Крушение Ту-154
602,639 1,586
 

  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2017 18:08:47

Потеря пространственной ориентировки.

новая дискуссия Аналитика  682

Да, потеря пространственной ориентировки была. Но это следствие. 
Сначала разберем, что такое потеря пространственной ориентировки. Основной пилотажный прибор на самолете - это авиагоризонт. Есть два вида индикации авиагоризонтов. Вид с земли на самолет. Силуэт самолета по крену отклоняется относительно приборной доски и линии горизонта. Линия горизонта неподвижна. Вид с самолета на землю. Силуэт самолета неподвижен относительно приборной доски, шкала с искусственной линией горизонта отклоняется. Восприятие показаний пилотом прямо противоположные. При переходе пилота с одного типа авиагоризонта на другой, требует определенных трудностей и, первоначально, осмысления, какой авиагоризонт перед тобой. Когда довольно долго пилот летает с одним типом АГ, он привыкает к нему и определение пространственного положения самолета ни каких сложностей не вызывает. Но, при каких-то стрессовых ситуациях, возможен непроизвольный возврат к восприятию показаний АГ, психологическая память которого оказалась сильнее. Это или первоначальный опыт пилотирования по такому АГ, или пилотирование по такому АГ было более длительным. Для советских транспортных самолетов,. про все не знаю, но в большинстве случаев был тип АГ "вид с земли на самолет". На Ту-154 авиагоризонт "вид с самолета на землю". Если пилот до Ту-154 летал на других самолетах, то в сложной ситуации возврат к старым понятиям возможен. Типичный случай, катастрофа под Пермью. 
Взлет в Сочи. Экипаж устал, не спал. Обстановка нервозная. Активным управлением, скорее всего, занимается командир. Разбег по полосе. Направление выдерживается по огням полосы визуально. После подъема передней стойки и отрыва, наземные ориентиры исчезают. Впереди темное море, горизонта не видно. Пилотирование после отрыва только по приборам. Обыкновенный стандартный взлет. Даже речи не может быть о потере пространственной ориентировки. Но в этот время что-то происходит. Происходит серьезное. Это заставляет командира, осуществляющего активное управление, отвлечься от пилотирования самолета по приборам. Экипаж решает какие-то серьезные проблемы. Стрессовые. Когда командир возвращается к пилотированию самолета, он видит, что положение самолета не соответствует нормальному положению, которое должно быть на данном этапе. Для определения положения нужно время. Стресс. Перенос старых навыков с   другого типа АГ. Положение самолета в пространстве продолжает изменяться. Командир явно путает показания АГ. Но есть же другие члены экипажа. У второго пилота свой АГ. Штурман, вообще, видит три АГ.  Почему они активно не вмешиваются? Видимо, боятся. Затюканы. Порядок у них в экипаже такой. Времени оказалось мало. Так и не разобравшись в положении самолета, упали в море. Но вопрос остался. Что явилось причиной прерывания активного пилотирования, которое привело к потере пространственной ориентировки.
  • -0.11 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (29)
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
01 июн 2017 19:06:29

С расстегнутого крючка начинается преступление.
Увы, так и в данной конкретной ситуации - мелкие недочеты, которые, случись они по одному, или в других условиях, никоим образом не сказались бы на полете - и о них забыли бы, даже не как о страшном сне, а так, как о том, что дверь в машине пришлось закрыть не с первого раза - а со второго. 
Я не спец в авиации, но вот смотрим просто на те роде бы небольшие отступления от правил, которые, накапливаясь, привели к лавинообразному развитию катастрофы. И пусть даже не отступления от правил - а отход от стандарта, от запланированного.
Начиная с того, что полетели в Сочи вместо Моздока. Мелочь. Но это одна из тех соломин, которая, в итоге, и переломила спину верблюду.
Из Чкаловского вылетели в 1.38. Как мне кажется - вряд ли экипаж перед этим спал до 15.00. Наверняка встали утром, как обычно. Т.е. к моменту взлета из Сочи - экипаж уже не спал почти сутки. И 5.20 - самый "разгар" т.н. "собачьей вахты" по биологическому времени - т.е. когда организм человека менее всего готов к какой-либо работе. Даже если он и выспавшийся.
ЦитатаПо мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле — во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Офицер никак не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.

"Кто я? Где я? Куда, ля, рулить?" - это тоже не добавляет положительных эмоций.
Взлетели
ЦитатаОднако уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, как полагают расследователи, возникла особая ситуация: командир Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели. При этом майор, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета сам, да еще и отвлек от работы коллег.
Оторвавшись от земли и задав машине правильный тангаж 15°, майор совершил первое нелогичное, с точки зрения расследователей, действие — отклонил штурвал от себя, замедлив таким образом набор высоты. На 53 сек. полета, когда самолет поднялся всего на 157 м, майор Волков приказал подчиненным убрать закрылки, хотя по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 м. При этом он сам продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге машина, оказавшись на отметке 231 м, перешла на снижение. «Ух, ё-моё!» — выругался штурман, почувствовав, как перегрузки из обычных при взлете положительных вдруг стали отрицательными.

На мой взгляд, командир мог просто вырубиться на пару-тройку секунд от недосыпа. Он обычный человек, а не киборг. И вот в эти секунды - он и стал отклонять штурвал от себя.  Очнулся, память сработала - так  - надо убирать закрылки, а руки как застыли на штурвале - так и продолжили его держать в отклоненном состоянии. 
Ну а дальше уже понеслось.
Плюс, как пишут - недостаточный для таких полетов опыт. Вернее, с формальных точек зрения - опыт есть, количество часов соответствует, но вот Опыта - нет.
Экипаж - укомплектован не полностью.
Экипаж - не слётан. Занятия - не проведены, инструктаж не прошли, план-конспекты не утверждены.
И всё вместе привело к катастрофе. 
  • +0.40 / 11
  • АУ
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2017 19:17:25

Ваши рассуждения совершенно верны. Во всём.
За исключением последнего. 
Пилот, осуществляющий активное управление на данном этапе полета уснуть не мог. Он слишком занят.  Там что-то произошло в кабине. Возможно, была уборка закрылков вместо шасси. Но, почему-то, данные записи МСРП не озвучивают.
  • -0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
01 июн 2017 19:27:07

Увы, мог. Это может подтвердить любой водитель, который в нарушение режима труда и отдыха крутит баранку. 
Устриц ел - знаю, о чем говорю. Вырубало. Причем в процессе активного управления в относительно сложных дорожных условиях.
  • +0.35 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2017 19:36:01

Сравнение не корректно. Водитель засыпает от длительного монотонного управления машиной. В режиме городского вождения, не засыпает.  Тоже, плавали, знаем.
Здесь же, выруливание, работа с оборудованием в кабине, выполнение карты, взлет. Слишком много активной работы, ни какой монотонности. Не уснешь. 
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Барристер ( Практикант )
01 июн 2017 19:37:19
Сообщение удалено
Барристер
01 июн 2017 20:46:07
Отредактировано: Барристер - 01 июн 2017 20:46:07

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2017 19:43:32

Я не знаком с записями переговоров в кабине.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Nobody ( Практикант )
01 июн 2017 23:40:48

Мну вырубало и на трассе и в городе. И на трассе и в городе с недосыпу.  Только на трассе просто вырубает и проваливаешься, а в городе на автопилоте рулишь, а потом не можешь вспомнить как доехал.
  • +0.37 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
02 июн 2017 11:55:15
Сообщение удалено

02 июн 2017 16:01:06

  • +0.22
 
 
 
 
 
 
  CRANZ ( Слушатель )
02 июн 2017 15:26:49

Сравнивать бомбилу, который и в дождь и в зной...с летчиком, обложенным регламентом начиная от питания, заканчивая отдыхом будет некорректно.
  • -0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
02 июн 2017 18:17:54

Все регламенты "начиная от питания, заканчивая отдыхом" для военного летчика перекрываются одним словом "надо"
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Мы c Преведом ( Слушатель )
04 июн 2017 04:32:06

Принять на грудь летчики перед взлетом не могли?
  • -0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SergeB ( Дилетант )
04 июн 2017 17:25:38


Фотка обломков.  Крыло. Как видим, оно пострадало очень несущественно. Даже кое-где геометрия сохранилась в первозданном виде. А оболочка двигателя - тоже помятости незначительные. Удар о воду был не сильным.
Вопрос на засыпку: что именно тогда разорвало тела пассажиров и экипажа?
Фотки крыла свидетельствуют о том, что сила удара о воду была недостаточной для разрушения самолета на тысячи обломков.
С другой стороны, если был взрыв на борту, то взрывная волна шла вдоль крыла и ударной волной крыло измочалить было затруднительно.
Наоборот - внутри фюзеляжа взрывная волна концентрировалась вдоль фюзеляжа, отражалась от стенок и т.п. То есть дезинтеграция тел во всем фюзеляже - достаточно легко объясняется.

Почему была опубликована только эта фотка - крылья меньше всего пострадали при взрыве, однако заметатели следов не сопоставили с иными фактами, поэтому случился конфуз.
Рано или поздно, мне кажется, им придется обнародовать фотки остальных частей. По степени помятости можно будет определить эпицентр взрыва. Силу взрыва - это к взрывотехникам. Особенно интересны пассажирские кресла. Они там пронумерованы же. 
  • -0.20 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
04 июн 2017 18:29:58

Поток воды скоростью 150 м/с внутри фюзеляжа это также объясняет. Он вошел в воду под углом ~12°, левое крыло отвалилось чуть раньше, зацепив за воду, правое позже. Если сомневаетесь в возможностях воды - посмотрите
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SergeB ( Дилетант )
04 июн 2017 20:39:24

В возможностях воды я не сомневаюсь. Почему фюзеляж оказался изрезанным на множество частей струями воды, а крылья нет? Вот в чем вопрос!
Фюзеляж водяными резаками потом изрезали вместе с телами?
Или потому, что фюзеляж больше, и это стало причиной непропорционального увеличения парциального давления струй воды?

Кстати, на фронтальной части крыла есть небольшая вмятина и искривление нервюр, которые, возможно, произошли от удара о воду.
  • -0.12 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
05 июн 2017 08:59:02

Обожаю прыжки с разбега в лужу от секты свидетелей теракта.
ЦитатаПарциа́льное давление (лат. partialis — частичный, от лат. pars — часть) — давление отдельно взятого компонента газовой смеси

пруф
  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SergeB ( Дилетант )
08 июн 2017 18:48:33

Мимо, я в курсе что такое парциальное давление.
В данном контексте термин был использован в качестве придания тексту наукообразности. Специально для Вас.
  • -0.20 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
05 июн 2017 18:24:36
Сообщение удалено
Виктор_русский
05 июн 2017 22:31:08
Отредактировано: Виктор_русский - 05 июн 2017 22:31:08

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Барристер ( Практикант )
04 июн 2017 19:10:15


Определяю факт и место взрыва по фоткам и степени смятости обломков автомобиля. Гарантия. Лицензия ГА. Дорого, быстро.

"Фотка раскиданной на куски машины свидетельствует  о том, что сила удара о препятствия была недостаточной для разрушения машины на тысячи обломков.

Задняя часть машины меньше всего пострадала от взрыва.

По степени ее смятости можно определить эпицентр взрыва машины.

Власти скрывают, что  ДТП  произошло от взрыва."
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  tango ( Слушатель )
05 июн 2017 05:53:55

Вообще-то, судя по флагу, это киль. А за ним стабилизатор вертикально.
  • +0.17 / 4
  • АУ
 
 
  Барристер ( Практикант )
01 июн 2017 19:26:20

Да, мог. Но как сказал летчик Леха - мне все равно, кто КВС, если не будет правильных действий КВСа, то я, как второй пилот, возьму управление и уйду на второй круг, о чем он сразу предупреждает КВС при начале работы.

КВС мог уснуть, но остальные обязаны были распознать нестандартное поведение машины и принять меры для восстановления управления, вылить кофе за шиворот КВСу, ударить в ухо - плевать что, главное вывести из ступора. Если нет  - то второй пилот должен взять управление и контролировать параметры полета, доложить на землю, вернуться. 

Поэтому Леха жив и летает, а КВС сочинского - разбился вместе со вторым пилотом. Впрочем, как и пилоты польского президентского  борта убили пассажиров в трезвую и в полном здравии.
  • +0.40 / 9
  • АУ
 
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
01 июн 2017 19:29:28

Экипаж не слетан. КВС на нервах. Лёха может быть и скажет и возьмет. А в данной ситуации - не понял, не досмотрел, побоялся. А может перед этим на земле они друг-друга покрыли сложносочиненными многоэтажными конструкциями. Всё может быть.
  • +0.13 / 4
  • АУ
 
 
 
  Иванов Иван ( Практикант )
01 июн 2017 19:30:46

КВС Качинского, оказавшийся сесть на запланированном аэродроме в Грузии - жив, но был уволен.
КВС Качинского, памятуя об увольнении своего предшественника, не отказался от посадки в Смоленске.
  • +0.26 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Барристер ( Практикант )
01 июн 2017 19:34:22
Сообщение удалено

01 июн 2017 20:46:07

  • +0.00
 
  Барристер ( Практикант )
01 июн 2017 19:20:46

Это где вы прочитали об этом?
В сливе есть информация только об активном выяснении КВСом курса взлета. И все. 
  • +0.26 / 2
  • АУ
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2017 19:40:43

Это объективный ход событий. 
  • -0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  Барристер ( Практикант )
01 июн 2017 20:13:28
Сообщение удалено

01 июн 2017 21:16:08

  • +0.00
 
 
  W1W ( Слушатель )
01 июн 2017 21:48:07

Выяснение курса взлета вообще бредятина! На кой хрен его выяснять? Можно просто глянуть на компас или на монитор GPS!
  • -0.11 / 2
  • АУ
 
 
 
  Барристер ( Практикант )
01 июн 2017 22:30:56


Ну да. Лечу я так, лечу, глядь на компас - курс 200! Правильным курсом летим, товарищи. 



Если КВС выяснял курс в процессе взлета, значит он уже не был готов к полету.
  • +0.27 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Murmur. ( Слушатель )
02 июн 2017 15:06:29
Сообщение удалено

02 июн 2017 19:16:08

  • +0.00