В начале мая министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Финляндию, летом туда предполагает отправиться с визитом и президент Владимир Путин. Тем самым подчеркивается значимость отношений с данным государством для России – тем более что в Финляндии не утихают дискуссии о возможном вступлении в НАТО. Москве очень важно, чтобы северо-западный сосед сохранял свой нейтралитет.
Тут стоит напомнить, что и благосостояние самих финнов, в значительной степени, зиждилось на их умении поддерживать стратегию разумного баланса. Даже в самые суровые годы холодной войны Хельсинки умудрялся дружить и экономически взаимодействовать как с НАТО, так и с государствами Варшавского договора. Знатоки утверждают, что именно это, плюс нефтяной кризис 1973 года, ставший сильным ударом для всего Запада, кроме финнов, получавших советскую нефть по расценкам СЭВ (то есть как соцстрана, ею не будучи) и позволили им развить свою экономику. Но в настоящее время финны, как члены ЕС, тоже столкнулись с последствиями «войны санкций» с Россией.
К тому же некоторые тамошние политики подхватили клич об «агрессивном и непредсказуемом восточном соседе», который, дескать, тщится «восстановить былое имперское величие». Усилились толки о необходимости вступления в НАТО, дабы «после аннексии Крыма обеспечить гарантию безопасности».
Сам альянс тоже хотел бы видеть финнов в своих рядах – особенно усердствует в этом отношении Эстония. Бывший президент Тоомас Хендрик Ильвес, ушедший в отставку в начале октября прошлого года, незадолго до ухода с поста считал нелогичным, что Финляндия и Швеция предпочитают заключить двусторонние договоры по обеспечению безопасности с США вместо того, чтобы вступить в НАТО.
А в начале нынешнего мая разразился скандал. Президент Финляндии Саули Ниинистё назвал «уму непостижимой» статью издания Iltalehti («Вечерняя газета»), в которой утверждается, что между главой государства и парламентом существуют крупные разногласия в отношении политической линии по вопросам безопасности. «Одной из сторон работы президента является то, что откуда-то со стороны мне приписывают мысли и мотивы, которых не существует», – пожаловался Ниинистё. Он отдельно выразил недовольство автором статьи в Iltalehti Олли Айнолой, написавшим, что президент и парламент не придерживаются единого мнения о том, будет ли Финляндия, наряду с другими странами ЕС и НАТО, оказывать военную поддержку странам Прибалтики. Айнола пишет, что «парламент пытается на практике полностью отказаться от военной поддержки, но линия правительства и президента страны является в этом отношении положительной». По мнению Айнолы, «разногласия пока тлеют в кулуарах, но проблемы могут возникнуть после парламентских выборов, если к власти придет левое крыло, выступающее против военной помощи, и консервативно настроенные центристы, а президентом будет Ниинистё».
Парламентские выборы в Финляндии состоятся в апреле 2019 года, а президентские – в следующем январе. По мнению журналиста Iltalehti, главными сторонами раздора по вопросу оказания, в случае необходимости, военной поддержки прибалтам являются президент Саули Ниинистё и бывший глава МИД Эркки Туомиоя (Социал-демократическая партия Финляндии). Как следует из статьи, «Туомиоя смог протащить от лица всего парламента резолюцию, с помощью которой парламент сможет опрокинуть основную линию политики безопасности президента Ниинистё». Однако, как заявил президент, ни он, ни Туомиоя никогда «не расставались в раздоре». Туомиоя также прокомментировал статью Iltalehti на своем сайте, выразив непонимание, «с чьей подачи и для чего такие материалы пишутся».
Добавим, что статья Iltalehti о том, что между президентом Саули Ниинистё и парламентом существуют крупные разногласия в отношении возможности оказания военной помощи южному соседу, получила огласку также в эстонских СМИ. Как пишет издание Postimees («Почтальон»), данный вопрос прокомментировали среди прочих местный министр обороны Маргус Цахкна и депутат Рийгикогу Марко Михкельсон, ранее руководивший оборонной комиссией и комиссией по иностранным делам в парламенте Эстонии. Цахкна заявил, что Эстония является членом НАТО, и страну защищает коллективный договор альянса. «Финляндия не состоит в НАТО, но я могу успокоить наших финских друзей. У вас нет никаких причин для беспокойства, Эстония непременно придёт на помощь, если Финляндии будет угрожать опасность», – написал Цахкна в своём «твиттере». Депутат Михкельсон, в свою очередь, отмечает, что не удивлён постановкой вопроса. Он напоминает, что «в отличие от Швеции финские политики всегда были немногословны в вопросах оказания военной помощи странам Балтии».
В июне прошлого года премьер-министр страны Юха Сипиля признал, что Финляндия может подать заявку на вступление в НАТО, но это потребует широкой поддержки населения. «Если однажды мы придём к этому решению, будет проведен референдум. Это не значит, что те, кто принимает решения в стране, передают свою ответственность. Это означает, что они понимают, что такое большое дело касается нас всех, как нынешних, так и будущих поколений», – сказал Сипиля. Премьер подчеркнул, что Финляндия – это страна, «не входящая в военные блоки, которая, однако, допускает возможность подачи заявки на вступление в НАТО». Месяцем ранее президент Нийнистё также высказал мнение, что вопрос о вступлении страны в Североатлантический альянс необходимо решать на общенациональном референдуме. Однако, по его словам, у государства хватает возможностей для обеспечения своей безопасности.
К слову, согласно данным опросов общественного мнения, на конец 2014 года против членства страны в альянсе выступало 59 процентов финнов.
Впрочем, тот факт, что Финляндия ещё не в НАТО, не мешает этому государству участвовать в учениях альянса. Так, в частности, с 6-го по 8 июня 2016 года в воздушном пространстве стран Прибалтики прошли маневры Ramstein Alloy-2. В них оказались задействованы около двадцати военных самолетов Португалии, Великобритании, Германии, США, Литвы и Финляндии. Уже в мае этого года стартовали учения «Весенний шторм - 2017». Маневры проходили с 8-го по 26 мая на северо-востоке Эстонии, недалеко от границы с Россией. В них участвовали солдаты из США, Великобритании, Франции, ФРГ, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, Канады, Финляндии, Украины, Испании и Грузии. Глава МИДа Финляндии Тимо Сойни на пресс-конференции по итогам прошлогодних переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым специально подчеркивал, что его страна участвует в учениях НАТО ещё с 1993 года – и они не направлены против России. Однако сам факт подобных мероприятий заставляет, конечно, россиян нервничать.
В начале февраля стало известно, что эстонцы и финны совместно закупят не менее двенадцати самоходных артиллерийских установок K9 Thunder. В Эстонии восприняли данный факт с большим оптимизмом. Министр иностранных дел этой страны Свен Миксер заявил финскому изданию Helsingin Sanomat, что «Финляндия и Эстония – находящиеся рядом друг с другом маленькие страны, которые по-разному устанавливают отношения с крупными державами». Министр уверен, что «взгляды Финляндии и Эстонии в вопросе безопасности в регионе Балтийского моря совпадают, хотя акценты ставятся по-разному». Он добавил, что «в основе внешней политики и политики безопасности Эстонии лежит доверительное отношение к Америке, как к самому сильному члену НАТО». Как откровенно сказал финнам Миксер, на действия России можно и нужно влиять – и для этого, по его мнению, надо заниматься нагнетанием страха. «Мы в Эстонии не считаем Путина нерациональным. Он очень даже рациональный, очень расчётливый, и поэтому на него можно оказать влияние запугиванием», – сказал политик. Но он добавил, что не торопит Финляндию присоединиться к этой политике.
«Мы верим, как в сдерживание, так и в диалог», – говорил Саули Нийнистё во время встречи со своей эстонской коллегой Керсти Кальюлайд.
В ноябре прошлого года министр обороны Финляндии Юсси Ниинистё заявил, что россияне не проявляют никакой склонности к каким-либо угрозам в отношении его страны. Поэтому он не видит никаких проблем в размещении ракетных комплексов «Искандер-М» в Калининградской области.
Это были вполне разумные слова, но события начала нынешнего года ввергли некоторых в недоумение. Влиятельное финское издание Yle объявило, что армия страны установила «фильтры» для лиц с двойным гражданством Финляндии и России. Им запрещено занимать в вооруженных силах кадровые должности, а срочников не подпускают к информации, «имеющей важное значение». Ранее такой практики в отношении солдат срочной службы не было. Также имел место случай, когда обладателю двойного российско-финского гражданства армия отказала в назначении на пост, который ранее ему предлагался. О сути скандала рассказал проживающий в Финляндии блогер и переводчик Александр Коммари: «Началось, как я понимаю, с того, что в одной из бригад финской армии не допустили на курсы по обучению управления дронами солдатиков, имеющих двойное, при этом русское, гражданство. Сама ситуация, когда в финской армии служат носители русского гражданства, довольно типичная. Тысячи детей переехали в Финляндию из России в 90-е и позже. Многие при этом сохраняли гражданство РФ, потому что в начале нулевых финны перестали требовать обязательного отказа от гражданства другой страны при принятии финского. Это делалось не только для "русских" финнов, но и для шведских или американских. Теперь же подули другие ветра, и вот уже президент Ниинистё вслух рассуждает о возможном конфликте лояльностей. Сам скандал, как всегда, очень лицемерен – человек с русским гражданством и раньше вряд ли мог рассчитывать на попадание в полицию (на хорошую должность – каким-нибудь переводчиком мог), МИД, армию. Но теперь всё это озвучили вслух».
Тем не менее визит Сергея Лаврова к финнам прошёл на позитивной ноте. Стороны отметили постепенное восстановление товарооборота, усиление культурных связей, поговорили о ситуации на Украине, в Сирии и на Корейском полуострове. Лавров и его финский коллега Тимо Сойни рассказали об инициативе Хельсинки по повышению безопасности на Балтике. Речь идет о «плане Ниинистё», предполагающем обязательное включение транспондеров при полетах авиации России и НАТО. Оба дипломата отметили, что инициатива были выдвинута ещё летом прошлого года, но представители альянса только недавно сообщили, что готовы её обсудить.
Сойни назвал состоявшиеся переговоры «конструктивными». Результат не замедлил сказаться – вскоре посол Финляндии в РФ Микко Хаутала заявил, что его страна не планирует вступать в НАТО.
«Наша политика такова, что у нас партнерские отношения с НАТО, но Финляндия не является членом альянса. Мы, конечно, считаем, что у нас, как у суверенного государства, есть право самим определять свою внешнюю политику. И в нашей внешней политике нет планов вступить в НАТО», – подчеркнул посол.
Зато некоторые соседние страны, как и следовало ожидать, восприняли переговоры россиян с финнами без особой радости: та же Эстония заявила, что самолет Лаврова нарушил её воздушное пространство во время полета в Финляндию.
К слову, для Москвы внимание к Финляндии обусловлено не только стремлением обеспечить рубежи, но и возможностью использования этой площадки для переговоров с западными лидерами. Финны уже несколько раз озвучивали предложение провести на своей территории переговоры Дональда Трампа и Владимира Путина. Желание Хельсинки взять на себя посреднические функции свидетельствует о том, что к настоящей конфронтации с РФ финны всё же не стремятся. Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич сказал автору этих строк: «Вопрос членства Финляндии в НАТО, а также проблема милитаризации данного государства, военной кооперации между Хельсинки и Стокгольмом для нас является предельно важным. Финны накопили огромный опыт эффективного экономического и политического взаимодействия в рамках Российской империи, а позже с Советским Союзом, Российской Федерацией. Этот опыт страшно мешает той части финской элиты, что променяла национальные интересы на стеклянные бусы "атлантических ценностей", довести свою страну до открытой военной конфронтации с РФ. Но население Финляндии, в большинстве своём, против вступления в НАТО. А в Финляндии к мнению людей, избирателей принято прислушиваться».