся

  • +0.00 / 0
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
13 мая 2017 в 16:23
  • ...

Все правильно, но вопрос был про возможность спасения двигателей. 20% (условно) из этой задачи было реализовано более полувека назадУлыбающийся

  • +0.01 / 1
    • 1
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 мая 2017 в 16:50
  • ...

ИМХО, там решались другие задачи и с другой целью.
Цель была - повысить/обеспечить энергетику ракеты.
Для этого была поставлена задача облегчить ракету в полете, освободив её  как можно раньше от мёртвого груза. В данном случае от части движков, которые были уже избыточны.
И тут я вижу просто блестящий компромисс.
В идеале, надо бы и баки сбрасывать, но тогда  это была бы пакетная схема, с усложнением конструкции ракетты и с усложнением её сборки и эксплуатации. Поэтому оставили единый топливный отсек (да там были потери, что он был несколько перетяжелен, так как нес в себе объемы под топливо для уже сброшенных движков), но зато ушли от пакета, от сложной динамики полета ...
И сбросили только движки.
Даже теперь, спустя десятки лет, такое решение не кажется глупым, а тогда это, может быть, было единственно правильным. хотя и не очевидным.

  • +0.08 / 5
    • 5
  • АУ