«Мы оказались на разрыве между старым и новым центром экономического роста, и если мы как можно быстрее не примкнем к ядру глобального экономического развития, то наша экономика будет полностью разорвана и окончательно фрагментирована, потеряет свою целостность и способность к самостоятельному воспроизводству. Поэтому для одних стран кризис оборачивается экономическим чудом, а для других — экономической катастрофой. Но именно это нужно видеть в кризисе», — сказал Глазьев RNS в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Переходный процесс смены мирохозяйственных укладов предусматривает смену институтов, которые обеспечивают воспроизводство экономики, говорит советник президента РФ.
«Мировая экономика находится в состоянии перехода от одного мирохозяйственного уклада к другому. Процесс смены технологических укладов понятен и легко прочитывается, многие страны уже вышли на линию устойчивого роста нового экономического уклада, он расширяется с темпом более 20% в год. Другие страны вроде нас топчутся на месте, не в состоянии проводить системную политику экономического развития. В этом смысле уже нет мирового кризиса — есть кризис в отдельных странах в связи с их неспособностью освоить производство нового технологического уклада из-за отсутствия системной политики развития. Мы, к сожалению, относимся к этой категории», — объясняет Глазьев.
Пример нового мирохозяйственного уклада, по его мнению, показывает КНР. «Их система сочетает планирование и рыночную самоорганизацию, гибкое управление механизмами создания кредита, обеспечение долгосрочного кредитования и инвестиций в соответствии с планами государственно-частного партнерства. Все это характерно и для Индии, и для стран Индокитая, для Кореи и Японии. Ядро глобального экономического развития уже сформировано. И в этом смысле говорить о кризисе мировой экономики довольно непродуктивно, потому что есть продолжающийся устойчивый рост экономики Китая, Индии, Индокитая, на долю которых в совокупности приходится больше, чем на США и Евросоюз, в которых сохраняется кризисное положение», — заключил он.
Глазьев настаивает на том, что деньги «не обеспечены реальными ценностями, материальными благами».
«Деньги создаются под обязательства. Если их создавать под обязательства инвесторов вкладывать капиталовложения в развитие перспективных направлений роста нового технологического уклона, то мы получаем экономическое чудо. Если деньги вкладываются в валютные спекуляции, как это делается у нас, то мы получаем катастрофу. Проблема заключается в том, что властвующая в России элитарная прослойка не хочет заниматься политикой роста и развития, им гораздо интереснее и проще получать сверхприбыли на валютных и финансовых спекуляциях, манипулировать курсом рубля и финансовым рынком, извлекая сверхдоходы за счет обесценения сбережений и доходов всех остальных», — сетует экономист.