Это продолжение – и, в данном случае, на него повлиял пост Ратта «Если в государстве формируются группы, пораженные в политических правах, но при этом имеющие "расширенные" права экономические - куда уж серьёзнее.
А вот что староверов сгубили (впрочем как и их аналог - иудеев в ЗЕ) - это жажда власти»…
Собственно изначально я хотел написать отнюдь не о Староверах – а о том, «А что мы имеем и можем иметь сейчас?», и Староверы тут – только одни из участников исторического Процесса. Но, поскольку без Староверов – ну никак, то пришлось давать краткий анонс событий, который, по мере дальнейшего развития Темы придется расширять. А поскольку – расширять, то можно скомкать исходную, вводную часть, перейдя к тому, «а что нас, собственно, интересует». И тема тогда приобретает частично новое название «А кто такие и почему Единоверцы». Они-то вполне существуют и сегодня, и вот тезисы Ратта – в исторической ретроспективе 19 века – самое то, что надо. И вводная часть- это как раз о том, откуда и как они появились. Короче, включаем старый анекдот, подходящий по смыслу: «А как ваша хвамилия? – Сахаров…А точнее? – Сахагович…А еще точнее? – Цуккерманн». …
Читатель должен ясно представлять то, что Раскол был отнюдь не только и не столько на совести религиозных лидеров того времени. Этот процесс был специфической формой борьбы за Власть в Государстве, борьбы за форму и методы управления Государством и явился следствием противостояния огромных по тем временам социальных групп. Скорее всего – трансформация такого плана в любом случае была исторически необходима- ибо История нам дает пример той же Хованщины – когда, придя к Власти, Староверы вполне могли «вернуть все в зад» - но увы. Не вернули – и процессы трансформации продолжились.
Однако – и я еще раз подчеркиваю это – существовало действительно огромное число реально Верующих, которые «ушли» в Староверческие движения, оставаясь при этом в всвоей Вере – строго Православными и выполняя религиозные обряды строго по старым канонам. Со временем возникли Проблемы – при исполнении таковых. В частности, на примере вышеописанной Ветки стало невозможным осуществлять Миропомазание – кончилось МИРО из старых запасов. С великим трудом проблему решили – заменив один из компонентов ДРЕВЕСНЫМ МАСЛОМ – но решили проблему КАНОНИЧЕСКИ – найдя в священных книгах упоминание того, что такое возможно. Хуже всего дело было с попами. Старые – умирали, заменить их было почти не кем. Нужен был свой Архирей, которого, увы, у староверов не имелось. Попытки «выписать» Православного Архирея из Грузии или Молдавии по внешним политическим причинам оказались не удачными. Не буду сейчас подробно расписывать эпопею с попами – но это одно из самых драматических событий в Истории старообрядчества. Короче – одно из решений именно самих Староверов было обращение к Святейшему Синоду РПЦ с просьбой о назначении к ним Архирея, при условии сохранения за ними ведения Службы по старому обряду. Естественно – далеко не все староверы поддержали такую «замечательную мысль», но для не малой части – это было выходом из сложившейся ситуации.
Однако со стороны Священного Синода эта ситуация получила поддержку в лице Митрополита Платона. (О нем отдельно писать нужно
отдельно - дюже яркая личность)
Митрополит Платон на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде и посмертная литография его.
По предшествующим 1800 году просьбам старообрядцев отношения и положение соединенно-старообрядческих церквей в границах Русской православной церкви не были регламентированы в подробностях и предоставлялись на усмотрение местного епископа. В мае 1799 года московские старообрядцы, потерпев неудачу при переговорах с митрополитом Платоном (Левшиным), обратились лично к императору с просьбой, в которой ходатайствовали о даровании отдельного епископа с местопребыванием в Рогожской слободе. По мысли просителей данный епископ должен был бы управлять всеми присоединившимися к Русской церкви старообрядцами.
3 июня 1799 года император издал указ, по которому предписывал управлять делами московских старообрядцев архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову). Последний высказал ряд требований (поминовение на Великом входе царя, Синода и правящего архиерея), выполнить которые старообрядцы отказались. Новый императорский указ от 22 августа1799 года предписывал прекратить с московскими старообрядцами всякие отношения. Жесткая линия Павла I заставила старообрядцев Москвы вновь искать сближения, но уже на ограниченных митрополитом Платоном (Левшиным) условиях.
Позже, на основании «ходатайства о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских, единоверие, как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью», было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года.
В итоге: Единоверие - часть в РПЦ, учрежденная в 1800 для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие задумано наподобие западной унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод или патриарха, вполне подчиняясь им. 1800 - это год официального признания, создания "Правил единоверия" Решение это на те времена казалось весьма разумным, Муравьев,кстати - был горячим сторонником его- как предпосылки к единению Церкви. Но у нас - Россия, однако... Хотели как лучше,... а вот то, что получилось - это и есть Тема данной серии постов. И в плане Единоверия - тут Ратт прав на все 100. В России появились Официальные Непритуты. А раз так - то уж лучше повода для борьбы за Власть - придумать не возможно. И панеслооось...и грохнуло так, что кости только сейчас начинаем собирать...
( Так что нужно внимательно смотреть: Какой старовер? Единоверческий или иной Ветви Православия? - вот этот Вопрос "замылен" до нельзя. А в нем - и вся Суть многих проблем.