Степень и/или компетенции
новая дискуссия
Статья
268
Степень и/или компетенции
Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 15.05.2017
Безрезультатные выборы в РАН придали новый импульс дискуссии более широкого плана, а именно, насколько сложившаяся в России система научных исследований отвечает реалиям сегодняшнего дня.
Не претендуя на общность и избегая выводов глобального масштаба, хотелось бы затронуть один частный, но от этого не менее важный вопрос - нужны ли учёные степени атомной отрасли? Благо, что в последние месяцы раз за разом их значение подвергается сомнению и противопоставляется компетенции.
В толковом словаре Ожегова компетенция определяется как "круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён" или как "круг чьих-то полномочий, прав". В распространённой современной формулировке компентенцией называют применение полученных знаний, умений и навыков в деятельности человека, включая профессиональную.
Но если так, то противопоставлять степень и компетенцию не имеет никакого смысла. Что есть степень кандидата или доктора наук? По своей сути, её присвоение - признание того, что специалист достиг определённого уровня своей компетенции. Причём признание наивысшее, сделанное экспертным (компетентным) сообществом.
Можно выразиться короче. Обладатель учёной степени - это компетентный человек, чью компетентность подтвердили другие компетентные люди.
С другой стороны, что конкретно вкладывают в сегодняшних дискуссиях в понятие компетентции? К сожалению, нередко под ним подразумевают компетенции, корни которых скрыты в болонском процессе. Компетенции по-европейски, или болонские компетенции, появились на свет во многом в пику американцам.
В США также говорят о компетенциях, но они имеют приземлённое или даже ремесленное содержание. В отличие от них, компетенции по-болонски включают в себя такие составляюшие, как, например, коммуникационные и системные. Это умение обращаться с компьютером, знание иностранных языков и так далее.
Но компетенции подобного рода ни в коем случае не могут заменить учёные степени, присуждаемые за решение научных проблем!
Что даёт для отрасли докторская степень (технических или физ-мат наук)? Решение крупной проблемы и учеников - по сути дела, научную школу. Что даёт для отрасли компетенция по-болонски? Штатную единицу, усреднённого работника, способного исполнять свои обязанности - точно так же, как он исполнял бы их в любой другой сфере деятельности, но не более того.
Творческая инженерная атомная мысль сегодня видна в России, США, Китае, Индии, даже в некоторых странах-новичках - но только не в Европе! Следствие ли это распространения в Евросоюзе компетенций по-болонски? Вполне возможно.
Вернёмся в нашу страну. Есть аргумент, который приходится слышать довольно часто, и который, на первый взгляд, опровергает важность для отрасли учёных степеней.
Владимир Александрович Малых, создатель топлива для Первой в мире, не был не только кандидатом - он по жизненным обстоятельствам вынужден был прервать учёбу в МГУ и работал без диплома о законченном высшем образовании. Учёная степень доктора наук была присуждена ему, когда Владимир Александрович стал известным специалистом, орденоносцем и лауреатом Ленинской премии.
Безусловно, подобные случаи бывают. Но, во-первых, В.А.Малых всё-таки стал доктором наук, хотя и с запозданием. А во-вторых, как известно, исключение из правила всего лишь подтверждает само существование правила - в данном случае, правило о необходимости сохранения важности института научных степеней для атомной отрасли.
Статья отражает точку зрения автора, но при её написании использованы материалы проходивших в 2017 году круглых столов и иных мероприятий, в ходе которых обсуждался вопрос о значимости учёных степеней и их соотношении с компетенциями.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970