Цитата: В. Вилежаня от 01.06.2017 18:08:47Что явилось причиной прерывания активного пилотирования, которое привело к потере пространственной ориентировки.
С расстегнутого крючка начинается преступление.
Увы, так и в данной конкретной ситуации - мелкие недочеты, которые, случись они по одному, или в других условиях, никоим образом не сказались бы на полете - и о них забыли бы, даже не как о страшном сне, а так, как о том, что дверь в машине пришлось закрыть не с первого раза - а со второго.
Я не спец в авиации, но вот смотрим просто на те роде бы небольшие отступления от правил, которые, накапливаясь, привели к лавинообразному развитию катастрофы. И пусть даже не отступления от правил - а отход от стандарта, от запланированного.
Начиная с того, что полетели в Сочи вместо Моздока. Мелочь. Но это одна из тех соломин, которая, в итоге, и переломила спину верблюду.
Из Чкаловского вылетели в 1.38. Как мне кажется - вряд ли экипаж перед этим спал до 15.00. Наверняка встали утром, как обычно. Т.е. к моменту взлета из Сочи - экипаж уже не спал почти сутки. И 5.20 - самый "разгар" т.н. "собачьей вахты" по биологическому времени - т.е. когда организм человека менее всего готов к какой-либо работе. Даже если он и выспавшийся.
ЦитатаПо мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле — во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Офицер никак не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.
"Кто я? Где я? Куда, ля, рулить?" - это тоже не добавляет положительных эмоций.
Взлетели
ЦитатаОднако уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, как полагают расследователи, возникла особая ситуация: командир Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели. При этом майор, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета сам, да еще и отвлек от работы коллег.
Оторвавшись от земли и задав машине правильный тангаж 15°, майор совершил первое нелогичное, с точки зрения расследователей, действие — отклонил штурвал от себя, замедлив таким образом набор высоты. На 53 сек. полета, когда самолет поднялся всего на 157 м, майор Волков приказал подчиненным убрать закрылки, хотя по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 м. При этом он сам продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге машина, оказавшись на отметке 231 м, перешла на снижение. «Ух, ё-моё!» — выругался штурман, почувствовав, как перегрузки из обычных при взлете положительных вдруг стали отрицательными.
На мой взгляд, командир мог просто вырубиться на пару-тройку секунд от недосыпа. Он обычный человек, а не киборг. И вот в эти секунды - он и стал отклонять штурвал от себя. Очнулся, память сработала - так - надо убирать закрылки, а руки как застыли на штурвале - так и продолжили его держать в отклоненном состоянии.
Ну а дальше уже понеслось.
Плюс, как пишут - недостаточный для таких полетов опыт. Вернее, с формальных точек зрения - опыт есть, количество часов соответствует, но вот Опыта - нет.
Экипаж - укомплектован не полностью.
Экипаж - не слётан. Занятия - не проведены, инструктаж не прошли, план-конспекты не утверждены.
И всё вместе привело к катастрофе.