Противостояние сторонников боливарианской власти и оппозиционных сил приобрело столь затяжной характер, что Венесуэлу сравнивают с пороховой бочкой. Взаимной ненависти накопилось много, рвануть может в любой момент. Кровавые вылазки боевых групп оппозиции, ставшие чем-то обыденным в Каракасе и других городах, чреваты перерастанием в «майдан по-венесуэльски».
В боевики рекрутируется главным образом студенческая молодёжь из университетов, где во времена Четвёртой республики («до Чавеса») взращивалась белая управленческая элита, проамериканская, реакционная, ориентированная на классовое и расовое доминирование. Мулаты, негры и индейцы должны знать своё место! Популистская идеология Уго Чавеса – «вся власть народу!» – отодвинула прежних хозяев жизни в сторону, резко сократив влияние олигархов и их клиентуры на принятие решений в стране, доступ к финансовым потокам, формирование структур власти. Принятие Конституции 1999 года вовлекло в политическую жизнь нижние слои общества, а молодёжь, родившаяся в бедняцких ранчос, стала получать образование, успешно конкурируя с отпрысками из состоятельных классов.
Беспрецедентные по ожесточённости атаки на режим ведут те же самые круги, которые засветились в заговоре апреля 2002 года, когда Уго Чавес был ненадолго отстранён от власти. Самозваное правительство Педро Кармоны Эстанги распустило парламент, Верховный суд и приостановило конституцию страны. Государственный переворот был поддержан посольством США, которое, однако, не сумело закрепить успех заговорщиков. Опираясь на поддержку народа, сторонники Чавеса в армии и члены его личной охраны восстановили контроль над президентским дворцом. Заговорщикам пришлось спасаться бегством, они обосновались в США, Колумбии, Панаме, на Кюрасао и Арубе. Сейчас эти колонии эмигрантов активно используются американскими спецслужбами для заброски в Венесуэлу оружия, денежных средств, подготовки боевиков. Стали известны факты отправки боевикам оппозиции так называемых таблеток мужества – каптагона, мощного амфетамина, который укрепляет физическую выносливость и подавляет чувство жалости к «объектам» насилия: чавистам и членам их семей, военнослужащим и полицейским.
Сложная обстановка в Венесуэле на руку преступному миру. Особенно агрессивны выходцы из Колумбии, бывшие paramilitares, которые использовались для борьбы с партизанами. Органы правопорядка ведут ожесточённую борьбу с преступным миром и, надо сказать, патронов не жалеют. При этом заговорщики из оппозиции прибегают к услугам уголовников для организации поджогов, диверсий на транспорте и электросетях, нападений на торговые центры и склады с продовольствием.
Подстрекательскую роль играют телеканалы, радиостанции, газеты, запускающие в оборот слухи о «зверствах» режима, «пытках» в казематах SEBIN – Боливарианской службы национальной безопасности, а также военной контрразведки. В прессе преобладает негативная оценка ситуации в стране. Радиостанции вещают о правительственной коррупции, спекуляции продуктами первой необходимости, зарубежных долларовых счетах боливарианских «партократов». Массированное промывание мозгов негативно сказывается на умонастроении значительной части населения, рейтинги президента Николаса Мадуро и его ближайших соратников снижаются.
На этом фоне проявляют активность силы, позиционирующие себя как «истинные чависты» и выступающие с критикой Мадуро. Среди «критиков» немало сомнительных персонажей. Достаточно упомянуть Никмера Эванса (Nicmer Evans), выступающего в сетях как политолог альтернативного толка. Вся его «альтернатива» сводится к тезису «Мадуро, уходи в отставку ради блага страны». Многие боливарианцы считают Эванса перспективной разработкой ЦРУ для внедрения в будущее руководство Венесуэлы.
В венесуэльской конфронтации организующей «внешней силой» являются спецслужбы США, о чём постоянно напоминает Николас Мадуро. Венесуэльское руководство получает из различных источников достоверные сведения о масштабе заговора против боливарианской революции, о финансировании подрывных акций оппозиции, подкупе чиновников, функционеров Единой социалистической партии (PSUV), представителей силовых структур.
Время от времени резидентура ЦРУ проводит «замеры» политической лояльности кадров в силовых ведомствах Венесуэлы. Примечательна история с «венесуэльским Рэмбо» – сотрудником полиции (Cuerpo de Investigaciones, Científicas, Penales y Criminalisticas) Оскаром Пересом, 34-летним пилотом вертолёта. Вопреки его утверждениям, Перес никогда не был спецназовцем, но любил позировать с аквалангом, прыгал с парашютом, практиковался в снайперской стрельбе, преуспел в служебном собаководстве и часто размещал свои «боевые» фото в Интернете.
На красавчика с голубыми глазами обратил внимание режиссёр, подбиравший массовку для кинофильма «Отложенная смерть». Перес появился в двух-трёх эпизодах фильма, но и этого оказалось достаточно, чтобы слава вскружила ему голову. Нарциссист, поклонник голливудских боевиков стал лёгкой добычей – во время стажировки в США он был завербован ЦРУ.
Доступа к государственным секретам у Переса не было, поэтому ЦРУ использовало его в операции голливудского плана. 27 июня он совершил облёт Каракаса на похищенном служебном вертолёте с плакатом, призывающим граждан к неповиновению. Он сбросил на здание Верховного суда Венесуэлы четыре гранаты и наугад сделал несколько выстрелов. В видеообращении Переса, сразу же появившемся в Интернете, прозвучали слова: «Президент Николас Мадуро Морос, мы требуем твоей немедленной отставки вместе с твоими министрами и немедленного объявления всеобщих выборов!»
Авантюра Переса наделала много шума. В СМИ появились домыслы о том, что за ним стоит разветвлённая организация в венесуэльских спецслужбах и армии. Однако скептики обратили внимание, что своё видеообращение Перес зачитал «в сопровождении» 4-х манекенов в масках и чёрной униформе. С кадрами у него явные проблемы. Вертолёт был обнаружен через день после акции в гористом районе неподалёку от Каракаса. Поиски Переса продолжаются, не исключается его побег на катере на один из карибских островов – Кюрасао или Арубу, где действуют консульские представительства США. Эксперимент ЦРУ с призывом к венесуэльским силовикам взять судьбу страны в свои руки завершился ничем, а в оппозиционных СМИ появились предположения о том, что Перес – это агент SEBIN, пытавшийся выманить из подполья враждебно настроенных военных…
В конце июля в Венесуэле должна собраться Конституционная ассамблея, которая займётся внесением поправок в Основной закон страны. В ассамблею войдут 565 депутатов — представители территориальных единиц, прежде всего сельских, где чависты сохраняют прочные позиции, а также трудовых коллективов фабрик, заводов и профсоюзов, поддерживающих правительство Мадуро. Идея созыва Конституционной ассамблеи, выдвинутая верным соратником Чавеса – Дьосдадо Кабельо, была поддержана чавистами из правительственных структур и правящей партии PSUV. Некоторые из них оставили свои должности, чтобы стать депутатами Ассамблеи. Среди них – бывший министр иностранных дел Делси Родригес, вице-президент Аристобуло Истурис, жена Николаса Мадуро – Силия Флорес и другие.
Оппозиция активизирует пропагандистскую и уличную борьбу за срыв усилий правительства по созыву Конституционной ассамблеи. По словам спикера венесуэльского парламента, оппозиционера Хулио Борхеса, попытка реформировать конституцию лишь усилит противостояние в обществе.
Ближайшая задача заговорщиков – свержение «незаконного» (с их точки зрения) президента Николаса Мадуро и зачистка органов власти от кадров PSUV и военных назначенцев, на которых опирался Чавес.
Однако Мадуро оказался твёрдым орешком для оппозиции, недаром из её рядов раздаются заявления о том, что «малограмотный» Мадуро – это тиран и могильщик демократии. Чавес не ошибся с выбором Мадуро в качестве преемника. Бывший водитель автобуса получил политическую закалку под непосредственным влиянием Чавеса, был его телохранителем, а позже, на всех этапах становления боливарианской власти работал на ответственных постах, в том числе министром иностранных дел и вице-президентом. Умение держать удар – главное в характере Мадуро. Он сохраняет самообладание в любых обстоятельствах; вначале боливарианского лидера испытывал на прочность Обама, а сейчас с заявлениями об «ущемлениях демократии» в Венесуэле выступает Трамп.
По сообщениям информагентств, Николас Мадуро предпринял шаги по налаживанию диалога с новым президентом США, предложив провести переговоры на высшем уровне, чтобы обсудить все вопросы, которые представляют интерес для сторон. Телеканал VTV процитировал слова президента Венесуэлы: «Если господин Трамп желает поговорить о мире, уважительных отношениях, я готов общаться, так как верю в дипломатию мира».
Одновременно Мадуро призвал США отказаться от поддержки венесуэльской оппозиции. Боливарианская революция продолжается вопреки всем заговорам.