Дональд Трамп и Майк Пенс за один день, независимо друг от друга, произнесли не самые политкорректные официальные речи.
Трамп выступил со знаковой речью в Эр-Риаде, которая вызвала довольно смешанные чувства у представителей комментариата. С одной стороны, многие похвалили речь Трампа, назвав её “очень взвешенной и президентской”. Однако некоторые колумнисты
посчитали относительно мягкий тон Трампа серьезным отступлением от его предвыборной риторики. Мол, выступление Трампа не сильно отличалось от известной речи Обамы в Каире в 2009 г., прозванной тогда “Новым началом”. Новым началом взаимоотношений Америки со странами Ближнего Востока, очевидно. Впрочем, различий между двумя речами действительно очень много, даже если они и не находятся на поверхности.
В отличие от Обамы, который уделил много внимания защите прав мусульман в Америке, основным посылом Трампа стал призыв к борьбе с терроризмом и радикализацией мусульманских общин, в том числе и в США. Трамп не пытался цитировать Коран и не упоминал о прошлых ошибках Америки в регионе, что очень любил делать Обама во многих турне по Ближнему Востоку.
Большой кусок выступления Трампа был посвящен резкой критике Ирана, его политики по распространению терроризма, а также попыткам создать ядерное оружие. Вообще, термин “терроризм” упоминался 31 раз в речи Трампа: для сравнения, в выступлении Обамы от 2009 г. он совсем не присутствовал.
9 раз Трамп упомянул и “экстремизм”. Но, пожалуй,
самым значимым использованным термином стал “исламский терроризм”. В последние годы говорить о терроризме с привязкой к исламу считается крайне не толерантным. Республиканские политики любят использовать фразу “радикальный исламский терроризм”, но обязательно с добавлением прилагательного “радикальный”, чтобы не оскорблять чувства всех мусульман. Демократы стараются вообще не упоминать ислам, за что того же Обамы часто критиковали консерваторы. Мол, как Обама может победить радикальный исламский терроризм, если он даже боится произнести вслух его название?
Но говорить об исламском терроризме без добавочного “радикальный” — это слишком радикально даже для многих консерваторов, но, вероятно, не для Трампа.Тем временем вице-президент
Майк Пенс, выступая перед выпускниками университета Нотр-Дам в Индиане, напрямую прошелся по политкорректности:
“Ваш университет остается оплотом свободы слова
в то время, как свобода слова и уважение к другому мнению исчезают на кампусах по всей Америке… Слишком много университетов нынче славятся своими ограничениями свободы слова, “безопасными зонами”, где
нельзя выражать иные мнения, навязываемой сверху политкорректностью — всё вместе это может характеризоваться как подавление свободы слова… Я уверен в том, что растущая нетолерантность к чужим мнениям и ограничения на свободу слова на кампусах угрожают свободам всех американцев…”
В ответ на речь Пенса несколько десятков особо чувствительных либеральных студентов демонстративно покинули мероприятие.