Попытка Украины отказаться от советского наследия и ввести рыночные правила на энергетическом рынке представляет собой создание Франкенштейна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. В ходе своего выступление на Трипольской ТЭС президент Порошенко заявил, что поставки российского га......
Попытка Украины отказаться от советского наследия и ввести рыночные правила на энергетическом рынке представляет собой создание Франкенштейна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
В ходе своего выступление на Трипольской ТЭС президент Порошенко заявил, что поставки российского газа в страну были «частью гибридной войны», а перекрытием вентиля Москва хотела разрушить позицию Украины как надежного транзитера и поставить нас на колени.
«Форма гибридной войны в том, что газ поставлялся или не поставлялся? Кажется, Порошенко и сам запутался в этом вопросе. Украина не покупает у России газ с ноября 2015 года, поставки идут только на неконтролируемые Киевом территории. Россия считает их украинскими, поэтому записывает поставки в долг. Но называть поставки газа формой гибридной войны запредельный треш. Ограничения же поставок, которые имели место в 2006 и 2009 году, связаны напрямую с украинскими долгами», объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Теперь же долги Киева за поставки энергоресурсов становятся головной болью Евросоюза. Порошенко сегодня одобрил закон о реформе рынка электроэнергии на Украине. По его словам, европейская модель энергетического рынка связана с демонополизацией и реальной конкуренцией.
«До сих пор как такового рынка электроэнергии на Украине нет, там тарифы устанавливаются решением государства. Ряд предприятий производят электроэнергию, дальше они поставляют ее государственному посреднику «Энергорынок», который уже занимается тарифами. Не совсем рыночный механизм. Именно поэтому у них так актуальны вопросы с поставками угля. Если уголь будет дороже, то компаниям для оправдания своей бизнес-деятельности придется просить государство повышать тарифы, они не могут увеличить их самостоятельно.
Но повысит их государство или нет вопрос дискуссионный. Мы наблюдаем сейчас создание Франкенштейна, когда с одной стороны Украина имеет наследие советской системы, от которого они еще не ушли, а с другой пытается ввести рыночные правила, к которым по своей сути экономика страны еще не готова ни по структуре хозяйства, ни по доходам граждан», продолжает Митрахович.
От внедрения третьего энергопакета на Украине есть положительная сторона и для России. Киев после его введения не сможет создавать проблемы для транзита российского газа. Ряд экспертов предполагает, что новая модель энергетического рынка не только обязательно приведет к удорожанию электроэнергии в стране, но также позволит посредникам покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию и продавать ее за границу.
«Украина слабо синхронизирована с энергосистемой Европейского союза, фактически есть только одно такое место – Бурштынский энергоостров. Там работает тепловая станция, которая поставляет энергию в некоторые страны ЕС. Для того, чтобы строить дополнительные экспортные мощности, Украине не имеет денег.
У них действительно есть избыточная атомная генерация, что в условиях дефицита электроэнергии выглядит парадоксально. Но для ее передачи необходима соответствующая инфраструктура. Как будет организована работа украинской энергосистемы с точки зрения третьего энергопакета для меня вопрос открытый. Им придется перестраивать многие вещи, индикатором здесь станет судьба предприятия «Энергорынок» и новые подходы к установлению тарифов», резюмирует наш собеседник.
Андрей Петров, ФБА «Экономика сегодня»
Метки по теме: Андрей Петров; Ньюс Фронт; Станислав Митрахович; Транзит газа через Украину; энергетика Украины; Энергосистема Евросоюза; Ядерная энергетика Украины
Источник