Заза, проживающие в Турции, обратятся в МВД с заявлением об основании своей партии.
Как сообщает турецкое издание «BirGun», последние уже арендовали территорию для своего офиса в Анкаре. Они собираются до конца мая провести заседание совета партии и принять свою программу.
По их данным, в парламенте Турции сегодня есть около 63 депутатов-представителей заза. И сегодня есть желание собрать всех их в составе одной партии и принимать участие в политической жизни государства.
Отметим, что заза – иранский народ, проживающий на территории Турции.
https://news.am/rus/news/391650.htmlЗАГАДОЧНЫЕ ЗАЗАНа стыке I-II тыс. н.э. в зоне Южного Прикаспия возникла особая ситуация. Эта интереснейшая контактная зона – природный и культурный заповедник – не раз порождала знаковые пассионарные волны, порой менявшие политическую и этническую ситуацию целых регионов. Благодатная природа и естественная защищенность создали среду, буквально выплескивающую изобилие креативной, а порой и воинственной силы человека. Особенно ярко это проявилось в истории Дайламской низменности. Избыток здорового мужского населения здесь мог обернуться то немыслимым военным походом, то непредсказуемой мирной миграцией, в результате которой на этнической карте соседнего региона возник новый народ...ПРАВИВШАЯ ЗДЕСЬ БУИДСКАЯ ДИНАСТИЯ ИМЕЛА СЕРЬЕЗНЫЙ СТАТУС ЕЩЕ С ДОИСЛАМСКИХ ВРЕМЕН, принимала и обслуживала сасанидских послов. А после арабских завоеваний, с приходом ислама именно буиды сохраняли иранскую культуру и подчеркнуто декларировали принадлежность к иранской традиции. Менее чем за два столетия арабского владычества дайламты-буиды фактически преобразовали халифат Аббасидов в Иранскую империю: именно за ними был закреплен пост амир ал-умара – де-факто военного диктатора, а глава династии носил древний сасанидский титул шахиншаха – царя царей! Уже в середине X в. буиды правили Багдадом и значительной долей территории современного Ирака - огромной частью Халифата. Пала династия лишь в результате нашествия сельджуков и их союзников чуть более столетия спустя после своего триумфа.
Примерно тогда же Южный Каспий породил еще одно интересное явление – отсюда на запад двинулся миграционный поток, осевший в конечном итоге на территории Центральной Анатолии и, по сути, ставший костяком нынешних заза. Дейламитское происхождение заза зафиксировано и в самоназвании этого народа – "дымли", и в армянском обозначении заза – "дэлмик". Термин "заза" появился значительно позже -так стали называть дейламитов курды, массово заселявшие земли исторической Армении начиная с XVI в. Заза по-курдски – буквально заика, или имеющий речевой дефект.
Осев в Центральноанатолийской области Дерсим (ныне Тунджели), заза стали добрыми соседями автохтонов региона – армян, настолько близкими, что возник особый феномен – некий культурный симбиоз. После переселения формирование нового народа продолжилось во многом под влиянием армянского субстрата. Неудивительно, что пионерами изучения этого загадочного народа стали именно армянские интеллектуалы, в том числе выходцы из этих мест (А. Мкртчян, Андраник, Г. Ереванян, Г. Халаджян и др.), многие работы которых, написанные еще в позапрошлом веке, до сих пор не утратили актуальности и по-прежнему являются ценными первоисточниками.
Заза переняли множество элементов армянского религиозного мировоззрения, культуры, языка. Причем последнее проявилось не только в заимствованиях лексики и влиянии на формообразование, но и в фонетическом составе языка зазаки, который обогатился специфическими однофокусными африкатами, свойственными армянскому и абсолютно нетипичными для иранских диалектов. Именно из-за этого факта для курдов, говорящих на родственном иранском языке, зазаки звучал странно, что и стало причиной уничижительного прозвища, впоследствии укрепившегося и как этноним народа.
ИНТЕРЕСНО, ЧТО ВПЛОТЬ ДО ГЕНОЦИДА АРМЯН В НАЧАЛЕ ХХ в. практически все заза владели армянским. Более того, зачастую именно армянский выступал в этом регионе в качестве языка общения между заза, курдами и армянами. Турецкий знала лишь часть населения, по большей части мужчины, имеющие дело с внешним миром. Сегодня армянский язык не звучит на этой земле, но следы армянства сохраняются повсюду. Еще один пережиток драмы вековой давности – денма (букв. новообращенцы, прозелиты) – потомки армян, спасшихся от резни и ассимилировавшихся в среде заза. В отличие от в целом агрессивной курдской среды, заза, всегда выступавшие соратниками армян, спасли многих из них, пряча у себя, выдавая за своих слуг и родственников. Да и сами заза подверглись геноциду наряду с прочими нетюркскими народами региона. Но они и сегодня с гордостью заверяют, что в каждом клане заза есть свои армяне - потомки денма, помнящие о своих корнях, а сегодня нередко и возвращающиеся к религии предков-христиан.{gallery}zaza2{/gallery}
Несмотря на то что заза обобщенно причисляют к огромному крайнешиитскому алевитскому конгломерату (оставляя в стороне часть заза-суннитов), религия, которую они исповедуют, очень своеобразна. Николай Адонц описывал ее как систему, "отличную и от христианства, и от ислама,... основанную на смеси христианских и манихейских доктрин во внешней оболочке ислама". Сами заза характеризуют себя как последователей истинного пути - "йол ушаки", бога называют humai, homa или haqq (букв. истина) и напрочь отрицают какую-либо связь с исламом. С прочими алевитскими сектами заза мало что роднит. И даже культ Али, зятя пророка ислама Мухаммеда, лежащий в основе алевизма как феномена, никогда не был особенно актуализирован в среде заза. У заза нет централизованного религиозного института, ответственного за догматику и незыблемость ортопраксии. Сохранение традиции вверено представителям определенных кланов. Как и всякое эзотерическое сообщество, заза разделены на наследственные прослойки – духовенства и мирян, матримониальные связи между которыми исключены. Все члены общины связаны ученическо-наставническими узами, называемыми священным братством. Женщины заза имеют в общине высокий статус и принимают участие во всех религиозных ритуалах, в том числе в закрытых религиозных собраниях, что столь нетипично для ислама, но свойственно крайнешиитской среде.
Что действительно выделяет религию заза среди прочих недогматических течений региона, так это синтез доисламского языческого субстрата и элементов армянского христианства. Заза поклоняются природе. Среди растений особо почитают дуб, а также можжевельник, чьи целебные свойства сделали его культ универсалией у многих народов в самых разных частях мира. Особенно подчеркивается способность можжевельника исцелять болезни дыхательных путей: у заза было принято подолгу оставлять больных туберкулезом в можжевельниковых рощицах. "Священные кусты" некогда плотно покрывали горы Зазаистана, особенно возвышающиеся над Дерсимом культовые для заза Дужик-баба (Старец Дужик) и Сылвус (от армянского Сурб Луйс - Священный свет). Правда, сегодня, путешествуя по земле заза, с горечью обозреваешь пустеющие склоны – можжевельниковые рощи целенаправленно вырубаются, так как представляют собой естественное убежище для повстанцев, противостоящих центральным властям Турции.
ЧТО КАСАЕТСЯ АРМЯНСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РЕЛИГИИ ЗАЗА, ИХ ОБИЛИЕ ПОРАЖАЕТ. Одна из знаковых фигур народного пантеона заза - Хыдр Ильяс, крайне популярный на всем ближневосточном пространстве, имеет у заза явные черты армянского Сурб Саргиса. И дело не только в том, что совпадают сферы влияния, их основные функции и характеристики, даже праздник Хыдра у заза календарно приурочен ко дню, когда армяне отмечают день Святого Саргиса, а детали праздника совпадают во множестве знаковых элементов.{gallery}zaza3{/gallery}
Заза всегда с особым трепетом относились к армянским святыням - и по сей день даже развалины храмов, монастырей и местных святилищ остаются для заза сакральными объектами, местами регулярного паломничества и ревностной молитвы наряду с собственными текке - местами молебнов. Особо стоит выделить некогда знаменитый на весь регион Сурб Карпет - Халвори Ванк – монастырь Святого Иоанна Предтечи, основанный в 924 г. и расположенный на живописнейшем плато на южном склоне Дужик-баба, над правым берегом священной для заза реки Мунзур (кстати, выходец из этих мест – армянский писатель Акоп Мндзури). Некогда неподалеку располагалась деревня Торут, которую населяли 90 семей – 25 заза-алевитских и 65 армянских; в числе последних был и княжеский род Миракянов. К началу XX в. Халвори Ванк оставался одним из немногих, если не единственным действующим армянским монастырем в регионе.
Веками к нему стекались не только армяне, но и представители многих народов анатолийского региона, в том числе и мусульманских. Халвори Ванк слыл святыней, исцеляющей любой недуг, особенно душевный. Находящиеся рядом два источника – Ареги также почитались и армянами, и заза как целительные, освященные благодатью Святого Предтечи. Вот уже столетие, как на этой земле не живут христиане, да и от самого монастыря остались лишь развалины, к которым, впрочем, тоже непросто подобраться из-за сложной ситуации и частых боевых действий. Но заза по-прежнему ежегодно совершают паломничество к монастырю, а находящуюся поблизости деревню по-прежнему именуют по имени монастыря - Халвор или Ванк, никогда не употребляя ее официального турецкого названия Каршилар. Во время паломничества заза подходят к монастырю на расстояние пятидесяти шагов, затем опускаются на колени и продолжают приближаться к святыне коленопреклоненными. Лишь поцеловав порог пять раз, они осмеливаются войти вовнутрь.
Традиция заза сохраняет множество историй о чудесах Святого Предтечи. Одна из них очень показательная, в том числе в плане заза-армянских взаимоотношений. Как-то священник, войдя в монастырь, с ужасом обнаружил, что он разграблен. Выбежав, чтобы позвать на помощь, он увидел, как на земле, корчась от боли, с парализованными конечностями лежат несколько мужчин, завернутые в ковры. Несчастных втащили в стены монастыря и тут обнаружили при них мешки с украденными золотыми и серебряными предметами. Позвали сейеда – духовного главу заза, собрался и простой народ. Все стояли молча, потрясенные чудом, явленным Святым Иоанном, преступники каялись, а сейед обратился к священнику с просьбой помолиться Предтече о несчастных и простить их. Легенда гласит, что исцеленные милостью Божьей вчерашние воришки до конца дней приходили в монастырь с приношениями и всегда выказывали особое почтение армянским священникам как людям Божьим.
ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ДЛЯ ЗАЗА АРМЯНЕ ВСЕГДА БЫЛИ НАСТОЛЬКО СВОИМИ, что их приглашали в качестве не просто почетных гостей, но и своеобразных крестных отцов на обряд инициации собственных детей в члены общины. Подобные узы скрепляют в эзотерических сообществах куда сильнее родственных. Так что заза отнюдь не кривили душой, когда выдавали армян за родню, спасая от турецкой резни. Отношение это не изменилось и сегодня. В конце XX в. один из знаковых лидеров международного зазийского движение Абубекир Памукчу заявил: "Пусть наши армянские братья знают, что к западу от них живет пятимиллионный дружественный им народ".
В Зазаистане пассионарность потомков дейламитов очевидна и сегодня: Дерсим всегда был центром восстаний, регионом, где комфортно чувствовали себя партизаны всех мастей, очагом всех лефтистских движений, настоящей головной болью для Анкары. Каких только мер против дерсимцев не предпринимала центральная власть – от политических преследований до открытой военной агрессии, от строительства суннитских мечетей и насаждения суннитского духовенства среди алевитского населения до расселения местных жителей по прочим регионам и запрета на въезд в родные края эмигрантов-заза... Тщетно.
Сегодня заза – одна из наиболее консолидированных сил в регионе, важный этнополитический фактор. Иранский народ в центре современной Турции – народ с ярко выраженным самосознанием, четко сформулированными политическими идеями, разработанной идеологией и состоявшимися партиями. Особенно выгодно отличает зазийское движение немифологизированность сознания и реалистичность требований, столь свойственные многим негосударственным этносам региона.
Заза не рисуют карт Великого Зазаистана (подобно Великому Курдистану на территории от Индии до Египта). Они не считают себя автохтонами, но твердо знают, что тысячелетняя история мирного переселения и формирование завершенной идентичности на анатолийской земле – достаточные основания для того, чтобы считать этот край своим.http://mostga.am/kul…a-448.html