Иллинойс переживает не лучшие времена. Пятый по численности штат США с более чем 12 млн. жителей фактически находится на грани банкротства. Правительство штата имеет
почти $15 млрд. неоплаченных статей бюджета и не знает, откуда на них брать деньги.
Общий долг пенсионных обязательств Иллинойса приближается к $150 млрд.
Уровень обеспеченности пенсионного фонда штата (отношение имеющихся средств к долгам) упал до критического уровня в 40%. Для сравнения: среди всех штатов этот показатель в среднем равен 75%. Пенсионная система считается стабильный, если её уровень обеспеченности превышает 80%.
Рейтинговые агентства совсем недавно все-таки очнулись и пригрозили правительству Иллинойса, что если ничего не изменится, то
с 1 июля пенсионные облигации штата получат “мусорный статус”. В таком случае
Иллинойс станет первым штатом Америки, чьи государственные облигации, которые в нормальных условиях считаются одними из самых надежных, упадут до “мусорного уровня”. Впрочем, на подходе здесь и некоторые другие экономически безнадежные штаты: скажем, Нью-Джерси или Мэриленд.
Экономический кризис обостряется политическим конфликтом между губернатором штата и местной Палатой Представителей.
Иллинойс — один из самых либеральных штатов Америки.
Демократы контролируют обе палаты местного Конгресса еще с начала 1980-х годов. Однако в 2014 году на волне консервативных побед по всей Америке губернатором штата неожиданно был избран Республиканец Брюс Раунер, бизнесмен и мультимиллионер. Раунер придерживается довольно умеренных взглядов, однако он сразу представил большую программу реформ, которая в теории могла бы вытянуть Иллинойс из той дыры, где штат сейчас находится. Раунер предложил серьезно ограничить права профсоюзов (в первую очередь государственных), приватизировать часть государственной собственности и снизить налоги.
Но его инициативы быстро оказались отклонены в Палате Представителей, чей Спикер — Майк Мадиган, считается самым влиятельным политиком Иллинойса.Конфликт между Раунером и Мадиганом, начавшийся еще в 2015 году, привел к тому, что
за два года Иллинойс не смог принять ни одного полноценного бюджета. Всё это время штат существует за счет краткосрочных бюджетных договоренностей, принимаемых Конгрессом.
Раунер отказывается подписывать бюджеты, в которых не будут учитываться его предложения, а Мадиган даже отказывается выставлять те на голосование. Это лишь еще больше усугубляет и так неутешительное состояние экономики Иллинойса.
Публичные университеты уже три года как урезают свои расходы, а школам Чикаго приходится занимать деньги у банков, чтобы оплачивать занятия учителям. Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не может.
Сейчас Конгресс штата срочно предложил новую программу по
еще большему увеличению местных налогов, чтобы попытаться хоть как-то залатать дыру в бюджете. Раньше штат на протяжении десятилетий добивался сбалансированного бюджета за счет того, что занимал средства на текущие нужды из пенсионного фонда. Местные чиновники негромко называют эту модель типичным примером экономики “банановой республики”. Но теперь это уже не вариант.
Губернатор, впрочем, против повышения налогов, и по понятной причине. Налог на прибыль и налог с продаж в округах Иллинойса доходят до 10% каждый и уже являются одними из самых высоких в США. Дальнейшее повышение налогов никак не сможет оздоровить экономику: разве что позволит еще на пару лет оттянуть банкротство.
Очевидно, что
далеко не всем нравится жить в подобном либеральном раю. Каждый год Иллинойс теряет более 100,000 человек — по подсчетам социологов, из штата уезжает один человек каждые 5 минут. Активнее всего покидают штат высокооплачиваемые специалисты и владельцы бизнеса, что неудивительно: ведь на их плечах лежит основное бремя уплаты налогов. Впрочем, напастям Иллинойса радуются соседние консервативные штаты: скажем,
Индиана или Огайо принимают десятки тысяч человек из Чикаго и других городов штата. Никому не хочется оказаться жить в штате в то время, когда он первым в истории официально объявит о банкротстве.