mich ( Слушатель ) | |
17 май 2017 17:55:30 |
Цитата: mn01 от 16.05.2017 21:51:32
Сообщение об аварии на испытательном стенде нового американского ракетного двигателя BE-4 вряд ли стоит воспринимать как поражение американской инженерной науки. В США давно пытаются создать аналог уникального российского ракетного двигателя РД-180. Известие об аварии можно трактовать как признак того, до какой стадии дошли американские разработчики.
Стендовые испытания американского двигателя BE-4, потенциального конкурента российского РД-180, провалились, сообщила компания Blue Origin. «Вчера мы потеряли набор тестового оборудования для топливной системы на одном из наших испытательных стендов BE-4», – написала компания в Twitter. Она уверяет, что это не стало чем-то необычным, и пообещала в ближайшее время возобновить испытания. Однако о причинах аварии и ее масштабе ничего не сообщается, отмечает издание Space News.
Двигатели BE-4, работающие на сжиженном природном газе и жидком кислороде, должны в перспективе сменить устанавливаемые на американских ракетах-носителях «Атлас» российские РД-180 (работают на керосине). Конгресс США в 2014 году постановил отказаться от российских двигателей и ускорить разработку американских аналогов. Однако вскоре Соединенные Штаты одумались: в середине прошлого года в Конгрессе было решено, что деваться некуда и надо закупить еще 18 РД-180 до 2022 года. Ведь собственного двигателя на замену американцы так и не сделали, как ни старались.
Успешно работающие ракетные двигатели – это сегодня главное конкурентное преимущество России. В них еще в советское время заложены такие технические решения, которые пока еще никто не превзошел. Поэтому РД-180 еще долго будут оставаться лучшими в мире, считает всемирно известный разработчик космических двигателей, возглавлявший российское научно-производственное объединение «Энергомаш», академик РАН Борис Каторгин. Именно он создал двигатель РД-180.
Как рассказывал в 2012 году в интервью журналу «Эксперт» академик Каторгин, США мечтали создать свой аналог РД-180 еще с самого начала работы с Россией в 90-х годах. Они признали, что Россия по космическим двигателям ушла очень далеко. Для сравнения: другой двигатель, РД-170, за один запуск мог вывезти на две тонны больше полезного груза, чем самый мощный американский F-1. Это означало экономию целых 20 млн долларов.
Неудивительно, что именно двигатель РД-180 с тягой 400 тонн для сверхтяжелых ракет выиграл в свое время конкурс для поставки на американские ракеты-носители «Атлас». «Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить, – рассказывал Каторгин. – Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели».
Вскоре США признали, что российский двигатель очень сложный, поэтому его разработка, испытания и производство обойдутся слишком дорого. Создание двигателя – действительно самая технически сложная задача в любой машине, а создание жидкостного космического двигателя – сложнейшая и крайне дорогостоящая затея, чем не раз объясняли сами американцы свою беспомощность.
Однако почти за 17 лет американцы наконец значительно продвинулись в реализации своей мечты. Первый двигатель BE-4, который должен стать аналогом РД-180, был полностью собран в марте 2017 года. Основные испытания обещают завершить до конца 2017 года. При этом в United Alliance Launch (ULA) говорили, что если экономические риски создания двигателя были полностью сняты, то технические пока остаются. Именно ULA хочет использовать эти двигатели в своей строящейся ракете Vulcan, которая должна заменить ракету-носитель «Атлас-5», где сейчас используются РД-180.
Изначально в 2011 году Blue Origin планировала использовать этот двигатель для собственных ракет. Однако в 2014 году, когда вопрос об отказе от российских ракетных двигателей был поставлен ребром, BE-4 выбрали как замену российскому двигателю. Blue Origin подписала контракт с ULA о совместной разработке двигателя для «Вулкана», преемника «Атлас-5».
И вот теперь стало известно, что разработчик приступил к стендовым испытаниям, которые, как оказалось, проходят не слишком успешно. Однако нельзя не признать, что так близко к созданию российского аналога американцы еще не подходили.
«Но поскольку компания-разработчик не раскрывает все детали испытаний, то невозможно оценить, прошли они половину пути или еще нет», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. В любом случае, на этом мучения Blue Origin еще не закончились.
Начало стендовых испытаний двигателя – самый важный, но в то же время непредсказуемый этап реализации столь сложного технологического проекта. По сути, наступает момент истины. Именно эти испытания покажут, получилось ли у американцев разработать реальный аналог РД-180, соответствует ли их двигатель всем характеристикам российского конкурента или нет. «Стендовые испытания должны подтвердить расчетные показатели. На этом этапе разработчики видят свои ошибки, пытаются найти их причину. Бывает и так, что найти ошибки долгое время не получается. Тогда этот этап может затянуться», – говорит Андриевский.
В Blue Origin уверяют, что авария незначительна и они скоро вернутся к тестированию. Однако масштаб аварии, на самом деле, до конца не ясен, и «тот факт, что Blue Origin, относительно скрытная компания, вообще поделилась этой информацией, показателен», отмечает издание Ars Technica.
О чем может говорить сообщение о неудаче, учитывая, что разработчик мог легко скрыть ее от общественности, а тут неожиданно сам обо всем рассказал? «Официально говорят, что потеря тестового оборудования не стала для разработчиков «чем-то необычным», это может говорить как о блефе, так и о том, что компания уверенно движется по намеченному плану», – не исключает Андриевский.
Возможно, проблема куда серьезней, чем официально признает Blue Origin. И тогда эта неудача означает, что компании потребуется доработка двигателя, а значит, куда больше времени до начала серийной сборки. Изначальный план и так уже сдвинулся: по плану стендовые испытания должны были начаться в 2016-м, а не в 2017 году, а первый полет ракеты с BE-4 – в 2019 году.
Возможно, проблема действительно незначительная, а частная компания пытается просто выбить больше финансирования от Вашингтона, пока на фоне противостояния с Россией тема импортозамещения двигателя РД-180 разогрета до предела. Ведь изначально проект реализовывался на частные средства, и только с 2014 года начались вливания от государства. Сообщалось, что правительство выделило 40,8 млн долларов только на разработку опытных образцов ракетных двигателей BE-4 для ракет «Вулкан». Плюс столько же должна была потратить ULA. При этом общий объем потенциальных госинвестицИсточникий назывался в 202 млн долларов плюс 134 млн долларов от United Launch Services. При этом сколько потратила Blue Origin с 2011 по 2014 год, когда самостоятельно занималась проектом, неизвестно.
В то же время эксперты не сомневаются, что американцы в итоге доведут эту тему до конца и создадут в конце концов свой аналог двигателя. «То, что они стремятся создать свои аналоги данных установок, совершенно нормально и рано или поздно они перестанут от нас зависеть», – говорил в апреле в интервью РИА «Новости» Борис Каторгин. Другой вопрос – когда это произойдет.
«Дело ведь не только в том, чтобы создать аналог, но и в том, чтобы сделать его безотказным. Надежность РД-180 доказана годами его использования. Американцы создают свой вариант уже давно, но теперь, чтобы сделать его работу стабильной, возможно, потребуются годы испытаний и миллионы долларов», – рассуждает Андриевский. А потом новому двигателю придется еще долго завоевывать доверие. «Слишком велики риски использования нового двигателя: от него зависит не только успешность дорогостоящей космической миссии, но и имидж всей страны», – заключает эксперт.
Источник
Запустили - сожгли стенд, так держать! Знаменитый F-35 янки уже бог знает, сколько лет впаривают своим вассалам при том, что до конца самолёт не допилен. Что ж, ещё одна кормушка детектед. Действительно, интересно, когда их двигатель полетит, если полетит.
НАлЕ ( Слушатель ) | |
17 май 2017 18:32:16 |
Цитата: mich от 17.05.2017 17:55:30
Горец ( Слушатель ) | |
18 май 2017 11:36:47 |
Цитата: НАлЕ от 17.05.2017 18:32:16
НАлЕ ( Слушатель ) | |
18 май 2017 17:59:52 |
Горец ( Слушатель ) | |
18 май 2017 19:14:26 |
Цитата: НАлЕ от 18.05.2017 17:59:52
Михаил Бack ( Слушатель ) | |
19 май 2017 09:39:33 |
Цитата: Горец от 18.05.2017 19:14:26
adolfus ( Слушатель ) | |
18 май 2017 22:19:55 |
Цитата: НАлЕ от 18.05.2017 17:59:52
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
21 май 2017 04:27:54 |
Цитата: Горец от 18.05.2017 11:36:47
Горец ( Слушатель ) | |
21 май 2017 12:24:53 |
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
21 май 2017 18:09:34 |
Цитата: Горец от 21.05.2017 12:24:53
НАлЕ ( Слушатель ) | |
22 май 2017 17:45:24 |
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
22 май 2017 18:23:35 |
Цитата: НАлЕ от 22.05.2017 17:45:24
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
22 май 2017 18:41:59 |
Цитата: НАлЕ от 22.05.2017 18:31:51
НАлЕ ( Слушатель ) | |
22 май 2017 18:46:03 |
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
22 май 2017 18:57:23 |
Цитата: НАлЕ от 22.05.2017 18:46:03
НАлЕ ( Слушатель ) | |
22 май 2017 19:09:05 |
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
22 май 2017 19:17:29 |
Цитата: НАлЕ от 22.05.2017 19:09:05
НАлЕ ( Слушатель ) | |
22 май 2017 19:23:59 |
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
22 май 2017 19:32:20 |
Цитата: НАлЕ от 22.05.2017 19:23:59
НАлЕ ( Слушатель ) | |
22 май 2017 19:41:47 |
Yuri__1964 ( Слушатель ) | |
22 май 2017 19:49:05 |
Цитата: НАлЕ от 22.05.2017 19:41:47
сапёрный танк ( Слушатель ) | |
22 май 2017 23:13:03 |
НАлЕ ( Слушатель ) | |
22 май 2017 23:46:47 |
Фёдор144 ( Слушатель ) | |
18 май 2017 10:46:27 |
Цитата: mich от 17.05.2017 17:55:30