Кипрский политолог, член межобщинного диалога по урегулированию кипрской проблемы, экс-секретарь Министерства юстиции и общественного порядка Кипра Петрос Кареклас:
Прежде всего следует объективно рассмотреть принципы урегулирования, которое получило название «План генсека ООН Антониу Гутерриша», и выяснить, кто внес предложения в эту компромиссную программу воссоединения острова. Президент Кипра Анастасиадис в Кран-Монтане, несмотря на возражения оппозиционных партий, сделал предложения, практически удовлетворяющие в значительной степени внутренние требования другой стороны. Настала очередь Турции окончательно согласиться с тем, что Кипр, как выразился Гутерриш, станет «нормальным государством» и не будет иметь на своей земле войска третьих стран, обладающих правом вмешательства. Но Турция отказалась пойти на компромисс, настаивая на том, что войска останутся на Кипре для защиты турецкой общины. На деле это означает военно-стратегический контроль над Кипром.
Пока непонятно, как будут развиваться события дальше. Думаю, что турецкое руководство видит решение кипрского вопроса в контексте общих отношений между ЕС и Турцией, но еще слишком рано что-либо предполагать о перспективах отношений между Анкарой и Брюсселем после парламентских выборов в Германии в сентябре этого года.
Завотделом международных отношений Ближневосточного университета Северного Кипра Хусейн Ишыгсал:
Руководители греческой общины организовали соответствующую пропагандистскую кампанию на международном уровне. Дело было представлено так, будто уже достигнуто согласие по пяти важным аспектам урегулирования: владению землей, имуществом, отношениям с ЕС, экономике, власти и силовым структурам. Однако по многим из этих значимых вопросов между сторонами остаются различия во взглядах. К примеру, предложенные турецкой стороной механизмы очередности президентской власти и принятия важных государственных решений не устраивали греков-киприотов.
Есть серьезные разногласия и по вопросу владения землей. Греки заявили, что только после решения вопроса владения землей будут вести переговоры об очередности власти. В то же время турецкая сторона не намерена отдавать контроль над регионами Гюзылюрт и Карпази, тогда как греки требуют передачи им Гызылюрта, причем без каких-либо условий.
Другой спорный вопрос - будет ли действовать принцип ЕС по свободе проживания на всей территории Кипра? Если греческая сторона выступает за полную свободу проживания на всей территории, то турки-киприоты хотят сохранить нынешний демографический статус, при котором турецкая община составляет большинство на севере страны.
Имеется несогласованность и по поводу предоставления проживающим в Кипре гражданам Турции прав, которыми пользуются граждане стран - членов ЕС. Греческая сторона не согласна на право преимущества правил ЕС для турецких граждан.
Но самая главная проблема - это вопрос безопасности турецкой общины. В тот момент, когда греки заявили, что на острове не должны находиться турецкие военные и не будет никаких гарантий безопасности туркам-киприотам, переговоры сорвались. Учитывая трагические события прошлого, принцип «ноль - военных, ноль – гарантий» не может устроить ни турок-киприотов, ни Турцию. По опросам общественного мнения, 90% населения Северного Кипра считает нахождение на острове турецких военных гарантией безопасности. Тем не менее, турецкая сторона заявила, что вновь рассмотрит вопрос безопасности, и выразила готовность значительно сократить число военных на Кипре, а лет через 15 обсудить и возможность вывода войск. В ответ на это руководители греков-киприотов не проявили конструктивизма и покинули переговоры.
источник