31.05.2017 19:58Москва, 31 мая - "Вести.Экономика".
Спустя 10 дней, после того как Трамп призвал мусульманские страны объединиться против Ирана, вспыхнувшая публичная вражда между Катаром и рядом соседних арабских стран лишь усугубила попытки обернуть региональный баланс сил против Тегерана.Саудовская Аравия и ОАЭ разгневаны примирительной позицией Катара по отношению к Ирану, их главному региональному конкуренту, а также его поддержкой исламистских групп, в частности "Братьев-мусульман" , которых они считают опасным политическим врагом.
Столкновения суннитских государств вспыхнули, после того как Трамп принял участие в саммите мусульманских лидеров в Саудовской Аравии, где обличал "дестабилизирующее вмешательство" шиитского Ирана в арабских странах.
Учитывая, что ссора не показала никаких признаков ослабления, появилась перспектива длительного разрыва отношений между Дохой и ближайшими союзниками, что может иметь последствия на всем Ближнем Востоке.
Катарский эмир шейх Тамим бен Хамад аль-Тани посетил Кувейт в среду для переговоров со своим коллегой шейхом Сабахом аль-Ахмад аль-Сабахом, который, как ожидается, обратится к ситуации с расколом. Кувейт, в прошлом посредник между странами Персидского залива, предложил помочь ослабить напряженность.
Но мало кто ожидает быстрого завершения этих далеко не первых размолвок. Три года назад Саудовская Аравия и ОАЭ отозвали своих послов из Дохи по тем же причинам, хотя они вернулись менее чем за год.
Аналитики указывают на необычную готовность катарских СМИ, с одной стороны, и СМИ Саудовской Аравии и Эмиратов, с другой стороны, в открытую обмениваться градом риторических упреков. Все это явно говорит о том, что заработать очки для каждой из стран сейчас более приоритетная задача, чем установить единство среди членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Саудовцы доминируют в этом клубе государств, представляя себя форпостом стабильности в неспокойном регионе.
В плотно контролируемой медиасреде Залива выпады новостных агентств, как правило, поддерживаются правительствами.
Непосредственная причина разногласий заключалась в том, что катарские государственные СМИ сообщают, что эмир предостерегал против конфронтации с Ираном, а также защищал палестинские группировки "ХАМАС" и "Хезболла", ливанское шиитское движение в союзе с Тегераном.
Катар опроверг эту информацию, заявляя, что на его информационное агентство была проведена хакерская атака, но Саудовская Аравия и ОАЭ разрешили их СМИ продолжать работать, разозлив Доху.
Дрязги возродили старые обвинения в том, что Катар повернулся спиной к братству, которое присутствует в большинстве стран мусульманского мира и чья политическая идеология преследует принцип династического правления. Эр-Рияд и Абу-Даби также подозревают Доху в самоуспокоенности в отношении иранского экспансионизма.
Некоторые аналитики полагают, что Эр-Рияд и Абу-Даби намеревались санкционировать критику Катара, укрепив дружбу с Трампом.
Признавая напряженность, министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш отметил в Twitter в воскресенье, что страны Совета сотрудничества стран Персидского залива "проходят через новый острый кризис, который несет в себе большую опасность".
Чиновники стран Залива и комментаторы за пределами Катара заявили, что не имеет значения, были ли подлинными замечания, потому что они отражают симпатии Катара в любом случае.
Источник