Российская армия не способна тягаться с современными западными из-за общей технологической и экономической отсталости, разрыва в поколениях вооружений, а также разницы в концепциях войн, к которым готовятся стороны. К такому выводу пришли американские военные эксперты на передаче "Радио Свобода".
Обсуждая с журналистом Юрием Жигалкиным различные аспекты наступательных и оборонительных систем, специалисты обратили внимание на целый спектр недостатков Вооруженных сил РФ, главная из которых — плохая защита сухопутных сил и наземных противовоздушных и противокорабельных систем, на которые делает ставку Кремль, против высокотехнологичных вооружений морского и воздушного базирования.
Наиболее примечательной частью дискуссии стал разговор по поводу комплексов С-400, которые Минобороны РФ, ни разу не испытав на поле боя (как и С-300), преподносит в качестве главного гаранта безопасности против подавляющего воздушного превосходства со стороны США. Обсуждая возможности С-400, позиционируемых Москвой в качестве самых современных и не имеющих аналогов в мире, бывший сотрудник Пентагона Михаил Кофман, ныне работающий в корпорации CNA, охарактеризовал их как неэффективный инструмент против самолетов ВВС США пятого поколения. Объясняя свою позицию, он намекнул, что с таким же успехом можно бы развивать конницу в составе армии и затем с полным правом заявлять о том, что аналогов в мире вооружений ей нет равных.
"Это правда, что это самая современная система из систем ПВО, сухопутных, — рассказывал он. — Но … это не означает, что она эффективная против Запада".
По его словам, данные системы имеют два фундаментальных недостатка в в гипотетической войне с Западом: бесполезность против американских самолетов-невидимок, а также, предположительно, сравнительно малое число боевых установок, которые можно было бы реально задействовать.
"Это классная система, если воевать со странами, у которых самолеты четвертого поколения. Единственная проблема, что, может быть, придется воевать с такими странами, как Соединенные Штаты, у которых бомбардировщики пятого поколения", — пояснил Кофман, добавив, что факт превосходства системы С-400 над аналогами "не означает, что она эффективная и может защитить Россию".
В связи с этим он напомнил о значительном ускорении циклов модернизации вооружений по сравнению с прошлыми веками, когда даже в случае пропуска "100 лет развития вооруженных сил" можно было "иметь хороший шанс выигрыша" в бою.
"Сейчас, когда страна пропускает 10–15 лет из-за низкого развития, то она, может быть, отстает в некоторых ключевых отраслях, которые кардинально меняют соотношение сил... Все изменилось где-то в конце XIX века. Несмотря на то что у вас самая лучшая кавалерия в мире, если она не может преодолеть брони и пулемета", — сказал он, позже указав, что отставание РФ в военной сфере от Запада составляет не менее 15 лет.
На вопрос журналиста "Радио Свобода" о том, считает ли он, "что современные российские системы ПВО будут так же эффективны против самолетов пятого поколения, как конница против броневиков или танков", эксперт ответил утвердительно:
"Все-таки да", — звучал его ответ.
"Если радары не видят самолет, который создан для того, чтобы быть невидимым, тогда какая ее боеспособность в конце концов?", — задался вопросом аналитик, напомнив, что российским ПВО пришлось бы тягаться с "дорогой и в некоторой степени почти уникальной технологии, которая в наличии в больших количествах у Соединенных Штатов".
Не обошли стороной участники дискуссии и показательное отсутствие реакции С-400 на запуск крылатых ракет "Томагавк" с ВМФ США по базе правительства режима Башара Асада. По мнению Кофмана, два фактора — расположение комплексов ПВО и масштабность удара — в любом случае не оставляли шансов для России.
Согласно объяснениям Кофмана, системы С-300 и С-400 в Сирии не покрывают значительные части территории страны (вопреки ранее звучавшим заявлениям РФ) и предназначены для защиты лишь российского контингента, но не сирийского, однако, даже если бы Россия попыталась использовать их против американских крылатых ракет, ее усилия не увенчались бы успехом.
"Крылатые ракеты запускают специальным путем, их не посылают напрямую, они маневрируют, поворачивают налево, направо и так далее. Мы бы никогда не послали эти ракеты таким путем так, чтобы российская ПВО имела возможность их достать. Залп ракет был очень массированный. Я уверен, что даже если бы там стояла российская система обороны, она бы все равно не смогла справиться с залпом в 60 ракет", — комментировал специалист.
В числе других проблем российской армии, которые были выявлены в том числе в ходе интервенции РФ в Сирию, Кофман назвал фактическое отсутствие у РФ высокоточного оружия.
"Уровень технологий высокоточных вооружений у России наиболее примитивный", — констатировал он, обратив внимание на слабую точность примененных в Сирии авиабомб, а также на технологическую отсталость систем наведения.
"Высокоточные системы… дороги, у них есть мало экземпляров. Понятно, что они первого поколения", — указал эксперт, согласившись с тем, что этот фактор стал одной из главных причин, по которой сопутствующие жертвы среди мирного населения и разрушения гражданских объектов столь высоки при проведении Россией бомбардировок в Сирии, где она с сентября 2015 года проводит операцию на стороне режима Асада.
Общая дороговизна современного вооружения — еще один барьер, преодолеть который Россия не в состоянии по соображениям уже чисто экономическим, следовало из объяснений Кофмана. По его словам, большую часть более современных проектов, продемонстрированных на параде 9 мая, "осуществить не удастся, пока на них денег нет, и это все понимают в России".
В то же время танк "Армата" является символом другой беды российской армии — зацикленности на сухопутных вооружениях, которые станут легкой целью для американской авиации и флота в случае конфликта.
"Наша способность использовать дальнобойное высокоточное вооружение, которое у нас в комплекте в тысячах, — это для России не просто серьезная проблема, — подчеркнул он, говоря о способности американских сил противостоять российской агрессии. — Наша способность нанести и авиаудары, и удары с военно-морского флота и вообще со временем разнести и растерзать всю эту технику, которую они показали на параде, — это реально", — отметил он, приводя в подтверждение заявление главы Генштаба РФ Валерия Герасимова, который и сам обращал внимание на исключительные возможности ПВО и ПРО США морского базирования, а также на стократное превосходство Америки над РФ в численности крылатых ракет.
Подводя итог, Кофман указал, что "мы сравниваем две абсолютно разные армии", одна из которых — это сильные ВВС и ВМФ, а другая — это артиллерия, танки, БТР и БМП. Отметив, что американская сторона воюет "ВВС и флотом", он указал, что "Россия — это сухопутные войска".
"ВВС России всегда отставали, и то же самое ВМФ. Мы сравниваем армию, которой нужны хорошие танки, с армией, которая особенно танками не воюет", — резюмировал аналитик.
Другой участник программы — сотрудник американского внешнеполитического совета в Вашингтоне Стивен Бланк — согласился, что "западные армии превосходят российскую в том, что касается качества и количества вооружений". Он назвал Кремль "мафиозной властью", поскольку Москва использует характерные приемы устрашения западных стран и заверил, что угроза РФ в том же балтийском регионе может быть сравнительно легко нейтрализована.
"Когда мы слышим, что Москва намеревается размещать «Искандеры» в Калининграде с целью противостояния несуществующей угрозе, я думаю, это воспринимается очень просто: мафиозная власть, как называют Кремль некоторые аналитики, прибегает к мафиозным способам устрашения. Но она забывает, что эти ракеты могут быть уничтожены с помощью воздушных ударов, командные пункты могут быть уничтожены с моря. Любое оружие имеет свои слабые стороны, которыми воспользуется противник", — сказал Бланк.
Невысоко он оценил и достижения России в Сирии, где, по его мнению, Москва стала заложником режимов Асада и Ирана.
"Силы Асада рассыпаются. По последним подсчетам, он имеет не больше 18 тысяч солдат, готовых воевать за него. Российские сухопутные силы не пойдут в Сирию. Российские ВМФ и ВВС не смогут удержать Сирию, если Асад не сможет удержать ее своих руках. Иными словами, Россия, несмотря на ее значительные достижения в Сирии, оказалась у точки, когда она будет сражаться за Асада и Тегеран, а не за Москву и Путина", — заключил эксперт.
Парад российской военной техники он назвал "классическим советским и российским враньем", напомнив, что, как показали события последних лет, российское оружие страдает огромным числом неполадок и в ряде случаев было "официально признано дефективным".
"Все запуски с использованием ракеты-носителя «Протон» были отменены, потому что все ракеты оказались дефектными. Кораблестроение в России находится в ужасном состоянии", — заявил собеседник "Радио Свобода".
Со своей стороны ведущий радиопрограммы сослался на публикацию американского военного журналиста Гарри Уэтцела, который, оценивая военно-воздушную кампанию РФ в Сирии, пришел к выводу о том, что ВКС России по боевым возможностям значительно уступают современной западной авиации: "ничтожный процент российских самолетов оборудован системами электронного наведения, используемыми западными военными самолетами более 20 лет".
Делается вывод, ранее неоднократно озвучиваемый и другими наблюдателями: "они ведут довольно приблизительное бомбометание, нанося значительный побочный урон в тех населенных пунктах, которые стали объектом атак".
Отмечается, что крылатые ракеты, которые демонстративно запустили российские корабли, стоят на вооружении западных армий уже более 20 лет.
Не вызывают у Уэтцела пиетета и разрекламированные системы С-300/С-400: "израильтяне нашли ключ к нейтрализации комплексов С-300, они проводили учения, используя С-300, находящиеся на вооружении Кипра".
ссылкаДостаточно сбить из комплекса один амерский литак и прощай гегемония.